IV.2.1. Формирование побудительных тенденций.
Программа сбора, систематизации и накопления данных об изучаемом лице в целях составления его социально-психологического портрета для решения задач правоохранительной деятельности.
Вводная часть.
Во вводной части формулируется основная задача составления социально-психологического портрета изучаемого лица, применяемые методы и методики, материалы, на основе которых он создается.
Часть I. Общие данные.
В первой части, кроме установочных данных и сведений об основных социально-демографических характеристикахизучаемого лица, совершаемых асоциальных и противоправных действиях, указываются внешние признаки, краткий словесный портрет, особые приметы и т.д.
Ряд этих характеристик, например, асоциальные и противоправные действия, род занятий, условия работы, быта, досуга, особенности поведения и т.п. более подробно рассматриваются в других разделах программы при изучении условий и индивидуального образа жизни.
1.1. Установочные данные:
пол, время и место рождения, национальность, социальное и национально-этническое происхождение, гражданство, место жительство (может быть несколько), образование, основное занятие, профессия, специальность, должность, место работы, членство в общественных организациях (клубах, секциях., партиях и др.), семейное положение, знание языков и т.п.
1.2. Асоциальные и противоправные действия
Описание и краткая характеристика асоциальных и противоправных действий изучаемого лица
Применявшиеся меры воздействия с целью предупреждения и пресечения асоциальных и противоправных действий изучаемого лица
Меры предупредительного характера.
Выделяются и фиксируются характер, результаты и отношение к применявшимся мерам профилактического характера, особенности поведения и психологических характеристик, которые проявлялись при проведении этих мероприятий.
Привлечение к административной, уголовной ответственности.
Засовершение каких преступлений привлекался к уголовной ответственности, отношение к обвинению, мере наказанияи т.п., особенности поведения и психологических характеристик, которые проявлялись в процессе следствия и отбытия наказания.
1.3. Внешние признаки:
1.3.1. Лицо (общее впечатление, краткий словесный портрет, особенности)
1.3.2. Рост(высокий, средний, низкий, аномалии).
1 3.3. Телосложение,фигура, вес (стройный., полный, тучный., атлетический, худой, очень худой, сутулый, сгорбленный, астенический и т.п.);
1.3.4. Движения(быстрые, порывистые, замедленные, резкие, плавные; амплитуда - большая, средняя, малая; темп - высокий, средний, низкий и т. д.);
1.3.5. Походка (плавная, размашистая, угловатая, скачущая, неуклюжая, расслабленная, мягкая, осторожная, тяжелая, напряженная и т.п.);
1.3.6. Голос (приятный, неприятный, громкий, приглушенный, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый; тональность, высота., манера говорить - громко, тихо и т.п.);
1.3.7. Речь(логика, темп, паузы, словарный запас, плавность и легкость,
пространность и длительность высказываний, застревание на определенных те
мах, эмоциональная насыщенность, интонационные характеристики и т.п.);
1.3.8. Одежда (опрятен или неопрятен, придерживается моды или нет,
стиль одежды, как предпочитает одеваться: небрежно, просто и со вкусом,
функционально - чтобы было удобно, добротно, вызывающе, спортивного, делового типа, дорого и вычурно, дорого и в соответствии с последним криком моды, в соответствии с определенными образцами или групповыми
стандартами и т.п.);
1.3.8. Манеры(культура поведения и общения: вежливость, тактичность,
соблюдение общепринятых норм или противоположные характеристики; производит приятное или неприятное впечатление на окружающих; выразительность или бедность мимики; ловкость или скованность в движениях и т.д.).
Часть II. Основные особенности условий жизни, воспитания и формирования личности
2.1. Где и кем воспитывался в детстве.
Родители, братья и сестры, другие родственники и лица,оказывавшие влияние на формирование личности изучаемого (социальное положение, образование, профессия, согласие между собой, отношение к детям, увлечения, средства на жизнь, постоянное занятие, проведение свободного времени и т.д.).
Места проживания семьи в период детства и юношества,Характеристика места рождения и проживания (город: большой, средний, маленький; деревня, особенности места рождения).
Раннее детство(какой ребенок по счету, жизнь в семье, братья и сестры, взаимоотношения между ними; события в семье в первые годы жизни).
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях и школе(характеристика школы, любимые предметы, школьные прозвища, взаимоотношения со сверстниками, нарушение школьной дисциплины, наказания за поведение, успехи, оценка учебной деятельности; характерные события жизни и особенности поведения).
Другие учебные заведения(причина поступления, планы перед поступлением, успехи, получение знания, умения и навыки; характерные события).
Трудовая деятельностьв молодости и служба в армии(характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность).
2.2. Общая характеристика условий жизни изучаемого лица в детстве
и юности
- жилищные и санитарно-гигиенические условия;
- предметно-вещевое окружение;
- бюджет семьи и источники жизненных благ;
- взаимоотношения между родителями;
- взаимоотношения с родителями, другими ближайшими родственниками;
- культурные, нравственные и иные ценности семьи;
- другие особенности условия жизни в данный период.
2.3. Выводы о возможном влиянии условий жизни и воспитания в дет-
ском и юношеском возрасте на формирование личности.
Выделяется, что наиболее сильно повлияло на формирование личности и какие особенности поведения, психологические свойства сформировались под влиянием окружающих лиц, внешних обстоятельств, условий жизни и воспитания в рассматриваемый период.
Часть III. Жизненный путь в зрелом возрасте и его анализ по ведущим сферам жизнедеятельности.
В третьей части с учетом основных компонентов индивидуального образа жизни изучаемого лица выделяется несколько относительно самостоятельных разделов. В каждом изтаких разделов накапливаемые данные систематизируются в соответствии с выделенными позициями, объединенными в определенные функциональные 6локи или подразделы.
3.1. Трудовая деятельность, другие способы и источники получения
средств к жизни.
3.1.1. Общая характеристика трудовой деятельности:профессия, специальность, должность, заработная плата, места учебы и работы в хронологической последовательности, причины (мотивы) их выбора и смены
3.1.2 Отношение к работе.Указываются конкретные цели, мотивы,
другие причины,определяющие трудовую деятельность. При этом учитывается, что она может быть обусловлена несколькими причинами и рядом мотивов. Например:
- получением основных средств к существованию;
- использованием как своеобразного 'прикрытия" асоциальных и противоправных действий (чтобы не привлекать внимания правоохранительных органов или окружающих людей и т. п.);
- условия и характер трудовой деятельности способствуют участию в совершении асоциальных и противоправных действий (фиксируются какие конкретно условия и чем способствуют);
- наличием развитых профессиональных интересов, увлеченностью содержанием профессиональной деятельности; стремлением сделать карьеру (из-за престижных или материальных соображений, авторитета и популярности среди определенной категории лиц и т.п.);
- высокая квалификация в данной области будет необходима в других условиях (при эмиграции и т.п.};
-наличием возможностей использовать служебное положение в личных
целях, получения различных жизненных благ, оказания помощи родственным и
иным связям, в том числе по асоциальной и противоправной деятельности и т.д.
3.1.3 Другие способы и источники получения средств к жизни (их наличие и краткая характеристика).
Фиксируются конкретные источники и способы, а также содержание и объем получаемых средств и различных жизненных благ.
Например: предпринимательская деятельность, взяточничество, спекуляция (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.), мошенничество, содержание за счет родителей или родственников, любовников или любовниц, получение материальной помощи (из различных источников, включая различные фонды и благотворительные организации, в том числе зарубежные, от сообщников по асоциальным и противоправным действиям и др.) и т.д.
3.1.4. Отношение к другим способам и источникам получения жизненных благ.
Гордится своим умением добывать жизненные блага, в том числе с нарушениемморально-этических и правовых норм, воспринимает это как должное или как необходимость, трудную обязанность, тяготиться этим, испытывает угрызения совести и т.д.
3.1.5 Взаимоотношения с окружающими людьми по месту основной работы (учебы) и при использовании других способов получения средств к жизни и различных жизненных благ.
Фиксируется с кем конкретно поддерживаются отношения, их характер и основа (например: общность профессиональных, меркантильных или иных интересов; общность взглядов; зависимость в служебном, материальном или ином
плане: эмоциональная окраска - симпатия, антипатия, доверительность. уважение как авторитета в области.. . . преклонение и т.п.).
Определяется, кто может оказывать существенное (позитивное или негативное) влияние на изучаемое лицо и на кого может существенно влиять он.
3.1.6. Особенности поведения, общения, психологические характеристики. проявляющиеся в основной трудовой деятельности и при использовании иных способов получения средств к жизни и различных жизненных благ.
Выделяются в первую очередь те особенности поведения и общения, способности, знания, умения и навыки, а также привычки, другие психологические свойства, которые необходимо учитывать при решении задач правоохранительной деятельности.
3.2. Особенности условии жизни и поведения в семейно-бытовой сфере
3.2.1. Условия быта и семейной жизни.
Наличие семьи (первой, второй и т.д. ), члены семьи, близкие родственники, любовница (любовник, сожитель) и их краткая характеристика. Жилищные, бытовые условия, обстановка в квартире и ее особенности, бюджет семьи, наличие материальных ценностей, отношения собственности и т.д.
3.2.2. Взаимоотношения в семье.
Отношения конфликтности(разобщенности): разногласия, размолвки, ссоры, скандалы, измены, уход одного из супругов из семьи и т.п.
Отношения согласия:любовь, страсть, верность, взаимное уважение, доверительность, общность интересов (каких конкретно), безразличие, сохранение семьи ради детей, экономических интересов (или по другим каким-либо соображениям) и т.п.
Члены семьи(кто конкретно и в отношении каких именно взглядов и действий): разделяют асоциальные взгляды изучаемого лица, знают о совершаемых им асоциальных и противоправных действиях, являются его единомышленниками и/или соучастниками, поддерживают его, пытаются держать или ограничить участие в совершении асоциальных и противоправных действий, высказывают неодобрение, несогласие, не знают о его взглядах и совершаемых им асоциальных и противоправных действиях и т. д.
3.2.3. Отношение к семейной жизни и условиям быта.
Условиями быта семейной жизни- в основном удовлетворен, если неудовлетворен, то чем конкретно, стремится изменить и какими именно способами, имеются ли для этого условия и какие.
Отношение к семейной жизни:дорожит семьей, стремится ее сохранить, заботится о материальном благополучии семьи, уделяет много времени воспитанию детей, старается воспитать у детей позитивное или негативное отношение к
моральным и правовым нормам, равнодушен к семье, мало интересуется семейными делами, рассматривает семью как неприятную и/или неизбежную обязанность, считает ее "обузой" для себя и помехой в своих действиях, может ей "пожертвовать" и т.д.
3.2.4. Особенности поведения, общения и другие психологические характеристики изучаемого лица, проявляющиеся в семейно-бытовой сфере.
Выделяются особенности отношений с членами семьи, намерений и возможностей по изменению условий жизни, внешних форм поведения и индивидуально-психологических характеристик изучаемого лица, проявляющихся в семейно-бытовой сфере, которые целесообразно учитывать при решении конкретных задач правоохранительной деятельности.
3.3. Состояние здоровья и отношение к нему.
3.3.1. Объективное состояние здоровья; в норме, наличие психического
или соматического заболевания., какого именно, его форма, степень тяжести, со-
стоит ли на учете в связи с заболеванием и где.
3.3.2. Отношение к здоровью: не интересуется состоянием собственного
здоровья, склонен недооценивать отрицательные показатели состояния здоровья,
соответствует объективному состоянию, переоценивает ухудшение состояния
здоровья, проявляет элементы мнительности в оценке состояния здоровья, очень
мнителен в отношении состояния здоровья, что проявляется в высказываниях и
особенностях поведения.
3.4. Проведение досуга.
3.3.1. Общая характеристика
Наличие устойчивых интересов, хобби, увлечений, характерных форм проведения досуга. Например: музыка, искусство, литература, коллекционирование (в т.ч. антиквариата, раритетов, оружия и т.п.), спорт (в т.ч. боевые искусства), семейный отдых, путешествия, авто-, фото-, кино-, и другие виды любительских занятий (в т.ч. технические виды, включая, изучение, конструирование и ремонт технических и радиотехнических, устройств, компьютерной техники, оружия, разработку программных продуктов, манипулирование с взрывчатыми, химическими и биологическими материалами и т.п.), отдых на природе, охота, рыбалка, спиртное, азартные игры, наркотики, сексуальные развлечения и т.п.
3.4.2. Особенности поведения в сфере досуга.
Выявляется и фиксируется круг устойчивых связей в этой сфере жизнедеятельности, основа и эмоциональная окраска взаимоотношений, особенности психологических характеристик, поведения и общения, степень близости и доверительности. Кто может оказывать на изучаемое лицо позитивное или негативное влияние и на кого он.
Часть IV. Общая психологическая характеристика личности и совершаемых асоциальных и противоправных действий.
Систематизированные в соответствии с основными позициями данные первых трех частей программы позволяют выявить и зафиксировать наиболее существенные характеристики объективных условий жизни и социального окружения(систему связей и взаимодействии с окружающими людьми, их структуру, форму и содержание), совершаемые асоциальные и противоправные действия, жизненные цели и ведущие мотивы поведения, а также другие психологические особенности. При необходимости и наличии возможностей могут применяться ряд дополнительных психологических методик.
Описание и интерпретация полученных данных о психологических характеристиках изучаемой личности осуществляется в четвертой заключительной части программы.
Ее структура и содержаниеопределяются спецификойрешаемых конкретных задачправоохранительной деятельности и особенностями изучаемой личности.
В этой части интегрируются данные о полученных психологических характеристиках изучаемой личности, которые представляются в форме основного психологического компонента составляемого социально-психологического портрета,включающего:
- общую психологическую характеристику,
- другие наиболее значимые особенности психики и свойства изучаемой личности.
IV.1. Общая психологическая характеристика.
Описываются основные психологические особенности, обусловливающие своеобразие индивидуального стиля поведения, общения и деятельности, включая:
-темперамент
-характер,
-способности,
-направленность личности,
-эмоционально-волевую и мотивационно-потребностную сферы и т.д.
См ниже:
IV.1.1 Общая характеристика стиля поведения:активен, энергичен, находчив, решителен, трудолюбив, настойчив, инициативен, реалистичен, стремится к завершению начатого, аккуратен, собран, деловит, ответственен, высоко работоспособен и т.д. или противоположные свойства, например, неорганизован, безответственен, ленив, нереалистичен, не завершает начатого, нерешителен, беспринципен и т.п., проявляет склонность к лидерству – склонность к лидерству не проявляет и т.д.
Стиль поведения в простых повседневных ситуациях:хорошо владеет собой, выдержан, спокоен, уверен в себе, придерживается общепринятых правил поведения и т.д. или противоположные характеристики, например, импульсивен, необязателен, игнорирует общепринятые правила и нормы поведения, азартен и т.п.
Стиль поведения в сложных и экстремальных ситуациях (в т.ч.в состоянии алкогольного и наркотического опьянения):мобилизуется, энергичен, хорошо владеет собой, проявляет инициативу и находчивость, пренебрегает опасностью или становится агрессивным, совершает ошибки, способен на необдуманные поступки, может совершать экстремистские действия или - теряется, становится вялым апатичным, деятельность дезорганизуется и т.п.
IV 1.2. Особенности сферы общения.
Общая характеристика процесса общения:общительный, имеет широкий круг связей, стремится к общению с другими людьми, легко идет на развитие контактов (но только если инициатива исходит от него); в развитии контактов инициативы не проявляет, но и не избегает их и охотно развивает даже если инициатива исходит от партнеров; малообщителен, общается только с хорошо знакомыми людьми; необщителен, замкнут, испытывает трудности при общении и т.д.
Социально-психологическая компетентность:
- адекватно оценивает восприятие себя окружающими или нет;
- умеет правильно оценить партнеров и соответственно построить процесс общения в целях формирования нужных для него межличностных отношений;
- может воздействовать на других людей в выгодном для себя плане;
- обладает развитыми коммуникативными умениями и приемами;
- хорошо ориентируется в темах, связанных с ...... и т.д. или иные характеристики.
Стиль общения(в т.ч. особенности связанные с контактами с представителями противоположного пола и сексуальными отношениями):
а) с людьми, от которых зависит или нуждается в их помощи, поддержке;
б) с людьми, зависимыми от него;
в) с другими окружающими людьми (например, инициативен, непринужден, естественен, тактичен, вежлив, предупредителен, стеснителен, застенчив, стремится услужить, заискивает, подхалимничает, неискренен, сдержан в проявлениях чувств, безразличен, холоден, недоброжелателен, высокомерен, активно проявляет или демонстрирует свое превосходство, невыдержан, хамоват, конфликтен, груб, агрессивен, жесток и т.п.).
Особенности самооценки:адекватная, завышенная, заниженная; скромен, самокритичен, объективен в оценке собственных возможностей, обладает чувством собственного достоинства и т.п. или склонен к переоценке собственных возможностей, высокомерен, эгоистичен, тщеславен, самолюбив до самовлюбленности и т.д.
Степень подверженности психологическому воздействию:
- довольно легко может изменить свои взгляды и поведение под воздействием окружающих;
- изменяет свое поведение, и взгляды, если это может принести выгоду (изменение является формой приспособления);
- может изменить поведение и взгляды под воздействием авторитетных
лиц;
- может изменить взгляды и поведение, если убедился, что был не прав;
- внешне может выразить согласие, но взгляды свои практически не меняет даже под воздействием авторитетных лиц, а если и меняет, то не по главным принципиальным моментам;
- может соглашаться лишь по несущественным вопросам;
- практически не поддается воздействию и не меняет своей точки зрения, даже если не прав.
Особенности психологической зашиты.
Указываются конкретные используемые механизмы психологической защиты и особенности их проявления в различных ситуациях.
IV.1.3. Способности, знания, умения и навыки в различных областях, привычки и другие значимые индивидуальные особенности.
Основное внимание уделяется тем из них, которые необходимо учитывать при решении конкретных задач правоохранительной деятельности.
Особенности темперамента.
Определяется тип темперамента и особенности его проявления в различных ситуациях. Обращается внимание особенно на те ситуации, которые возникают при решении конкретных задач правоохранительной деятельности.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
Доминирующий эмоциональный тонус(преобладающее настроение: приподнятое, ровное, угнетенное, в играх азартен - неазартен; реакция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие, и т.д.).
Осо6енности проявления эмоций и чувств(возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко - с трудом; переживает неудачи заметно - незаметно, долго - не долго; обиды помнит долго - не долго; в длительном ожидание спокоен - раздражен; привязанность хранит долго - не долго; расстраивается - не расстраивается по мелочам; спокойный - раздражительный; невозмутимый - ранимый; сдержанный - возбудимый; пессимистичный - оптимистичный и т.д.).
Проявление волевых качеств(дисциплинированность - недисциплинированность; самостоятельность - несамостоятельность; настойчивость - ненастойчивость; решительность - нерешительность; инициативность - безынициативность; самообладание - невыдержанность; смелость - трусость, хладнокровие, уверенность, целеустремленность, упрямство и т.д.).
В сложных ситуацияхсохраняет спокойствие, логичность и рассудительность или теряется и т.п.
Уровень контроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения(высокий, средний, низкий; что употребляет и в каких дозах. Особенности поведения в состоянии опьянения - спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, мало и т.п.).
Характер.
Определяется система свойств характера, выражающих основные виды субъективно-личностных отношений:
- к людям;
- единомышленникам;
- к самому себе;
- к труду и другим способам получения жизненных благ;
- к обществу (его различным институтам, в т.ч. правовым);
- к собственности;
-к вещам;
-к государству и т.п.
Особенности мотивационно-потребностнсй сферы.
Доминирующие потребности(какой вид потребностей превалирует и их иерархия (по Маслоу):
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности, самосохранении;
- потребности в принадлежности к социальной группе, в частности криминальной направленности;
- потребности в уважении к своей личности, престиже;
- потребности в самовыражении, самореализации, в т.ч. через асоциальную
и криминальную среду).
Стремление к власти(иерархия и степень выраженности - сильная, средняя, слабая, не выраженная), в каких формах:
- через владение собственностью, финансовыми средствами и т.д.;
- через авторитетность в определенной среде, в т.ч. криминальной, дело
вой, политической и т.п.;
- через возможности административного ресурса;
- через возможности физического воздействия, в т.ч. противоправного характера и т. д..;
- через профессиональные и специальные знания, умения, навыки, наличие связей в определенных кругах и т.д.
Ценности и установки(иерархия и степень выраженности):
- социальные и нравственные ценности (ориентация на общепринятые социальные и моральные нормы и правила поведения, обычай, обряды, табу, уважение правопорядка или наоборот - ориентация на узкогрупповые нормы и ценности, отрицание любых запретов и т.п.);
- материальные ценности (ориентация на вещи, деньги, собственность);
- политические ценности (отношение к политическим партиям, образу
жизни в стране; личные политические взгляды и т.д.);
- идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим, соблюдение религиозных заповедей и т.д.).
Интересы(на основе анализа данных в п.3.4. и других разделов программы выделяется, какой вид деятельности наиболее привлекателен, чем охотнее занимается, увлечения и хобби. Широта или узость интересов, а также степень устойчивости интересов).
Наличие или отсутствие идеалов, образцов для подражания(наличие в качестве образца для подражания конкретной или исторической личности, идеи, обобщенного образа., поступка человека, литературного или кино героя и т.д., в т.ч. асоциального и криминального характера. Интенсивность следования идеалу).
IV.2. Социально-психологическая характеристика асоциальных и
противоправных действии
Достаточно обоснованная оценка общественной опасности совершаемых асоциальных и противоправных действий изучаемого лица предполагает анализ,как внешних проявленийсовершаемых действий, так и выявления их субъективных компонентов,учета условий их совершения, роли других лицспособствовавших или участвовавших в них.
Выявляется и фиксируются содержательная характеристика взглядов, ценностных ориентации (отсутствие таковых) их устойчивость, особенности взаимоотношений с единомышленниками и т.д.
IV.2.1. Формирование побудительных тенденций.
Выявляются и фиксируются: конкретные лица, обстоятельства, условия жизни и другие внешние воздействия, оказывавшие влияние на формирование планов, намерений и мотивов совершения асоциальных и противоправных действий; субъективные, психологические предпосылки, например, особенности характера взглядов, восприятия и принятия моральных и правовых норм, неудовлетворенность социальным, материальным, семейно-бытовым положением и т.п.
IV.2.2. Особенности взаимоотношений с единомышленниками и/или соучастниками совершения асоциальных и противоправных действий
Определяется занимаемое положение в криминальной (разрабатываемой) среде, например, является авторитетоми играет роль лидераи/или организатора,становится инициаторомсовершения действии лишь в отдельных случаях, является активным исполнителемчужих замыслов и т.д.
Выявляется наличие характерных особенностей во взаимоотношениях и проявлениях психологических характеристик при общении с единомышленниками и совершении асоциальных и противоправных действий.
IV.2.3. Наличие возможностей совершения асоциальных и противоправных действий
Объективные возможности:например, наличие средств для совершения преступлений, в частности, террористического характера (доступа к получению оружия, взрывчатых или отравляющих веществ, транспортных средств и т.п.).
Субъективные возможности:например, устойчивые антиобщественные взгляды, корыстные или иные мотивы, готовность к совершению экстремистских действий, организаторские способности и умение воздействовать на других иподчинить своей воле, склонность к риску, пренебрежение к возможным мерам уголовного преследования и т.п.
IV.3. Выводы и рекомендации по учету выявленных индивидуальных психологических особенностей в процессе решении задач правоохранительной деятельности.
Составляются в соответствии со спецификой конкретных задач правоохранительной деятельности и условий их решения.