Глава 18. экология как наука и искусство

По-гречески экос означает «дом». Экология – это наука, которая изучает распределение и изобильность (или недостаток) живых организмов и их взаимодействий с другими организмами и их окружающей средой. К этой окружающей среде обычно относятся климат, геологию, а также другие организмы, обитающие в той же области.

глава 18. экология как наука и искусство - student2.ru

Рис. 37 . Наш дом – Земля

Процессуально-ориентированная экология включает в себя не только распределение и изобильность живых организмов и их взаимодействий с другими живыми организмами и их окружающей средой, но также возможные чувства, сновидения, нелокальные взаимодействия и пространственно-временное сновидение всех, кто имеет к этому отношение. Иными словами, экология – это изучение нашего дома, включая процессы взаимодействия в нас и между нами и всем остальным живым и неживым миром и вселенной. Наши корни в пространстве вокруг нас связывают нас со всем остальным во вселенной, нашем доме.

глава 18. экология как наука и искусство - student2.ru

Рис. 38 . Наш дом – Вселенная

Шаманы, подобные описанному Карлосом Кастанедой дону Хуану, – это «экошаманы», в смысле их работы с чувствами или сновидениями окружающей среды. Мой интерес к шаманизму был сосредоточен на магическом поле, которое индейский шаман из Мексики называл Нагуаль , что означает движущую нас таинственную силу земли. Нагуаль – это вид пространственно-временного сновидения. В этой книге пространственно-временное сновидение появилось в связи со сновидением, Дао, квантовым умом и процессуальным умом.

Мы все склонны быть эко-отрицателями . Всякий раз, когда мы сосредоточены только на самих себе, как если бы мы были независимыми от окружающего нас мира, мы отрицаем не только местную окружающую среду как живую сущность, но также землю и вселенную.

Поскольку экология означает взаимосвязь между животными и всеми вещами и их естественным окружением, мы отрицаем это, если маргинализируем свое чувство взаимосвязи с живым и неживым миром. Так, мы отрицаем экологию и, даже не замечая этого, повсюду сваливаем мусор. Таким образом, экология – это не просто научная область, но также социальный и психологический вопрос. Когда экология смешивается с вопросами денег, привилегий и классовости, когда люди замусоривают и уродуют места, где недвижимость дешева, а люди бедны, это можно назвать экорасизмом.

Психологии, чтобы быть полной, нужно быть более экологическиориентированной. Экопсихология пытается соединять психологию с экологией. Это направление обобщил Теодор Роззак в своей книге 1992 года «Голос Земли». Мы осознаем людей, но не принимаем столь же серьезно, как наши переживания воды, деревьев, камней и животных. Экопсихология подчеркивает нашу взаимосвязь с лесами и океанами и всей природной окружающей средой, способствуя заботе о земле, на которой мы живем. Это решающий фактор в создании устойчивой планеты для всех живых существ.

Как правило, экология имеет дело с биосферой, поверхностью земли, характеризующейся наличием жизни. Экологи реже занимаются внешним пространством или просто пространствами вокруг земли.

Системный ум в экологии

Представьте себе, что передо мной большой стол и на нем грязь. Я прохожу мимо и вижу грязь на столе. Я говорю: «Ладно, уберем эту грязь», и я сметаю грязь со стола, и она падает на пол. Как вы думаете, то, что я только что сделал, – это хорошо? Я очистил стол, но прибавил грязи на полу. Это неустойчивое решение. Почему? Оно не решает психологическую проблему «сброса»; я просто переместил грязь. Я воздействовал на симптом грязи аллопатически, вместо того чтобы заниматься «загрязнителем». Оно было бы более полным, если бы я устраивал «вечер очистки грязи» и создавал дом для всех, имеющих к этому отношение, включая мусор и замусоривателя.

Что происходит, если чиновники города замечают, что какая-то часть города немного обветшала, и потому они решают, чтобы город свозил туда весь свой хлам: там воняет!

В одном месте в Бронксе, районе Нью-Йорка, несколько лет назад невозможно было видеть реку – так много там было хлама. Там, где жила моя бабушка, была река, но я никогда ее не видел, потому что между домом моей бабушки и рекой было безумно много хлама. Я обнаружил реку только недавно. Чтобы увидеть реку из ее дома, нужно было убрать часть хлама.

Чтобы мы делали, если бы случилось землетрясение и устроило хаос? Что бы мы тогда делали? Кого бы мы винили? Что делать в таком случае? Конечно, у каждого из вас есть свои подозрения относительно возможных ответов. Но это большой вопрос. Экология должна заниматься движениями глубин земли, иначе землетрясения, подобные тому ужасному, что поразило Гаити, оказываются для большинства из нас полной неожиданностью. Ужасно то, что пришлось пережить гаитянцам. Мы только недавно работали с группой, которая хотела, чтобы мы посетили Гаити. Я оказывал помощь вертолетчикам спасательной службы, сбрасывавшим пищу голодающим людям.

Экология и работа с миром тесно взаимосвязаны. Люди ранили друг друга в борьбе за пищу, сбрасываемую с вертолетов. Наблюдая эти события, я обратился к пространственно-временному сновидению и осознал, что причиной была жестокость земли, и что мне не следует осуждать тех, кто борется друг с другом за пищу. Это естественно. Поэтому я предложил установить на вертолетах, несущих людям пищу, громкоговорители и обращаться к «плохим» людям внизу, отнимающим пищу у старых и больных: «Все голодны! Вы голодны! Вы долго не ели, и мы будем привозить вам еду. Для вас естественно хотеть за нее бороться – мы это понимаем». Мы обращались к X : «Не боритесь за пищу больше, чем нужно, поскольку тогда вы станете еще голоднее!» И это действовало. Самые сильные и самые здоровые первыми хватали пищу, но вместо того чтобы есть ее самим, они в действительности передавали ее назад тем, кто был не таким сильным.

Если люди серьезно нуждаются в основных продуктах для поддержания жизни, а мы просто бросаем их им, то нам следует ожидать того отчаянного поведения, которое, как правило, объявляют плохим. Нам нужно учиться внутренне входить в психологические состояния других, чтобы мы могли присоединяться к ним, а не бросать в них камни (отрицательные ярлыки). Осознание всего поля позволяет нам понимать нужду, а также помнить каждого.

Один из аспектов экологии сосредоточен на атмосфере, на климате и изменении климата. Как нам быть с глобальным потеплением? Происходит ли оно? Как нам быть со всеми связанными с ним трудностями? Вы следили за этой темой в новостях? Что происходило на Конференции ООН 2009 года по изменению климата, то есть на Копенгагенском саммите? Богатые страны говорили: «Мы ожидаем, что бедные страны присоединятся к нам. Если необходимо, мы дадим им деньги». Бедные страны не спешили воспользоваться этим шансом, и богатые страны, недоумевая, удивлялись: «Почему они не хотят с нами соглашаться?» Я считал, что было недостаточно предварительных взаимодействий; не было никакого группового процесса. Вся наша планета все больше страдает, пытаясь иметь дело с людьми и землей, независимо друг от друга, изучая землю без учета человеческих отношений. Короче говоря, изменение одной части/области/аспекта безотносительно к целому делает решения неустойчивыми.

Экологию в основном рассматривают с точки зрения классических категорий причины и следствия. Если есть следствие – если что-либо упало на пол, давайте это подберем, или давайте сначала остановим человека, заставляющего это падать. Нам нужно взаимодействие, объемлющее всех и все, включая сновидение, пространство-время и тяготение.

В качестве примера. Что бы вы сделали с человеком, который бросает мусор на углу улицы? Следует ли вам просто идти своей дорогой? Сколько раз вы проходите мимо мусора на улицах и думаете: «Кто-то только что бросил здесь эту дрянь». Вы когда-нибудь подбирали мусор? Иногда. В зависимости от вашего настроения. Вы когда-нибудь размышляли об этом? Что может быть хорошего в человеке, который бросает мусор на пол?

Процессуально-ориентированная экология говорит – взаимодействуй с замусоривателем, не просто презирай его . Есть ли что-нибудь хорошее в том, чтобы иметь какой-то хлам и выбрасывать его? Иногда нам нужно просто избавляться от вещей. Есть процедура медитации именно об этом: «Пусть все идет, как идет». С этой идеей связана большая часть буддизма. Можете ли вы сейчас что-то бросить? Я не говорю, что это хорошая вещь, но чтобы действительно бороться с чем-либо, вам также нужно знать эту плохую вещь и использовать ее для других целей. Не выбрасывайте все что угодно.

Процессуально-ориентированная экология дает законное место всему и всем. В глубокой демократии каждый имеет право быть услышанным! Нам нужен дом с правильным климатом или атмосферой, чтобы обретать больше понимания и создавать больше взаимодействия. Тогда мы сможем актуализировать поле экологии как отношения между организмами и их окружающей средой . Экология касается дома и отношений. У плохого парня, возможно, тоже есть что предложить. Те «плохие» ребята, вероятнее всего, будут присоединяться к вам, если вы думаете таким образом. Медитирующие, которые выбрасывают свой внутренний мусор, и люди, выбрасывающие бутылки из-под кока-колы, плó хи только с точки зрения «хороших» людей, которые говорят, что нужно все использовать повторно[18], а потом не используют повторно плохих парней. Повторное использование для других целей – это метанавык. Нам нужно повторно использовать плохого человека, а не выбрасывать его или ее. Например, в прошлом некоторые жители южных тихоокеанских островов обычно выбрасывали вещи на улицу, поскольку в те времена этот мусор превращался в удобрение. Однако теперь у нас имеются новые материалы, которые не подвергаются биоразложению и накапливаются.

Если делать хорошие вещи без системного ума, то это не ведет к устойчивым результатам. Возьмем остров Нантакет у нашего западного побережья. Там возникла идея установить ветряки, чтобы производить энергию на этом большом куске пустой земли, уходящем прямо в океан. Большинство думают, что это прекрасная идея, поскольку она позволит экономить деньги и энергию, но некоторым местным племенам эта идея ничуть не нравится. Этим людям нужно чистое небо, чтобы ежедневно наблюдать восход солнца, и те ветряки представляют для них гигантский конфликт с точки зрения их верований и их религии. Поэтому они судятся с правительством острова. Предпринять одно действие – значит подействовать на всю планету. Нантакет представляет собой собственную экосистему, определяемую как остров – включая атмосферу над ним, воду вокруг него и всех его жителей.

Экология как даосизм?

Позвольте мне привести еще один пример поразительных проблем с экосистемой. Возьмем остров, небольшой остров, на котором вы выращиваете овец, и эти овцы питаются травой. Все идет достаточно хорошо, пока не случается гроза и вся ваша трава не сгорает. Теперь ваши овцы голодают, и ваши дела плохи. О Господи, что же дальше? Следует ли вам покупать еще овец? Как вам заставить ту траву быстрее вырасти снова? Вы не знаете, что делать. Вы почти готовы обратиться к экологу в городе на материке, но вместо этого решаете обратиться к соседу даосу (допустим, что там есть даос).

Вконец расстроенный скотовод говорит даосу: «Моя трава сгорела, мои овцы умирают – что мне делать?» А даос говорит: «О-оо, м-мм. Что делать?» Теперь этот даос– предсказатель делает то, чему, как я надеюсь, со временем обучается каждый: он входит в Дао и выполняет некую форму пространственно-временного сновидения. Быть может, он делал это, просто медитируя на Дао. Так или иначе он говорит: «О, Дао», и дает ответ: «Не делайте ничего».

«О, но я умираю от голода», – протестует скотовод.

«Не делайте ничего! Тут нечего делать», – отвечает даос. Допустим, что скотовод наконец верит ему и расслабляется. Скотовод мог бы умереть, это возможно, но в этом сценарии волны приносят с материка на наш остров семена, и они, спасшись от рыбы, завладевают окраинами острова, и прежде чем вы узнаете об этом, через неделю или две, там снова растет трава. Разве это не чудесно? Как даос мог это знать?

Дао пространственно-временного сновидения – это системный ум. До сих пор даосизм не играл достаточно большой роли в экологии. Я просто хочу сказать: он нужен ! Нам нужно, чтобы кто-то входил в процессуальный ум области и видел, что происходит. Даос чувствовал, что никаких действий не потребуется, поскольку, хотя тогда там не было травы, скоро она должна была появиться. Но как это могло произойти? Это тайна, и мы хотим больше знать о такого рода тайне. Конечно, даос также мог сказать: «Перебирайтесь на материк!»

Экология как наука должна сосредоточиться на переживаниях сущностного уровня, равно как на химии и биологии, физике, изменении климата, эрозии и эволюции. Давайте представим себе в этой картине экологическую модель МТИ. Я переписывался с учеными, работающими в МТИ, когда рассматривал их модель глобальной системы и обсуждал, как эта группа из МТИ понимает мир. У них есть советники правительства по вопросам экологии. Я хочу очень кратко рассмотреть одну из их моделей мира.

На рисунке 39 посередине имеется квадратная область, обозначенная как Система Земли. И в этой системе Земли есть четыре части: Атмосфера, Городские процессы, собственно Суша и Океан . В центре схемы вы видите надпись Связанные процессы Океана, Атмосферы и Суши . Океан взаимодействует с атмосферой, и в результате происходят изменения на суше, даже если океан может не иметь прямого контакта с данным участком суши. Это связывание. Две вещи взаимодействуют на другой стороне мира, а я ощущаю это здесь, не осознавая связи с другой стороной мира. Еще один пример связывания, это когда сейчас сбрасываются отходы. Потом, со временем, их ест рыба, потом мы едим рыбу и заболеваем. Это причинносвязанные процессы.

Все наши жизни взаимодействуют. Они связаны друг с другом. То, что делает один человек, связано с другим. В системе Земли все процессы атмосферы и то, что происходит на земле, прямо и, возможно, косвенно или нелокально влияют друг на друга. Экологам нужно думать о локальных, но также и о нелокальных или призрачных чувствах и взаимодействиях.

На то, что происходит на земле, влияют вулканы. Один из сотрудников МТИ подсчитал (возможно, с преувеличением), что при (относительно) недавнем крупном извержении вулкана Сент-Хеленс в атмосферу выделилось больше углекислого газа, чем за всю Промышленную революцию со времени ее начала в начале восемнадцатого века. Привет? Мы работаем над вторичной переработкой пластмасс, но если у Сент-Хеленс отрыжка, это не помогает нашей экологической ситуации. Вспомните о нашей взаимосвязи с солнцем, о том, как солнце выбрасывает всевозможный материал и влияет на нас и нашу планету. Сколько углекислого газа попадает в атмосферу – это сложный вопрос. Следует ли нам запускать в космос отражатели, чтобы препятствовать радиации и теплу солнца? Да и нет. Решения, затрагивающие только одну из причин, порождают проблемы.

Все мы, создатели схем, желаем самого лучшего для будущего планеты, но мы порой забываем учитывать особый фактор, который я называю осознанием наших глубочайших самостей.

Наука часто рассматривает людей как одну из многих частей причинно-взаимодействующей системы. Нам нужно учитывать и неуловимые факторы. В каком психологическом изменении мы нуждаемся? Одно уже начинается. Многие люди начинают говорить: «Не выбрасывайте свой хлам, старайтесь использовать его повторно». Бизнес начинает понимать, что можно делать деньги, разрабатывая машины, которые не используют так много ископаемого топлива и вырабатывая энергию без нанесения вреда окружающей среде. (Ископаемые топлива – это такие источники энергии, как уголь, нефть и газ, которые содержат много углерода и образуются при разложении спрессованных мертвых организмов.)

глава 18. экология как наука и искусство - student2.ru

Рис. 39. Система Земли (объединенная модель глобальной системы МТИ 2011 г.)

Нашим естественным наукам нужно работать с психологией и с правительством. Для устойчивых решений необходимо ладить с людьми, которые слишком напуганы, чтобы думать о будущем планеты. Нам нужно учиться жить в ладу с нашими соседями. Пожалуйста, меньше войн. Мы пытаемся использовать с нашей планетой обычную аллопатическую медицину. Это означает что, если что-то делает биосферу нездоровой для людей или животных, следует прекращать это делать. Это и есть аллопатический подход. И это очень важная и очень хорошая идея. Например, возьмите воздух, которым мы дышим. Когда я делаю глубокий вдох, а потом выдыхаю, наружу выходит некоторое количество углекислого газа. Мы сжигаем уголь. Куда, вы думаете, деваются атомы углерода в дыме? Эти атомы становятся CO2 – двуокисью углерода – и плавают в воздухе, окружающем мир. Увижу ли я когда-нибудь снова ту молекулу или те атомы?

Тайлер Фолк, профессор биологии Нью-Йоркского университета сообщает, что специалисты, занимающиеся углеродным обменом, рассказывали ему, что, вполне вероятно, атом углерода, поступающий в атмосферу, когда мы выдыхаем, всего через год может оказаться в листе растения рядом с нами. Так что все, что бы мы ни делали, быстро возвращается к нам обратно. О! Это следовало бы сказать человеку, который выбрасывает мусор: «Берегись, однажды это снова к тебе вернется!» Поэтому замечательно, что экологическая теория пытается соединять все эти вещи, но она нуждается в подлинно глобальной, холистической теории, включающей в себя людей, конфликты и совместные действия.

Холизм

Холизм (от греческого слова холос , означающего все, целое, целиком ) представляет собой идею, согласно которой свойства данной физической, биологической, химической, социальной, экономической, психической системы не определяются путем изучения только ее составных частей. Напротив, система как целое определяет поведение частей. Иными словами, изменение этой части из-за той части…

Меня, изменяющего вас… Вас, изменяющих их… Это все важно. Но такого рода подход – еще не вся история. Все части взаимодействуют. Так что на самом деле нам нужна более холистическая теория систем.

Что такое дом?

Как я говорил в начале этой главы, экос в экологии происходит от греческого слова, означающего «дом». Что же в действительности означает наш дом? Изначально – это чувство в отношении области или пространства. Однажды прислушайтесь к песне о городе, который вы любите. Подумайте о певице Норе Джонс и вообразите, что она поет о Манхэттене. Она напоминает мне о Манхэттене, о хороших переживаниях, которые у меня там были, о работе, которую я находил в Гарлеме и по соседству. Музыка описывает чувство дома.

Я возвращаюсь на Манхэттен, как будто ничего никогда не происходило.

Когда я пройду по этому мосту, он будет таким, как всегда,

Как будто не существовало ничего другого.

Ладно, вы можете не испытывать к Манхэттену таких чувств, какие испытывает она, или испытываю я, но у меня почти навертываются слезы на глаза, поскольку это напоминает мне обо всех людях и о действительно глубоких и важных вещах. Как знают художники и певцы, эти неописуемые чувства – тоже часть дома. Та музыка – часть дома. Она – часть «поля» дома.

Я хочу принести сюда еще один маленький кусочек дома. Люди, живущие в маленьком прибрежном городке Яхатс, говорят, что песня Эми «Прибрежный городок» напоминает им об их доме на побережье Орегона. Вы должны услышать ее песню:

Вечер в этом прибрежном городке, люди наблюдают, как заходит солнце.

Рыбаки выходят в море, их огни светятся в темно-синем море.

Не только я, но и другие люди в Яхатсе говорят: «Это напоминает нам о Яхатсе, это наш дом». И они помещают ее песню в Интернете как часть описания Яхатса. Подумайте о своей стране. Вам может не очень нравиться ваша страна, но подумайте о городских песнях и государственных гимнах. Многие люди начинают плакать, когда поют государственный гимн своей страны. Почему так? Почему они плачут? Что эти слезы говорят о доме? Нравится он им или нет? Что я здесь говорю?

Мы часто не осознаем сущностный опыт нашего мира, нашего дома… И потому мы часто не чувствуем себя «дома». Части дома – и реальные, и призрачные – внутренне разделяемые музыкально-поэтические переживания. Дом состоит из животных с пушистыми мордами и птиц, камней и воздуха, мусора, монстров и людей, но дом – это также музыкальное чувство за пределами любой отдельной части.

Главное, что я хочу сказать, – это то, что работа только с реальностью вещей не имеет дела со всей ситуацией дома. Нам нужен опыт дома, переживаемый в стране грез, – то, что вы можете чувствовать и слышать, чтобы работать с его системным умом. Используйте целое, чтобы работать над его частями.

Холистический означает, что мы не можем разделять нечто на части, что мы уничтожим его, если полностью разделим на части. Атомизм и физика Ньютона реальны: изменяй это, изменяй то. Но они лишены более глубокого ощущения поля, в котором мы живем; они дают только один аспект дома. Экологии нужен экос – дом, глубокая демократия, то, что реально, и то, что состоит из чувств и сновидений, – ценности, фантазии и уровень сущности, танец процессуального ума.

Инуиты, коренные жители Аляски, и жители Гималаев думают, что нам нужно дышать в землю, чтобы поддерживать ее жизнь, а дыхание земли поддерживает нашу жизнь. Это холистическое мышление. Холизм существует и в квантовой физике. В квантовом холизме части действуют вместе неким необъяснимым образом (наподобие квантовой сцепленности).

Квантовый холизм – это аспект дома. Если заглянуть в «коробку»[19]квантовой системы, некоторые из частиц являются сцепленными (entangled). Почему, как только вы смотрите на частицу и видите, что ее спин направлен вверх, вы знаете, что спин другой оказывается направленным вниз? Есть нечто, связывающее эти две частицы, что более ранние физики (например, Нильс Бор) называли квантовым холизмом . Некоторые физики говорят: «Не говорите о том, чего вы не можете измерить». Невозможно измерить ту квантово-волновую функцию, которая говорит, что сцепленность возможна, поэтому мы не знаем, что это такое. «Это просто математика!»

Другие физики говорят: «Но математика есть, поэтому квантовый холизм существует». Мы (пока) не можем измерять холистические поля наподобие пространственно– временного сновидения, но я все же верю, что такие поля лежат за предложенной Эйнштейном идеей «эфира», упоминавшейся в седьмой главе.

Процессуально-ориентированная экология – это глубокая демократия экологии . Дом имеет много уровней: дом реален, дом – это сновидение, дом – это уровень сущности. И уровень сущности представляет собой холистическую основу, которая будет помогать нам работать со всеми различными конфликтами. Я помню, что, когда один из моих клиентов умирал, он сказал: «Мы входим домой». Я спросил: «Что такое дом?» Он ответил: «Это дом Христа». Я сказал: «Скажите мне, каково там?» Он ответил: «Это просто чувствуется как что-то по-настоящему хорошее». Я говорю о практике ощущения вещей на уровне сущности.

Один из слушателей : В буддизме этот уровень сущности мог бы называться кеншо – никакого разделения.

Арни : Кеншо – это осознание отсутствия разделения, представляющее еще одну холистическую идею. Нелокальность – еще один термин для холистической ситуации. Между нами нет никакого пространства.

Вспомните, что в главе 4 я говорил о холистической природе атмосферы с точки зрения греческого слова Кайрос , означающего погоду и правильный момент.

Там я также говорил о термине «Ма », который в переводе с японского примерно означает «пространство между двумя структурными частями». В искусстве, у картины есть части, но они взаимодействуют из-за пространства между ними. Например, в картине Пикассо «Герника» вы не просто понимаете одну часть. В ней словно сконцентрирована вся Вторая мировая война. Это холизм в искусстве.

глава 18. экология как наука и искусство - student2.ru

Рис. 40 . Нелокальность в картине Пикассо «Герника»

Холизм представляет собой компромисс между наукой и религией и границу между всем. Процессуально– ориентированная экология означает быть реальными, быть атомистами, собирать воедино разные маленькие кусочки, и, она означает чувствовать глубже и, исходя из своих глубочайших чувств, работать с различными частями вещей. Что все это означает в политическом мышлении?

Допустим, группа «зеленых» говорит: «Мы хотим остановить этих парней, которые вырубали слишком много леса! Мы доберемся до них, и мы их остановим!» С одной стороны, вы должны говорить, что прекращать процесс вырубки леса – это хорошая вещь. Но это политика, поэтому что еще вы можете сказать? Как насчет людей, чьи жизни зависят от лесозаготовок? Они будут голодать. Как насчет фермеров, живущих за счет тропического леса? Все это не так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому точка зрения процессуально-ориентированной психологии заключается в том, что дело не в этом или том, а в отношениях. Так что давайте садиться, разговаривать и использовать наш процессуальный ум.

Я хочу, чтобы каждый из вас подумал о проблеме окружающей среды, над которой вам хотелось бы поработать. Какая из многочисленных проблем окружающей среды вас больше всего интересует? Выберите одну из них. Например, я бы выбрал землетрясение, которое только что произошло на Гаити.

Подумайте о его энергии. Я собираюсь взять энергию X землетрясения, немного ее изобразить, а потом сделать энергичный набросок этого – набросок разрушительной энергии. А потом есть маленькая часть меня, u , которая так расстроена тем землетрясением и ужасными вещами, которые оно сделало эта часть меня более спокойная и сосредоточенная. Затем я попробую найти процессуальный ум как опыт тела.

Идея в том, что вы найдете глубочайшую часть себя как телесный опыт, почувствуете ее. А затем я хочу, чтобы вы ассоциировали этот опыт с участком земли. Я не буду расписывать всю медитацию, но идея в том, что когда вы входите в свой процессуальный ум и движетесь с ним, там случается некогнитивный момент, который я не могу предсказать заранее. Там вы будете находить пространственно– временное сновидение и решения.

Отрицатели

Одна из слушателей : Прежде чем мы будем делать это упражнение, позвольте мне сказать, что все касающееся окружающей среды для меня представляет в основном материальную проблему. По существу, мы потребляем ресурсы быстрее, чем они восстанавливаются, и мы создаем загрязнения быстрее, чем они поглощаются. Мы делаем наши дома все более непригодными для жизни. Я борюсь с тем, что общепринятая реальность не признает этот простой факт, даже если с точки зрения науки и повседневного здравого смысла нет ничего проще. Я не знаю ни одного человека, который, живя так, как он живет, тем самым не приносит вред – мы все усугубляем проблему и мы даже не приблизились к тому, чтобы начать ее решать.

Арни: Да, все, что мы делаем, усугубляет проблему; само то, что мы живем, усугубляет проблему. То, что нас на плане так много, – это уже проблема.

Слушательница : Осознание этого для меня невероятно болезненно, поэтому большую часть времени мне приходится от этого отгораживаться. Это просто слишком больно чувствовать. Как нам помочь отрицателям, помочь людям признать этот факт и принять те чувства и то, что они нам говорят о том, насколько отчаянной является ситуация? Большинство людей не кажутся подготовленными к тому, чтобы чувствовать себя так плохо.

Арни: Я на вашей стороне. Одна из вещей, которые людям необходимо слышать, – это то, что человеческая раса, возможно, не останется здесь надолго, если она не пробудится к собственной природе и природе земли и вселенной.

Слушательница : Я не вижу, чтобы мы ответственно использовали имеющуюся у нас энергию.

Арни: Вы правы, здесь имеется гигантский фактор X , отрицатель! Это призрачная роль.

Слушательница: Верно, девяносто процентов когда– либо существовавших здесь видов стали вымершими. Скорее всего, это ждет и нас.

Арни : Да, это одна из причин, почему я изучаю эти вещи. Как нам создавать более устойчивое будущее для всех? В комнате налицо огромная напряженность и стремление продолжить нашу экоработу.

Наши рекомендации