Взаимоотношения с родителями
Еще одним важным аспектом жизнедеятельности человека в этом возрасте является оказание помощи престарелым родителям и уход за ними. Основная проблема здесь – это здоровье пожилых родителей. Ухудшившееся в последние годы обеспечение населения медицинской помощью привело к тому, что в настоящее время 53 % мужчин и 74 % женщин в возрасте около 70 лет субъективно оценивают свое здоровье как «плохое», при этом из них на учете в поликлинике или диспансере состоят 54,7 % мужчин и 42,7 % женщин (Потанина Ю. А., 1999).
Забота о престарелых родителях является традиционной для большинства народов, населяющих Россию, поэтому их соматическое неблагополучие – еще одна причина, по которой возраст в 50 лет в условиях современной России трудно назвать «лучшим».
С учетом продолжительности жизни в России подавляющее большинство людей среднего возраста переживают трагедию утраты родителей. Она становится тем более тяжелой, что по статистике большинство людей умирает, находясь еще если не в трудоспособном, то, по крайней мере, активном возрасте.
Трагедия утраты родителей влечет за собой и определенные психологические последствия – взрослый, во-первых, становится «сиротой», во-вторых, он вынужден принять на себя ответственность за всю семью (род), в-третьих, у него появляются мысли о том, что следующим умрет он (Калиш Р., 1997).
Досуг в период средней взрослости
Третьей важнейшей сферой жизнедеятельности человека является сфера, связанная с проведением свободного времени, досуга и обеспечением быта. В силу сложившихся в нашей стране экономических обстоятельств огромное количество людей в свободное от основной работы время вынуждено работать дополнительно. В связи с этим, а также со снижением материальных возможностей людей количество свободного времени уменьшилось, а качество его проведения ухудшилось. В частности, количество общедоступных библиотек сократилось с 62,6 тысяч в 1990 г. до 52,2 тысяч в 1998-м. Правда, за это время в 1,5 раза увеличилось количество театров, однако число посещений театров людьми за этот же период сократилось в два раза (с 55,6 млн до 27,6 млн).
В летнее время миллионы людей среднего возраста отправляются за город на свои дачные участки
Основную часть свободного времени в будние дни большинство людей тратит на просмотр телепередач, чтение и пассивный отдых. Вследствие уменьшения возможностей для продуктивного досуга, повышения у людей общего напряжения и тревоги, а также по ряду других причин значительно возросло употребление алкоголя – число больных алкоголизмом выросло в четыре раза по сравнению с 1970 годом (Российский статистический ежегодник, 1999).
Особенности возраста
Одним из наиболее распространенных видов занятий людей в свободное время является работа на садово-огородном или дачном участке. Феномен «дачи» еще ждет своего исследования с точки зрения его места в психологическом жизненном пространстве наших соотечественников в современную эпоху.
В летнее время миллионы людей среднего возраста по всей стране по выходным дням добровольно отправляются за город на свои дачные участки. Трудясь на своих 6 сотках, люди не только получают ощутимую прибыль в свой семейный доход. Дачный участок – это место встреч и общения, а для многих возможность проявления творческого потенциала и самореализации. Труд и общение между людьми на дачных участках сливаются, принося зримые плоды затраченных усилий, а ожидание нового летнего сезона вносит дополнительную крупицу в постижение человеком смысла собственного существования, вселяя надежду на будущее.
Резюме
В возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.
Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой – пожилым родителям.
Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие.
Профессионал– человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда.
Профессиональнаяадаптация – приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям).
Профессиональный эталон– субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности.
Образ Я – здесь: обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональных качествах.
Профессиональная деформация личности– процесс и результат влияния на личностные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной деятельности, осуществляемой в течение длительного времени.
Итоги возраста
У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.
Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.
Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.
Специфика интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.
Главное достижение этого возраста может быть определено как обретение состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.
Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно.
Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что его время уходит.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом.
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста.
В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации , смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.
Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия.
Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности.
Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.
Для самооценки периода средней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер.
Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).
У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое самосознание.
Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.
Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой – пожилым родителям.
Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие.
Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.
Список литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998.
Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Автореф. дисс…. канд. психол. наук. М., 1985.
Альперович В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982.
Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб., 1998.
Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.
Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3.
Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. Автореферат дисс. докт. психол. наук. СПб., 1997.
Берльер Ф. Старение и старость. М., 1964.
Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964.
Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
Васильев В. К., Филимоненко Ю. И. Психологическая самозащита в сфере политического поведения // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Виткин Д. Женщина и стресс. СПб., 1996.
Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996.
Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967.
Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 1993.
Гозман Л. Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. М., 1995.
Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
Городецкая И. М. Исследование мотивации учения и труда безработных // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998.
Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.
Гурко Т. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений // Семья и социальная структура. М., 1987.
Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки. Вопросы психологии. 1989. № 1.
Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
Изард К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб., 1999.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. № 6.
Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. М., 1997. Осень.
Карсаевская Т. В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость и старость // Психология зрелости и старения. М., 1997. Осень.
Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
Корчмарюк В. А. Мотивационные детерминанты служебно-боевой деятельности офицеров внутренних войск МВД России. Автореф. дисс. канд. СПб., 1998.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Куликов Л. В. Мозаика радости. СПб., 1997.
Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения: актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.
Ладанов И. Д. Управление стрессом. М., 1989.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1996.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.
Меткалф С., Фелибл Р. Юмор – путь к успеху. СПб., 1997.
Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-этические проблемы. Киев, 1991.
Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности. М., 1981.
Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. М., 1981.
Нейдхард Д., Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. СПб., 1997.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
Обозова А. Н. Супружеская совместимость – фактор устойчивости брака // Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983.
Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.
Пако С. Строение психологических особенностей человека // Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ. М., 1960.
Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 1996.
Потанина Ю. А. Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной экономики // Население России сегодня. М., 1999.
Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев, 1997.
Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999.
Российский статистический ежегодник. 1999.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
Рябикина З. И. Развитие личности и профессиональный рост. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Минск, 1997.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995.
Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.
Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
Тхостов А. Ш., Степанович Д. А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки // Вопросы психологии. 1987. № 2.
Узнадзе Д. Н. Психологические мотивации поведения человека. М., 1969.
Устинова А. И. Зрительные функции возраста пилотов // Пятое совещание по физиологической оптике. М., 1966.
Файзуллаев А. А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. 1989. № 3.
Федотова Е. О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. М., 1985.
Федотова Н. Ф., Филиппова Л. А. Ценностные ориентации супругов и их представления об ориентациях своих брачных партнеров // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.
Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. М. 1989.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1980.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.
Хамитов Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского университета; М.: Барс, 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
Чечот Д. М. Молодежь и брак. Л., 1976.
Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999.
Эллис А. Психотренинг по методу А. Эллиса. СПб.: Питер, 1999.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999.
Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970.
Яшин Г. А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996.
Baumeister R. A self-presentational view of social phenomen // Psychol. Bull. 1982. Vol. 91. № 1.
Droege R. (1982). A psychosocial study of the formation of the middle adult life structure in women. Unpublished doctoral dissertation California School of Professional Psychology, Berkeley.
Erikson E. N. The life cycle completed. New York: Norton, 1982.
Farrell M. P. & Rosenberg S. D. Men at mid-life. Boston: Auburn Hause, 1981.
Gottlieb J., Carver C. Anticipation of future interaction and by stander effect // J. of exp. and social Psychol.
Gould R. L . Transformations, growth and change in adult life. New York: Simon and Schuster, 1978.
Horn J. L. The theory of fluid and crystallized intelligence in relation to concepts of cognitive psychology and aging in adulthood. In: F. I. M. Craik & S. Trehub (Eds.) Aging and cognitive processes. New York: Plenum, 1982.
Levinson D. The seasons of a man’s life. New York: Knopf, 1978.
Maslow A. H. Toward a psychology of being (second ed.). Princeton. NJ: Van Nostrad Reinhold, 1968.
Neugarten B. L. The psychology of aging: An overview. Washington, DC: American Psychological Associations, 1976.
Pfeiffer D. & Davis G. The use of leisure time in middle life. The Gerontologist. 1971, 11.
Satow K. Social approach and helping // J. of exp. and social Psychol. 1975. Vol. 11. 1980. Vol. 16.
Schaie K. W. The Seattle longitudinal study: A twenty-one year exploration of psychometric intelligence in adulthood. In: K. W. Schaie (Ed.). Longitudinal studies of adult psychological development. New York: Guilford, 1983.
Schaie K. W. Intellectual development in adulthood. In: J. Birren & K. W. Schaie (Eds.) Handbook of the psychology of aging. San-Diego: Academic Press, 1990.
Schoempheldt L., Owens W. A. Age and intellectual change: a crossection view of longitudinal data // Труды XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966. Вып. 29.
Sherman E. Meaning in mid-life transition. Albany: State University of New York Press, 1987.
Spurlock J. Black women in middle years. In: G. Bauch & J. Brooks-Gunn (Eds.). Woman in midlife. P. 247, New York: Plenum.
Thomas L. E. Causes of mid-life change from high status careers. Vocational Guidance Quarterly. 1979, 27.
Willis S. L. Adult intelligence. In: S. Hunter & M. Sundel (Eds.), Midlife myths: issues, findings, and practice implications. Newbury Park, CA: Sage, 1989.
Часть VIII
Поздняя взрослость и старость (60… 75…)
Глава 1
Когнитивные особенности
Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом , или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время в жизни человека начинается с 60 лет . Некоторые авторы полагают, что у женщин данный период начинается с 55 , а у мужчин с 60 лет . Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста , старческого возраста и долгожители.
Однако такая возрастная классификация людей, достигших возраста поздней взрослости, не единственная.
Например, Бернсайд с соавторами (1979) разбили этот возраст на четыре подпериода: от 60 до 69 – предстарческий; от 70 до 79 – старческий; от80 до 89 – позднестарческий; от 90 до 99 – дряхлость. Что же представляет собой жизнь человека в период поздней взрослости? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности или, напротив, возможность вести полноценную и достаточно интересную жизнь?
Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В чем проявляются эти возрастные изменения?
Прежде всего, происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости и вызывает затвердевание суставов.
Возрастное обезвоживание в свою очередь приводит к иссушению кожи. Она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи также препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела.
Специфика возраста
Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.