Любимые герои, сюжеты, образы 1 страница

Об общей предрасположенности человека к иньскому или янскому архетипам много скажут любимые им герои книг, сказок, мифов, а также их самые характерные черты или эпизоды из жизни, которые наиболее близки данному человеку и с которыми он, осознавая это или нет, стремится идентифицироваться. Обычно эти герои и сюжеты выбираются уже в детстве и сопровождают человека всю жизнь.

Янский герой — это воин, сокрушающий супостата, в мирном варианте — искусный умелец, делающий с помощью своего ремесла необыкновенные вещи. Иньский герой не столько делает, сколько обладает или является чем-либо. Это, например, царь. У царя есть корона, у него есть царство, у него есть царская воля, которой он может распоряжаться по своему усмотрению, но не это главное. Главное, что у него есть потенциальная возможность управлять, распоряжаться, приказывать, судить и миловать. У детей очень четко видны их предпочтения, что их пленяет в образе любимого героя — его атрибутика, то, чем он владеет и потенциальные возможности, или же его фактические действия. Если ребенку больше нравится царь, то, скорее всего, у него преобладает иньское начало, поскольку в жизни царя непосредственное действие отступает на задний план по сравнению с тем, чем он является, чем он владеет и как он выглядит. В жизни богатыря все наоборот: конечно, меч и доспехи играют определенную роль, но гораздо важнее непосредственные его действия, то есть ратные подвиги, которые он совершает, избавляя отечество от неминучей беды, спасая царевну и т. д. В развитии сюжета янский оттенок заключается в непосредственных изменениях, которые целенаправленно проводит герой. Это может быть человек или таинственный рок, или злой волшебник, но, во всяком случае, янское внимание привлекает реализация, воплощение, удачное или неудачное, того или иного замысла, взаимодействие двух замыслов, доброго и злого или упорядочивающего и хаотического. Таковы многие романы о путешествиях и борьбе разумного человеческого начала с природной стихией.

Иньский архетип сосредоточивает внимание человека на объектах, взятых самими по себе, и на их изменениях под действием той силы, которая как бы выносится за скобки рассмотрения, когда говорится, что «в течение двадцати лет город расцвел» или «под пятой завоевателя погибла цветущая страна». Подобные фразы отчетливо выдают иньский взгляд на происходящее. Психологический аспект сюжета, то есть изменение психологии, ценностной системы действующих лиц в результате проживания ими определенных испытаний, сюжетных перипетий также относится к иньскому аспекту видения. Подготовка героя к сражению, его мучительные мысли, связанные с воспоминаниями или подготовкой к будущим подвигам, Илья Муромец, тридцать три года пролежавший на печи, — это иньские фазы повествования.

Таким образом, к ведомству архетипа инь в повествовании относится описание героев, какие они есть. К янскому же архетипу относится процесс осуществления того или иного плана. Когда план завершен, ян уступает место инь и наступает конец сказки: «И стали они жить-поживать да добра наживать» или: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Для человека с янской акцентуацией конец сказки и достижение героями определенного статуса, определенного положения, представляется совершенно неудовлетворительным. Весь интерес, с его точки зрения, заключен в достижении цели, в сражениях, в подвигах. С другой стороны, для человека с иньской акцентуацией наибольший интерес в сюжете представляет именно как раз то состояние, которого достигает герой или героиня, и заработанный ими потенциал, то есть принципиальная возможность совершать те или иные действия. И в этом (иньском) смысле благополучный конец сказки, когда Иван-царевич получает жену и царство, чрезвычайно содержателен и наполнен глубоким смыслом, который полностью исчезает, если находиться на янских позициях.

Вопросы к читателю. Вспомните своих любимых героев, любимые вами эпизоды их жизни. Как вы видите их с точки зрения акцентуации архетипов инь и ян: активны они, находятся в действии или вы просто их созерцаете такими, какие они есть, какими они вам полюбились? Внимательно ли вы читаете в любимых книгах описание одежды героев, описания природы, описания душевных состояний? Имеет ли для вас смысл фраза из романа: «Его душа была способна вместить многое». Как вы считаете, кому больше подходит профессия законодателя — мужчине или женщине?

Таланты и творчество

Иньский взгляд на талант заключается в том, что это есть нечто, данное человеку от Бога или от рождения, и никак от него не зависящее. Талант можно, конечно, развивать, можно его эксплуатировать или можно его игнорировать, но все это лишь количественное, но никак не качественное воздействие. Более того, здесь мало что зависит и от личной воли человека. Если человек оказывается погруженным в соответствующую его таланту среду, талант расцветает, если же среда не благоприятствует его развитию, талант съеживается, но сделать что-либо самостоятельно, путем форсирования ситуации под действием своей воли — занятие совершенно бесперспективное и положительных результатов не приносящее. Другими словами, иньский взгляд на талант представляет его в виде редкого, диковинного, чудесной красоты цветка, который внезапно вырастает у вас в палисаднике, принесенный неизвестно какими ветрами, и распускается, цветет и благоухает, если климатические условия оказываются для него благоприятными, но влиять на него непосредственно — дело в общем-то безнадежное — как суждено, так суждено. Иньский взгляд на соотношение таланта и остальной жизни человека, как правило, заключается в том, что жизнь воспринимается как нечто, подвергающееся влиянию таланта и долженствующее уступать ему, то есть жизнь человека рассматривается как почва, на которой вырастает талант, и если почва ему соответствует, он растет лучше, если забота со стороны жизненных условий о таланте лучше, то он приносит лучшие плоды, если же забота оказывается неадекватной или отсутствующей, то никаких плодов не будет и талант зачахнет. Впрочем, сказанное не означает, что человек собирается предпринимать какие-то активные шаги в смысле организации своей жизни; напротив того, он считает, что его талант, расцветая, должен сам формировать прочие обстоятельства его жизни, сопутствующие цветению таланта, и его задача лишь приспособиться и принять такое течение событий.

Янский взгляд на талант во многом противоположен иньскому. Янский архетип подсказывает человеку, что там, где надо, там у него и будет талант, что не боги горшки обжигают и что осуществление любой программы есть результат достаточно энергичного и концентрированного замысла, который следует воплотить в жизнь, что может потребовать определенного времени и последовательности в преодолении препятствий, но, в конечном итоге, все будет так, как человек запланировал. В общем, янскому взгляду совершенно чуждо мнение о том, что человек может быть ведом талантом. Для него талант — не более чем выраженные способности, удача, которая ему сопутствует, но не это главное, а главное это его целеустремленность, техничность, правильность выбора подхода к работе. Вообще, фраза «у меня есть талант» под иньским архетипом выглядит гораздо более самодовольной, тщеславной, самоуверенной, нежели под янским. Человек, ведомый янским архетипом, скажет «у меня есть талант» примерно в такой же интонации, как он скажет «у меня есть хороший нож, которым очень удобно резать хлеб». Если у него этого таланта, то есть хорошего наточенного ножа, нет, он справится и тупым, результат будет получен в любом случае, если он поставил это своей целью. Если этот человек поставил своей целью совершенствование и развитие своего таланта, то есть рассматривает свой талант как объект воздействия, то он может в немалой степени ему повредить, понимая его слишком грубо. Такова судьба многих спортсменов среднего уровня, не сумевших найти свой собственный точный почерк и подход к своему физическому телу, и придававших основную значимость целенаправленности и методичности в ведении стандартных тренировок, которые по своему характеру подходят одним людям и противопоказаны для других. Вообще талант не любит штампованного к себе отношения: он всегда очень индивидуален и как по исходным данным, так и по законам развития человек с иньской акцентуацией понимает это куда лучше. С другой стороны, человек с янской акцентуацией может гораздо больше работать над своим талантом и гораздо более склонен его реализовывать, то есть претворять в жизнь. В частности, обладая не специфическими профессиональными, а общегуманитарными талантами — обаянием, добротой, пониманием, контактностью, человек с янской акцентуацией стремится использовать их в своей непосредственной деятельности, подбирая ее так, чтобы эти черты характера были нужны ему каждый день и даже каждый час, иначе наличие соответствующего нереализованного потенциала будет его мучить и лишит его спокойного существования. Иньский подход отличается от янского тем, что человек не так заинтересован в реализации своих талантов, для него важно то, что он ими обладает и в принципе при каких-то обстоятельствах может их реализовать. Если же обстоятельства сложатся таким образом, что у него не будет возможности реализовать свои таланты, он будет спокойно дожидаться таких обстоятельств, не предпринимая к тому никаких усилий, и если ситуаций, удачных для раскрытия своих способностей, в результате не дождется, то не слишком огорчится. Для него важно то, что он был, а не то, что он что-то сделал.

Теперь коснемся темы творчества. Янский взгляд на творчество заключается в представлении о неординарности, неожиданности, нестандартности найденных решений, то есть творчество для человека, живущего под архетипом ян, — это некоторое украшение, приятное дополнение к той работе, которую он осуществляет. Неожиданный остроумный ответ, эффектный поворот темы, который раньше никому не приходил в голову, — все это он приветствует, но может без этого обойтись. Дело в том, что сама по себе энергия янского архетипа уже представляет собой в основе творческий акт, ибо творчество есть не что иное как процесс материализации тонкого плана в плотном. Поэтому тема творчества в узком смысле человека янского типа не особенно волнует.

Что касается инь, то здесь тема творчества и понимается, и интерпретируется совершенно иначе. Для человека, живущего под иньским архетипом, типично состояние ожидания творческого озарения. Он делит свою жизнь на две части. Одна — сероватая, скучноватая, малоинтересная, заключающаяся в его обычном бытии, а вторая — это жизнь, озаренная творческим началом, большим пламенем или, на худой конец, маленькими искорками, которые его жизнь совершенно преображают и трансформируют. Неправильно было бы считать, что иньское начало вообще лишено творчества, творчеством наделена каждая частичка проявленного мира, но это творчество для иньской материи, как бы сказать, рутинное, обычное, это не то, что выводит ее за рамки обычного, обыденного существования. Пришествие духа — это и есть истинный глубокий творческий акт для материи, которого она с нетерпением ждет, к которому она иногда готова, иногда не очень готова, который ее может обжечь, но который является наиболее ярким моментом ее бытия. Нельзя сказать, что в его отсутствие она скучает. Она питается тем энергетическим квантом, который она когда-то получила, она под его воздействием трансформируется и видоизменяется, но это уже другая жизнь. Это жизнь под светом луны, а когда творческий процесс включается интенсивно, это подобно восходу солнца после долгой полярной ночи.

Вопросы к читателю. Как вам интересно общаться со знакомыми — задавая вопросы или отвечая на них? Считаете ли вы мистическое озарение непременным атрибутом творческого процесса? Предсказуем ли ваш начальник? Всегда ли вы можете предсказать свои реакции на неприятности? Существуют ли ситуации или обстоятельства, резко усиливающие ваше творческое начало, резко его ослабляющие? Важна ли для вас практическая реализация ваших способностей? Понятно ли вам выражение «носитель культуры»? Считаете ли вы прием чиновником посетителей творческим занятием или, по крайней мере, возможным творческим занятием? Считаете ли вы творческой профессию судьи, кинокритика, обувщика, охотника? Можно ли творчески встретить свою смерть?

Мышление

Есть много разных типов мышления, и каждый человек мыслит совершенно по-разному в зависимости от того, какие архетипы у него в данный момент активны. При этом легкость, тяжеловесность, эффективность и многие другие характеристики мышления напрямую зависят от того, насколько удачно включены модальности этого мышления. Сказанное не означает, что человек должен уметь мыслить только при благоприятных для него сочетаниях модальностей. Как раз наоборот, привычка и навык мышления в тех модальностях, в которых ему это делать трудно, приводит иногда к необыкновенным результатам.

Иньское мышление можно охарактеризовать как адаптивное, приспосабливающееся. Этот человек в своем мышлении восприимчив к чужим мыслям и к чужим манерам мышления. Он идеален как собеседник, если его партнер хочет заставить его мыслить так же, как мыслит сам. Однако это согласование временное. Восприняв чужую манеру и ассимилировав ее, человек может некоторое время в ней находиться, однако потом ассимилировать какую-либо еще манеру, и тогда старая манера мышления перестает им использоваться. Находясь под влиянием иньского архетипа, человек склонен не столько возражать, сколько приспосабливать данный тезис, даже если он ему не нравится и противоречит его картине мира (или данного фрагмента мира), к своему видению ситуации, а точнее, менять свое видение ситуации в соответствии с той мыслью, которая к нему передана партнером. Для иньского мышления характерна, так сказать, правополушарность, то есть различные ассоциации, образы, метафоры, которые развивают, дополняют, модифицируют мысль человека. Это самоуправляемое течение ментального процесса, и человек не считает, что он должен им управлять, и его мышление, будучи выражено вовне, может быть названо мыслями вслух. Это типично для женщин, которые не имеют в виду, что то, что они говорят, является финальным продуктом их мышления или поводом для действий партнера. Они как бы рассуждают сами с собой, адаптируя ту новую мысль, которая пришла к ним в голову, изнутри или снаружи, к своей ментальной картине мира. Если вы попытаетесь в такого рода монологе уловить какую-то логику или цель, то у вас, скорее всего, это не получится, или вы получите превратное представление о целях и мыслях своего собеседника.

Янское мышление далеко не всегда более организованно, чем иньское, но у него есть определенная цель, направленная вовне, то есть к некоторому внешнему по отношению к самому мышлению объекту, и это мышление стремится к регуляции если не самого себя, то внешнего объекта. Для него характерна логика, выводящая из одного другое и имеющая вполне определенную цель, которая обычно звучит в конце развертывания янской мысли и тогда становится понятным, ради чего эта мысль развертывалась. В случае иньского мышления эта цель отсутствует как вначале, и в середине, так и в конце этого мышления, оно лишь создает некоторую среду. Янское мышление, напротив, имеет в виду определенную цель и подводит к ней или человека, или его партнера, собеседника, оппонента.

Вопросы к читателю. Когда вы рассуждаете, склонны ли вы терять цель своего рассуждения, упускать ее из виду? Хорошо ли вас понимают ваши собеседники, когда вы пытаетесь передать им свою мысль? Умеете ли вы говорить коротко? Воспринимая мысль другого человека, стремитесь ли вы, в первую очередь, понять образ этой мысли, или для вас абсолютно необходимо знать, к чему он клонит, а без этого вы его не воспринимаете? Попробуйте найти образ из растительного царства, наиболее соответствующий вашим близким друзьям и родственникам, то есть найти овощ, фрукт, куст или дерево, на которое они больше всего похожи. Трудно ли вам исполнить это задание? Получили ли вы в процессе его выполнения какое-то дополнительное знание о тех людях, для которых вы искали образы?

Воля и инициатива

В янской модальности воля выглядит гораздо ярче, производит большее впечатление, поэтому может показаться, что в иньской модальности ее просто нет. Однако это совершенно не так. Янская воля направлена на свершение, на реализацию плана, проекта, на действие, обращенное вовне. Иньская воля, наоборот, направлена на поддержание состояния объекта и на ассимиляцию этим объектом внешних воздействий. Не нужно думать, что эта воля менее ответственна и менее актуальна, чем янская.

Типичный пример. Когда коллектив хочет избавиться от какого-либо своего члена, он прилагает немалую волю для того, чтобы вытолкнуть его наружу. Однако не меньшая воля требуется коллективу для того, чтобы принять в себя нового человека, дать ему адекватное место и обязанности. Эта трансформация коллектива под влиянием вновь пришедшего человека успешно проходит лишь при условии, что она ведома соответствующей волей, то есть если коллектив хочет адаптировать себя к новой ситуации, в данном случае единой жизни с новым лицом.

Иногда иньскую волю принимают как подавление агрессии, однако это не так. Для подавления своей агрессии нужна янская воля, поскольку агрессия в данном случае воспринимается как нечто внешнее по отношению к воле человека. Иньская же воля объекта есть его воля, направленная на самого себя, на его определенную трансформацию и видоизменение. Типичный пример иньской воли это воля, направленная на расслабление, на релаксацию, когда, например, человек, находясь во «взведенном» состоянии, хочет успокоиться. В этом случае жесткие приказы, данные в янской модальности, обычно не срабатывают, и человек начинает мягко уговаривать и балансировать сам себя. Это и есть проявление иньской воли. То же относится и к физическому расслаблению.

Не следует путать иньскую волю с янской, задействованной в психологическом аспекте контакта и прикрывающейся иньскими инициативами социального плана. Маскировка отчетливой янской воли иньским социальным прикрытием типична для манипуляторов, которые хотят добиться от своего партнера определенного поведения, но не хотят высказывать своих намерений ясно. Они как бы подводят человека к соответствующему решению, стараясь, чтобы у него возникло впечатление, что он дошел до него сам. Так старомодно воспитанная барышня, соблазняя молодого человека, на психологическом уровне отчетливо намереваясь получить от него предложение руки и сердца, на социальном невинно демонстрирует ему свои коленки и альбомы с детскими фотографиями.

Иньская инициатива ничего не навязывает. Она предлагает объекту различные варианты, пути поведения, никак не вторгаясь ни в его целостность, и не воздействует напрямую на его волю. Так радушный хозяин приглашает гостя: «Заходите, пожалуйста, располагайтесь, можно на кресле, можно на диване, можно на ковре на полу, чувствуйте себя как дома». Эта инициатива как бы обволакивает свой объект мягким пушистым облаком, иногда, правда, сокращающим возможности дыхания и передвижения, но не имея в виду прямо регулировать его поведение, не лишая его возможности выбора, — скорее, наоборот, расширяя эти возможности.

Янская инициатива похожа на удар колуна, раскалывающий полено надвое. Она направлена на существенные изменения в объекте, которые по отношению к человеку воспринимаются как внешние.

Вопросы к читателю. Как вы предпочитаете, чтобы вами управляли: прямо или косвенно, приказывая или создавая определенные условия? Нравится ли вам накладывать свою волю на ситуацию, которая этому противится? Легко ли вам принять чужое мнение, если оно сильно отличается от вашего? Нравится ли вам учиться, или вы предпочитаете учить? Считаете ли вы, что у современной молодежи есть недопустимые формы одежды и танцев? Как вы думаете, какая женщина в наше время имеет больше шансов овладеть сердцем мужчины — та, которая наденет брюки, подойдет к нему и скажет: «Пошли со мной», — или та, которая, надев короткую юбку, будет дефилировать около него, ничего не говоря прямо?

Развитие

Иньский взгляд на развитие заключается в том, что оно происходит само по себе, что это есть естественный самоорганизующийся процесс, которому можно помогать, внимательно изучая его закономерности, но эта помощь должна быть косвенной, то есть заключаться в создании условий, но не в прямом вмешательстве. Другими словами, заботясь о росте деревца, последователь иньского принципа будет его поливать, аккуратно рыхлить землю вокруг корней, ставить подпорки под ветви, когда они будут сгибаться под тяжестью плодов, в крайнем случае, слегка подстригать крону. Применительно к ситуации, в которой оказывается человек, он будет искать пути регулирования ее развития в своих внутренних резервах или в резервах самой ситуации, считая, что когда внешняя помощь принципиального порядка понадобится, она придет сама.

Янский взгляд на развитие во многом противоположен. Человек, ведомый янским архетипом, считает, что развитием нужно управлять и что, более того, должны быть определены идеи будущего развития, и в соответствии с этими идеями он старается направить жизнь объекта. Будучи недоволен корневой системой, он способен раскопать почву и перерубить половину корней, если же он недоволен тем, как растет дерево, он может обрубить у него половину сучьев и привить новые, или же согнуть веревкой ствол и оставить его в этом состоянии с тем, чтобы он рос в ином направлении. Вообще янский подход больше верит в прямое воздействие, нежели в изменение окружающей среды и косвенное воздействие, считая последние малоэффективными. Если речь идет о той или иной социальной или жизненной ситуации, то янский подход заключается в том, что прошлое надо пересматривать и переоценивать, а будущее нужно тщательно планировать, вкладывать в него энергию и деятельно реализовывать, поскольку ничто не свалится нам на голову само. Если же какие-то варианты развития представляются человеку нежелательными, то ян посоветует ему активно им сопротивляться, предпринимая заранее продуманные и подготовленные меры.

Иньский подход при обсуждении возможностей неприятного будущего часто сводится к тому, что человек говорит: «Ах, как я этого боюсь!» — но совершенно не имеет в виду что-либо предпринимать в соответствии с этими своими страхами. Наоборот, янский подход за словами «я боюсь» автоматически предполагает некоторые действия, которые он будет совершать для того, чтобы по возможности уменьшить шансы на неблагоприятное течение событий. Вообще, в целом, ян больше делает упор на будущее, а инь — на прошлое. Инь опирается на прошлое, считая, что будущее из него естественным образом вырастает. Ян же устремлен в будущее, нередко считая прошлое несущественной добавкой к нему. Вероятно, с этим обстоятельством тесно связана известная максима, утверждающая что в женщине интересно ее прошлое, а в мужчине — его будущее.

Вопросы к читателю. Вы видите плохо растущее дерево. Что в первую очередь привлечет ваше внимание: почва, на которой оно растет, или его ветви и листья? В чем вы, как правило, склонны видеть проблемы развития — в неправильном понимании тенденций развития или в тяжелом прошлом развивающегося объекта? Считаете ли вы, что детский опыт в основном определяет всю дальнейшую судьбу человека во всем существенном? Верите ли вы, что человек может полностью себя воспитать и переделать, начав эту работу в зрелом возрасте? Считаете ли вы, что будущее оказывает на человека более сильное воздействие, чем прошлое, или вы придерживаетесь противоположной точки зрения? Известно, что если погибает пчелиная матка, то пчелы берут первую попавшуюся рабочую пчелу, сажают ее на место матки, начинают ее особым образом кормить, и через некоторое время та увеличивается в размерах и превращается в настоящую пчелиную матку. Считаете ли вы этот факт архетипом для жизни или же биологическим курьезом, не имеющим никакого философского значения?

Энергия

На первый взгляд, энергия сама по себе имеет янский оттенок. Это, однако, не соответствует действительности, просто янская энергия больше бросается в глаза, она активно вмешивается, она ломает, или она строит, но так, что виден человек, который этим занимается, видна идея, видна определенная искусственность того, что происходит, в некотором роде нарушение сложившегося порядка вещей, видно энергичное вмешательство в ход событий. Иньская энергия, наоборот, часто представляет собой, на первый взгляд, нечто само собой разумеющееся. Энергия адаптации, энергия трансформации объекта, требующаяся для ассимиляции им того или иного воздействия, часто оказывается незаметной для сознания человека. Вроде бы то, что происходит, лежит в природе вещей, но это не означает, что природа вещей в таком ее понимании не тратит на соответствующие трансформации значительной энергии. Энергия терпения, энергия, которую тратит слушатель, воспринимая сообщение или любую информацию, идущую из окружающей среды, энергия, которую тратит человек для того, чтобы, восприняв чью-то точку зрения, ассимилировать ее во внутреннем пространстве, то есть включить ее в свой внутренний мир, энергия, которую тратит матка, приспосабливаясь к существованию все возрастающего плода внутри нее, — все это примеры энергии, отчетливо акцентированной архетипом инь. Если у объекта нет иньской энергии, то, с точки зрения внешнего наблюдателя, он выглядит исключительно вялым, пассивным, не привлекающим никакого внимания, а если какое-либо воздействие на него оказать, то он отвечает полной инертностью. О таких людях пословица говорит: «хоть кол на голове теши». Наоборот, избыток иньской энергии дает объекту определенную ауру, то есть тонкое излучение, идущее в пространство и как бы приглашающее внешнюю энергию, этот объект словно ждет определенного воздействия. Получив это воздействие, объект реагирует на него порой даже очень бурно и, ассимилируя его, существенно видоизменяется в результате. Так весеннее поле ждет семян, так девушка ждет своего возлюбленного, так читатель ждет выхода в свет новой книги любимого автора.

Вопросы к читателю. Где вы чувствуете больше энергии: в заряженном ружье или в пуле, вылетевшей из него сразу после выстрела? Какие партнеры вам больше нравятся: загадочные и полные потенциального внутреннего смысла и значения, пока еще не раскрытого, или же энергичные в своих непосредственных действиях, порывах, разговорах? Какое место в книге вам интереснее: начало, там, где сюжет еще только завязывается и будущие перипетии еще лишь только намечаются, или разгар событий, непосредственное драматическое действие? Какие сцены в фильмах привлекают ваше большее внимание: заряженные психологическим напряжением или содержащие непосредственно динамическое действие? Считаете ли вы, что с опытом к человеку приходит сила?

Якоря

Якоря в психологии — это особо запомнившиеся в сознании или подсознании переживания человека, которые являются магнитами для всевозможных текущих его состояний и ассоциаций, то есть переживания, к которым он возвращается вновь и вновь.

Иньские якоря — это определенные состояния человека, которые ему по тем или иным причинам запомнились и которые служат в некотором смысле моделями для многих его жизненных состояний, то есть по этим якорным состояниям человек в значительной степени меряет свою жизнь. Типичный пример — депрессивное состояние, которое когда-то посетило человека, и с тех пор всякое плохое настроение, всякое сильное огорчение так или иначе отбрасывает его сознательно или подсознательно в эту некогда пережитую депрессивную. Последняя окрашивает, таким образом, многие его тяжелые психологические состояния, никак не связанные с первичным якорным переживанием. Можно предположить, что переживание становится якорным тогда, когда психика человека прямо настраивается на тот или иной архетип, и это производит на нее очень сильное впечатление. После этого всякий раз, когда в жизни человека этот архетип проявляется хотя бы слабым образом, у него в памяти возникают сознательные или подсознательные воспоминания о моменте прямого контакта с ним. В частности, например, депрессивное состояние, по-видимому, запоминается и становится якорным тогда, когда человек в ходе своей депрессии напрямую связывается с архетипом Великого Уныния. Соответственно, якорный страх возникает тогда, когда в жизнь человека входит архетип Разрушения в его жесткой форме, тот, который в индийской мифологии символизируется богиней Кали, носящей на своей шее ожерелье из окровавленных черепов.

Янские якоря связаны с интенсивным включением архетипа воздействия, часто в неблагоприятном варианте, то есть архетипа ян в низшей октаве, когда воздействие было не подготовлено или было адресовано не готовой к тому материи. Подобного рода якоря создают у человека ощущение своей неспособности к конструктивному и эффективному воздействию, но для них характерно то, что это ощущение возникает у человека не тогда, когда он готовится к действию, в этот момент он находится, скорее, под иньским архетипом, а в тот момент, когда он это действие уже производит. У него буквально опускаются руки, пропадают энергия, точность, и, глядя на его действия, кажется, что он нарочно сам себе вредит. Сам о себе он может сказать, что у него неожиданно возникло впечатление, что он ни за что не справится с поставленной перед собой целью. Таков один из распространенных негативных янских якорей.

Другой распространенный негативный янский якорь связан с подчеркнутой грубостью воздействия, например, когда человек вместо того, чтобы вежливо и точно выразить свое неудовольствие партнером, начинает кричать, размахивать кулаками и обвинять его в общем, говорить совершенно не те слова, которые имеют шанс быть услышанными, и в результате возникает конфликт, иногда даже разрыв. Наоборот, положительный янский якорь дает человеку чрезвычайную поддержку в ситуациях действия. Он чувствует, когда надо начать действие, точно его направляет и внимателен к объекту воздействия. Такого рода положительный янский якорь бывает у детей, которых в детстве не притесняют родители, а, наоборот, поощряют их самостоятельность и творчество в играх. Отец, который, играя в шахматы с сыном, всегда у него выигрывает, имеет очень мало шансов на то, что когда его сын вырастет, он в своей жизни хоть что-либо сделает.

Наши рекомендации