На чем основывается наша самооценка?
- Наша самооценка - это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям - все это воздействует на нашу самооценку.
- Наша самооценка - это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.
Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:
· твои родители тебя хвалят;
· ты завалил экзамен;
· твои друзья "за тебя горой";
· учитель физкультуры кричит на тебя;
· ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;
· кто-то назвал тебя "психом";
· тебя избрали в совет класса;
· ты подвел приятеля.
Если тебя окружают симпатичные люди, и ты с ними ладишь, значит ты положительно относишься к самому себе. В этом случае тебе живется отлично. Но так бывает далеко не всегда. Совсем не всегда нас окружают исключительно симпатичные люди, совсем не всегда мы со всеми ладим. Жизнь - это "плюсы" вперемежку с "минусами".
Давай вообразим, что все твои отрицательные факты и эмоции - это многопудовые гири. Попробуй-ка, надень такую гирю на шею! Если неприятности - это гири, то "приятности" - разноцветные воздушные шары, каждый из которых способен в любой момент поднять наше настроение. Теперь подставим эти гири и воздушные шары в нашу формулу.
Жизнь начинает казаться особенно тяжелой, когда подросток не видит выхода, когда ему кажется, что он в тупике. Психологи называют такие проблемы "три Н": непреодолимые, нескончаемые, непереносимые. Когда подросткам кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда они полагают, что несчастья будут их преследовать постоянно, когда они боятся, что не смогут дальше переносить охватившую их тоску, тогда суицид становится для них спасительным средством.
Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с тремя "Б": беспомощностью, бессилием и безнадежностью, и тогда неизбежно приходят к мысли о том, что они ни на что не годы, отчего отчаиваются еще больше.
Жизнь - это воздушные шары вперемежку с гирями: первые уносят нас в небо, вторые тяжким грузом виснут на ногах. Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Три "Н" и три "Б". столь свойственные подросткам, наводят их на мысль о том, что встающие перед ними проблемы неразрешимы и что неудачи будут преследовать их всю жизнь. Вот когда им покажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, им и может прийти в голову мысль о самоубийстве.
Заботливый друг, который появляется тогда, когда жизнь кажется особенно тяжелой, и выполнит роль воздушного шара. Друг, который готов тебя выслушать, снять тяжкий груз с твоих плеч, решить многие проблемы, прежде казавшиеся неразрешимыми. Эту же роль друг выполнит, если сведет тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.
Чувства воздействуют на поведение. Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены. Вспомни время, когда тебе казалось, что все идет хорошо, когда настроение у тебя было лучше не придумаешь. Надо полагать, в это время ты и уроки не прогуливал, и домашние задания делал вовремя, и контрольные хорошо писал. Если ты играл в школьной команде, и контрольные хорошо писал. Если ты играл в школьной команде, то у тебя и тут наверняка все получалось. Скорее всего, ты не ссорился с одноклассниками и родителями. Словом, вел себя, как человек, которому все в удовольствие.
Когда настроение хорошее, мы и улыбаемся чаще, и терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Когда настроение хорошее, когда нам кажется, что "жизнь складывается", мы более энергичны. Положительный заряд энергии помогает нам хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт с одноклассниками и сослуживцами.
Когда же жизнь не складывается, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наше горести, страхи, наше раздражение. В такое время и в школе, и дома у нас почти наверняка возникает немало проблем. Мы то и дело лезем в драку, все нас раздражает. Всё и все. Оттого, что мы недовольны собой, мы ведем себя так, словно ненавидим весь мир. У нас угрюмый, недовольный вид. Если мы злимся и говорим гадости, все от нас отворачиваются.
Вспомни время, когда у тебя были неприятности. Может, ты поссорился с другом или с любимой девушкой, может, потерял работу, а может, повздорил с отцом. Какие чувства ты тогда испытывал? Как себя вел? В твоем поведении нашли отражение твои чувства?
Всякое поведение имеет цель. Вы когда-нибудь наблюдали за маленьким мальчиком, который начинает хныкать и капризничать, потому что устал и хочет спать? Малыш, который еще утром весело и трогательно улыбался, сейчас, когда пора укладываться, превратился в форменное чудовище.
Подростки, которые подумывают о самоубийстве, чем-то напоминают этого уставшего малыша. Они не в состоянии говорить о своих чувствах и переживаниях и слова заменяют действием. Сознательно или бессознательно, но они надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание.
Эта потребность во внимании - нечто большее, чем слова: "Посмотри на меня. Люби меня. Найди меня". Для молодого человека это сигнал о помощи. Суицидальные подростки не могут сказать: "У меня неприятности. Одному мне не справиться. Я веду себя так, словно собираюсь убить себя, потому что хочу, чтобы кто-то вмешался в мои суицидальные планы".
Если считать, что во всяком поведении прослеживается какая-то цель, то цель суицидальной попытки - дать сигнал бедствия, объявить во всеуслышание, что на самом деле совершить самоубийство подросток вовсе не хочет.
Помни!
Что бы не говорил тебе твой друг о желании умереть, на самом деле смерти он не хочет. Он хочет помощи. Какие бы продуманные суицидальные планы не вынашивала твоя подруга, на самом деле умирать она не хочет. Она хочет, чтобы кто-то сказал ей, что жить не так уж и плохо. И этим "кто-то" можешь стать ты.