Идеальное и реальное исследование
В реальности разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он — другой в каждый следующий момент времени. Пространство не изотропно. Нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны, каждый со своей, не похожей ни на чью другую судьбой. Даже однояйцовые близнецы рождаются в разные моменты времени. Тем более уникальны исследователи. Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на отношения с испытуемыми, точность регистрации и на особенности интерпретации данных.
Реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному.
Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. В ходе любого "реального исследования" ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание часть реальности; абстрагируясь от других существенных ее сторон. Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы "контролируется" экспериментатором. Кроме того, условия, в которых проводятся исследование или наблюдение, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами, влияющими на результат — на поведение испытуемых и фиксацию его параметров. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим входе исследования. Обобщим сказанное выше простейшей схемой:
Валидность эксперимента(от латинского validas - крепкий) - базовая характеристика эксперимента как его соответствие нормам и стандартам, принятым в экспериментальной психологии. Валидность эксперимента касается адекватности его построения и собственно организации, соответствия теоретической модели, правильности выводов и возможностей обобщения результатов.
Внутренняя валидность -соответствие реального исследования идеальному.
Внешняя валидность - соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности.
Теоретическая или прогностическая валидность - отношение идеального исследования к реальности, поскольку план "идеального исследования" строится исходя из теоретической идеализации реальности — гипотез исследования.
Кроме валидности метода, к основным характеристикам диагностических методов относятся:
Надежность метода | Репрезентативность метода |
Характеристика, которая свидетельствует о точности измерений и устойчивости методики к действию посторонних факторов. | Характеристика, которая свидетельствует о возможности ее использования на той или иной выборке с высокой надежностью результатов. |