Организационные образования в обществе
В обществе можно выделить следующие типы организаций, если под организациями подразумевать первичные образования на нижнем уровне общества (рис. 4).
Деловые организации(предприятия, учреждения...). Создаются отдельными коллективными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т. д. Они могут быть государственными, муниципальными, частными (акционерными, индивидуальными). Участие в них, т. е. выполняемая там работа, дает доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.
Союзные (общественные) организации.Их цели вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т. е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников.
Рис 4. Организационные образования в обществе |
Анализ соотношения между этими двумя типами организаций может дать важный материал для характеристики общества. Так, известно, что некоторые общественные функции (управленческие, культурные, хозяйственные и др.) могут выполняться как тем, так и другим типом организаций. Поэтому количественные и качественные показатели этого процесса позволяют оценивать его состояние и тенденции.
Но в обществе возникают организационные образования и другого рода, не собственно организации, а имеющие многие признаки последних. Это ассоциативные организации- семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Однако степень их формализации незначительна. Более важное их отличие от организаций первых двух типов содержится в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, т. е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Конечно, целое и здесь не тождественно его составляющим, но общие цели совпадают с индивидуальными. Сходными организационными признаками обладает и такой тип общности, как поселение.Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру, специализацию и т. д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.
Итак, определены 4 типа организационных образований в обществе, два из которых - собственно организации, два других - пограничные формы, т. е. полуорганизации, во многих своих чертах родственные первым. Все они есть разновидности целевой общности, сопоставимые по ряду параметров, ключевым среди которых следует считать характер общей цели, точнее - соотношение ее с индивидуальными целями. Такое понимание явления организации дает новые возможности для выведения универсальных закономерностей построения и функционирования разных социальных объектов, распространения принципов организационного анализа на общественную жизнь.
Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой. На территории большинства поселений находятся деловые организации, в последних немало различных союзных и ассоциативных организаций, многие союзные организации имеют административный аппарат, предприятия и т. д. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда, например, исследовательский институт создается на базе научной школы или персонал отдаленной метеорологической станции формируется из членов одной семьи. В других же случаях подобные сочетания считаются вредными, дезорганизующими.
Что касается дальнейшей дифференциации внутри каждой из выделенных групп, то применительно к ассоциативным организациям и поселениям это дело соответствующих социологических теорий среднего уровня, поэтому далее речь идет лишь о типологии административных и союзных организаций.
Деловые организации
Как отмечалось раньше, речь здесь идет о первичныхорганизационных образованиях, располагающихся на разных ярусах организационной системы
общества. Также следует выделить и другой тип деловых организационных форм, например регион, ведомство, холдинг, ассоциация, которые назовем надорганизациями. Эти вторичныеделовые системы являются целевыми общностями, включающими в себя какое-то количество первичных деловых организаций и т. д. Но и сами они имеют свой аппарат и в этом смысле являются учреждениями, а значит, и первичными организациями. Надорганизации строятся из межорганизационных отношений.
Уже отмечалось, что пока преобладают формальные и эмпирические способы типологии организации. Построим для примера эмпирическую типологию первичных деловых организаций. Выделим среди них два типа: предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг, и учреждения, занятые в сфере умственного труда. Соответственно к первой группе относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второй - образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные (рис. 5).
Рис. 5. Эмпирическая типология деловых организаций
Такая типология, конечно, не лишена целесообразности, и ее можно продолжить. Но это "типология вообще", не имеющая целевого назначения.
Поставим тогда задачу распределения организаций по функциям с точки зрения вечной актуальной проблемы "личность - общество". Деловые организации в этом смысле можно разбить на две основные группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое). В первую группу попадают организации, производящие материальные предметы потребления (одежду, питание, жилище, предметный мир), обеспечивающие рекреацию (отдых, лечение), поставляющие духовные ценности; во вторую - организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление (центральные звенья надорганизации). Выделяется также промежуточная груп-
па организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), которая в той или иной степени работает на обе функции (рис. 6).
Рис. 6. Типология деловых организаций по общественной функции (назначению)
На примере этой типологии стоит обратить внимание на целесообразность транстиповых, сквозных группировокорганизаций, когда научные или строительные организации попадают то в общие, то в разные группы в зависимости от того, какую именно социальную функцию выполняет каждая из них. В какой-то мере исчисление количественного соотношения реальных организаций, их персонала по предложенным признакам имело бы исследовательскую ценность.
Однако пример приведен не только для этого. Отметим ограниченность данной типологии, что в принципе допустимо: из нее выпадает группа организаций "промежуточного" производства (в металлургии, энергетике и т. д.), которую не задело принятое здесь основание деления. Гораздо важнее другое. Это основание неадекватно единице исчисления. Очевидно, что если в качестве последней используется организация, то иногда такие многофункциональные единицы, как школа, телестудия и пр., не могут быть однозначно квалифицированы по данной схеме. Стало быть, особенности объекта накладывают свои ограничения на его типологию. И хотя вообще-то вполне правомерно измерять, например, распределение социальных функций в обще-
стве через типологию занятых в них организаций, такая процедура имеет свои трудности1.
Наконец, возьмем задачу исследования места и участия деловых организаций в общественных отношениях. Конкретизируем ее сферой внешнеорга-низационных взаимодействий, т. е. способом связи организации со средой. Еще больше сузим задачу до одного аспекта этой связи - типа контакта организации со своим партнером "на выходе", т. е. с адресатом-потребителем (рис. 7).
Рис. 7. Типология деловых организаций по типу соотношений с партнером (потребителем)
Сразу заметим, что партнерами организаций могут быть или другие организации, или массовый потребитель, какие-то категории населения. Эта разница существенна, т. к. очевидны принципиальные различия между такими парами организаций, как строительная фирма и РЭУ, оптовая база и магазин, хотя предметы деятельности у них общие. В одном случае контакт возникает между однородными объектами, в другом - организация выходит на дискретную среду, поведению которой свойственны несравненно большая стихийность и неопределенность. Более того, если межорганизационные отношения в данном аспекте происходят по поводу промежуточных результатов, например хозяйственной деятельности общества, то организационно-массовые отношения возникают вокруг конечного продукта этой деятельности, и сюда в итоге сходятся нити всех предыдущих связей. Поэтому вдоль второго из названных ти-
' Впрочем, их можно преодолеть, если, допустим, экспортно определить весовые значения отдельных признаков для разных организаций.
пов отношений проходит одна из важнейших линий общественного взаимодействия. Именно организации этого типа выступают как датчики актуальной социальной информации (удовлетворенность, предпочтения, напряжения и т. д.) и представляют специфический объект исследований.
Организационно-массовый тип отношений распадается далее на аудиторную (вовне организации) и клиентурную (внутри ее) разновидности. Значимость такого различения объясняется зависимостью социального расстояния от пространственного, вследствие чего отмеченные отношения обладают разной степенью интенсивности, неодинаковым обратным воздействием адресата-потребителя.
Нельзя не учесть и такое отличие в контактах, возникающих как индивидуализированным образом (применительно к аудиторным связям, например таксомоторный парк, милиция, а к клиентурным - магазин и другое обслуживание, больница), так и совместно, совокупно (по тем же группам - газета, общественный транспорт, кино, театр, вуз)1. Особого внимания заслуживает клиентурный индивидуализированный тип контакта с точки зрения высказанных выше соображений (повышенная в сравнении с другими вариабельность, интенсивность). Эта группа организаций может быть выделена как специальный объект интереса консультанта по маркетингу, клиентной ориентации, поскольку непосредственное давление от потребителя на них самое большое. Кроме того, как и в других группах, эти организации имеют сходные проблемы и могут рассчитывать на разработку для них типовых методов обучения персонала тактике воздействия и восприятия и пр.
Теперь надо вернуться к межорганизационным отношениям, особенности которых уже были отмечены. Они делятся на отношения кооперации и соподчинения. К первой из этих групп отношений, развитию и расширению которых придается сейчас особое значение, относятся односторонние (поставка -получение) и объединительные (совместное решение общей задачи, например по строительству, очистке стоков и т. д.). Степень распространения кооперативных связей между организациями - важный показатель их автономии и прогрессивной эволюции рынка. Что же касается отношений соподчинения, вертикальной зависимости, то они задаются по принадлежности соответствующей надорганизации и функционально по специализированному надзору (санэпидемстанция, котлонадзор, прокуратура и пр.). С этими партнерами организации связаны не только "на выходе". Измерение объема предписаний и ограничений, поступающих к ним из подобных источников, может быть весьма ценным для объяснения особенностей поведения организаций.
Ясно, что типологии деловых организаций можно строить и на множестве других проблемных оснований (степень стандартизации поведения, демографический состав персонала, материально-техническая база и т. п.).
Союзные организации
К описанным ранее особенностям этих организаций сейчас следует добавить еще некоторые. Известно, что они являются важной формой обществен-
1 Заметна способность некоторых организаций к разнородным контактам (поликлиника, школа и др.).
ной самодеятельности и массового самоуправления. Участие в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации и т. п.
В такой типологии организаций преобладают эмпирические подходы, согласно которым они делятся на категории. Имеются типологии по типу членства: только индивидуальное, только коллективное (общество дружбы с зарубежными странами), смешанное (научные общества), без членства и по специализации.
В качестве примера содержательной типологии, в частности по выдвигаемым целям, можно предложить разделение союзных организаций на два основных типа: ориентированные вовне себя, на дела общества, и ориентированные преимущественно на потребности, интересы своих членов(рис. 8).
Рис. 8. Типология союзных организаций (по ориентациям)
О роли организаций первой группы имеется немало исследований, вторая -нуждается в определенной характеристике. Эти организации выражают особые гражданские побуждения, распространенные в некоторых слоях массового сознания; членство в них обычно связано с проявлением альтруизма, т. н. океанического чувства (ощущение собственной ответственности за глобальные проблемы). Количественные признаки и целевая направленность подобных организаций могут быть важным показателем структуры ценностных ори-ентаций в обществе, его морального состояния.
Третья группа организаций этого типа представлена организациями, ориентирующимися на создание новых ценностей:техники, знания, искусства. В них решение важных социальных задач сочетается с удовлетворением индивидуальных профессионально-творческих интересов. Среди них довольно многочисленные по составу организации, например изобретателей, артистов, художников, литераторов. Деятельность таких организаций, безусловно, характеризует инновационный потенциал общества.
Корпоративные интересы организационных или массовых групп выражают профсоюзы и союзы предпринимателей.
К другому типу союзных организаций принадлежат организации взаимопомощикак с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухонемых), так и для улучшения материального положения своих членов (потребсоюзы, жилкооперативы и т. п.), любительские организации клубного характера, удовлетворяющие непрофессиональные интересы и увлечения их участников (общества коллекционеров, спортсменов и др.).
Предлагаю также различия между организациями эвентуальными и штатными.
К эвентуальным организациям относятся те организации, существование которых не гарантировано социальной структурой, они существуют на свой страх и риск. Это можно сказать, например, о любой производственной, сервисной организации. Сколько заводов, парикмахерских, мастерских и магазинов исчезло на нашей памяти. Можно ли представить себе исчезновение го-ротдела милиции или Московского государственного университета, железнодорожного вокзала или городской администрации? Последнее относится к штатным организациям, которые созданы в силу универсального социального порядка - он примерно одинаков во всех странах.
Эвентуальные и штатные организации отличаются прежде всего своей принадлежностью, формой собственности. Первые в основном частные, вторые -государственные. Хотя вокзал может быть частным, как и МГУ. Зато мэрия всегда муниципальна. Отличаются они и по жизненному циклу: штатные организации существуют вечно, кризисы у них, конечно, происходят, но они не ставят под вопрос само существование организации. Обычно кризисы в штатных организациях заканчиваются сменой руководства, реорганизацией, но не упразднением их. Эвентуальные организации в большинстве своем смертны.
Предложенные схемы не есть законченные классификации организаций, они открыты дополнениям и развитию. Это был опыт типологии как разработки подходов к одному из аспектов анализа мира организаций.
Таким образом, рабочие типологии организаций имеют как вспомогательное, так и самостоятельное исследовательское значение. Кроме перечисленных ранее, надо указать еще на некоторые особенности и трудности осуществления таких процедур.
Разделение организаций по типам и группам не имеет резких граней, отличается постепенностью перехода признаков. Отсюда идентификация каждого случая нередко требует критериев типа "по преимуществу", т. е. некоторой условности. Множественность значимых оснований группировок серьезно усложняет задачу сведения их воедино, а значит, и все дело движения от типологии к классификации.
В наше время более актуальным становится выделение разных групп организаций:
- по стадиям развития (см. соответствующий раздел данной книги);
- по типу организационной культуры (также см. раздел на эту тему);
- по типу лидерства (лидерские и командные);
- по разветвленности структуры: компактные, федеративные (с множеством
филиалов);
- по постоянству существования: штатные (больница, полиция) и рисковые
(предпринимательские).
Недавно появилась книжка американца Ди Хока (Dee Hock)1, основателя платежной системы "Visa". На примере этого своего детища он демонстрирует новый тип надорганизации, вовлекающий в свою сеть множество конкурирующих банков.
Хорошо известно влияние личных особенностей руководителя на облик и сущностные особенности организации. Именно по этой причине возникают организации, открытые и закрытые нововведениям, динамичные и стагниру-ющие, с тем или иным типом организационной культуры. Можно ли обойти такого рода типы в нашей систематизации организационных форм? Разумеется, нет, хотя тут мы плавно переходим скорее к типологии наших клиентов, а это уже другая тема, и разговор об этом будет дальше.
Можно ли предсказать какие-то тенденции в развитии мира организаций? Рискну. По-моему, интенсивнее всего в ближайшее время будет развиваться слой т. н. надорганизации, связывающих организации разных типов между собой в некоторое единство. Например: платежные системы, всемирные ассоциации, системы субконтрактов, консорциумы, партнерства и другие продукты глобализации. Наверняка будет увеличиваться число гражданских объединений под конкретные общественные задачи: воспитательные, экологические, художественные, мемориальные и т. п. Как реакция на глобализацию некоторые из них примут локально-охранительные установки почвеннического типа (сохранение своеобразия поселений, этносов, ландшафтов).
Больше не предвижу ничего. Очевидно только, что все или очень многие цели, надежды, интересы будут проявляться в организационных формах, пополняя или создавая новые типы организаций. Какое все это имеет значение для консультанта по управлению?
А каких Вы хотите клиентов?
Какова структура консультационного рынка с точки зрения типологии организаций?
Где самый высокий и наиболее квалифицированный спрос на консультационные услуги? А где он наименьший и более примитивный?
Какие методы и виды управленческого консультирования годятся в одних типах организаций и неприемлемы в других?
В каких организациях Вы себя чувствуете увереннее и вообще их предпочитаете?
Желаете ли Вы специализироваться на каком-то из этих типов?
Какие виды проблем и патологий характерны для организаций того типа, которому принадлежит Ваш клиент?
1 Hock Dee. Birth of the Chaordic Age. Berrett-Koehler Publisher, Inc. San Francisko, 1999.
А что нового Вы можете сказать своему клиенту об особенностях и тенденциях развития организаций его типа?
В каких случаях Вы, работая над стратегией, посоветуете клиенту сменить тип организации?
Не пора ли нам, консультантам, специализироваться и объединяться по разным типам организаций?
ОРГАНИЗАЦИИ ИСЧЕЗАЮТ?
Хорошо известна тотальность, повсеместность распространения организаций. От родильного дома до похоронной конторы мы проходим через организационные пещеры, башни, сады и клоаки. Экспансия организаций не знает предела. Каждый из нас контролируется, пользуется множеством организаций, живет или членствует в них. Эту экспансию организаций исторически можно изобразить выпуклой параболой, т. е. долгие века их количество и разнообразие возрастало. Так почему тут не годится образ гиперболы? Ведь парабола означает движение вниз после некоторой вершины или плато. А гипербола подразумевает лишь постоянное стремление вверх? Означает ли это, что накопление организационного вещества в человечестве будет происходить бесконечно? Отвечаю своими предчувствиями и доводами.
До сих пор предприятия, учреждения отличались относительным единством персонального состава, территории, помещения, руководства. Однако в конце XX в. безусловность этих признаков организаций поставлена под сомнение, более того, начали складываться альтернативные варианты трудового взаимодействия людей. Что я имею в виду?
Первое, сказал свое слово Интернет: совсем не обязательно присутствовать на своем рабочем месте, в общем помещении. Некоторые сотрудники могут успешно справляться со своими обязанностями, не выходя из дома, находясь в постоянной рабочей связи со своими коллегами и начальниками.
Второе, появились т. н. оболочные структуры. Они не предусматривают постоянного состава всех работников, а лишь небольшое стабильное звено, которое может привлекать нужное количество временных исполнителей под конкретные задачи. Оболочные организации функционируют пульсирующим образом: то вдруг раздуваясь под какой-то заказ, а то сужаясь до миниатюрности.
Третье, аутсорсинг - еще одна тенденция, растворяющая структуру и границы организации. Суть его, как известно, в передаче ряда функций (бухгалтерских, маркетинговых) специализированным организациям. Появляются внешние носители внутренних функций.
Четвертое, люди самых разных профессий, от таксистов до консультантов по управлению, стали создавать, так сказать, минимальные организации: группа профессионалов снимает общий офис с оргтехникой, нанимает одного-двух секретарей, при этом каждый работает на себя, отчисляя в офис требуемые средства. Уход или замена любого из них никак не сказывается на деятельности остальных. Это вариант партнерства, в котором все равны и даже нет главного признака организации - иерархии: ни директора, ни председателя, ни заведующего.
Пятое, всемирная система субконтрактов. Все меньше предпринимателей считают необходимым создавать или сохранять большие предприятия с полным набором производственных функций. Они все чаще предпочитают заказывать какие-то заготовки, узлы, детали, материалы и т. п. в тех точках страны и земного шара, где это можно сделать наиболее качественно и выгодно. В этих случаях исполнителями таких узких, атомарных заказов выступают предельно специализированные и тоже атомарные миниорганизации, состоящие иногда едва ли не из нескольких человек. В каком-то центре все эти комплектующие, сырье, материалы соединяются только для сборки или конечной переработки. Тогда связи становятся важнее оргструктур. В этом случае мы не имеем даже надорганизации, происходит растворение предприятий в мирохозяйственных отношениях.
Нечто похожее мы видели и в смене разных образов-моделей организации. Организационная наука начала с сугубо механических, машинных представлений об организациях как почти инженерных конструкциях с тем же культом четкости, определенности, жесткости системности. Потом, однако, эти представления стали меняться на общинные, многофакторные - все менее определенные образы организаций. Спонтанность и непредсказуемость проявились уже в общинной, политической концепциях организации. Управленческие расчеты стали все больше сочетаться с интуицией. Сама организация становится все менее понятной даже для ее создателей. Неопределенность и стохастич-ность признаны как неизбежность.
Или взять сами методы управленческого консультирования. В начале появления этой профессии в ходу были в основном четкие схемы, структуры, нормы управляемости, математические формулы планирования и прогноза. Теперь же весьма популярными становятся заказы на разработку идеологии, развитие организационной культуры, командообразование. Проектное консультирование развивается гораздо медленнее, чем процессное, включающее методы групповой работы, коучинг, каунселинг и подобные совершенно неточные методы. Да и спрос теперь среди развитой клиентуры все больше не на точные методы, а на личность консультанта, на его мыслительные способности. Развитый клиент ищет в консультанте не столько наладчика конкретного бизнес-процесса, сколько креатив-партнера.
Не складываются ли все эти новшества в единую тенденцию отмирания организаций? Очень может быть, что, достигнув перенасыщения общества своими структурами, дойдя до предела своего разрастания и охвата человеческой деятельности, организации переходят на нисходящую сторону параболы, уходя в никуда. А что же появляется на восходящей стороне новой параболы? Ответ дает основатель всемирной платежной системы "Visa": наступает хаор-дический век! (Chaordic - образовано из двух слов: chaos/хаос и order/порядок.) Сам автор считает появление таких сетей знаком наступления хаорди-ческого века. Смысл очевиден: в хаос конкуренции проникает некий сверхпорядок. Он не только гармонизирует хаос и порядок, но сделает организационные связи и этику взаимоусилительными. Такова новая мечта организационной науки.
Обсудим это году в 2068-м или чуть раньше.
Советы консультанту
Если Вы консультант, которого называют ремонтником-наладчиком, то Вам все это ни к чему. Зря Вы эту главу читали. А если Вы - высокий профессионал или к этому стремитесь - постройте свою теорию организации. Это очень поможет Вам объяснять клиентам, когда и какими образами организации пользоваться; как сказываются на его фирме базовые противоречия; что значит для него тот факт, что его предприятие всего-навсего искусственная система; как сочетать три базовые ценности организации и какие отношения со средой для него наиболее перспективны или критичны.
Ведь Вы говорите, что лучший клиент тот, на кого непосредственно давит массовый покупатель. Это клиентурный тип организаций - там легче найти клиента на определенный вид консультационного продукта. А другой тип организаций склонен потреблять другие консультационные продукты.
Наконец, занятия теорией очень развивают воображение, культуру мысли. А на это уже теперь поистине громадный, ненасытный спрос. Громадный и неудовлетворенный.
Потом не говорите, что Вас не предупреждали.
Советы руководителю
Приложите, если получится, эти образы, закономерности, проблемы, ценности к своей организации. Посмотрите, что получится: то ли Ваш опыт расходится с теми тезисами, то ли они бесполезны, неверны для Вас. Или это поможет Вам немного приподняться над повседневной гонкой, взглянуть на смысл своей жизни и работы.
В самом деле: как в Вашей управленческой практике соотносятся цели-задания и цели-ориентации? Достаточно ли Вы рассчитываете преломление первых через вторые? А как у Вас соотносятся три базовые управленческие ценности? А какими моделями организации Вы обычно пользуетесь? Разве не стоит осмыслить эти понятия применительно к Вашему предприятию или учреждению? Это может быть очень полезно для развития управленческого мышления Вашей команды.