Понятие и основные задачи ОмГУ
Омский государственный университет (ОмГУ)– высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по широкому спектру специальностей (направлений), выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования в естественных, гуманитарных и других областях знаний.
Омский государственный университет организован в 1974году. В 2004году университету присвоено имя Ф.М. Достоевского.
Основными задачамиОмского государственного университета являются:
• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
• развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
• формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
1.1.2. Управление университетом |
Схема 1. Административная структура университета
Управление университетом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и Уставом ОмГУ.
Ученый совет ОмГУ –выборный представительный орган, осуществляющий общее руководство университетом.
В его состав по должности входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются конференцией тайным голосованием.
Срок полномочий ученого совета – 5 лет.
Ректор– лицо, осуществляющее непосредственное управление деятельностью университета, избираемое на конкурсной основе из числа лиц не старше 65 лет, имеющих опыт руководящей работы, ученую степень и ученое звание.
Срок полномочий ректора – 5 лет.
Проректоры– заместители ректора по основным направлениям деятельности университета. Ректор может передавать проректорам исполнение части своих полномочий. В период временного отсутствия ректора его обязанности выполняет один из проректоров. Конкретизация обязанностей проректоров осуществляется ректором и закрепляется в должностных инструкциях, приказах и распоряжениях.
Ученый совет факультета– выборный орган, осуществляющий общее руководство деятельностью факультета, создаваемый для участия в управлении учебным процессом и научно-исследовательской работой, комплектовании состава преподавателей факультета.
В состав ученого совета факультета по должности входят декан (председатель), заместители декана, заведующие отделениями и кафедрами. Остальные члены ученого совета – представители научно-педагогического, инженерного и учебно-вспомогательного персонала – избираются на общем собрании факультета (кафедры).
Срок полномочий ученого совета факультета – 5 лет.
Декан– лицо, возглавляющее факультет, избираемое ученым советом факультета (университета) из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание.
В пределах своей компетенции декан факультета издает распоряжения и указания обязательные для всех сотрудников, студентов и других учащихся. Декан руководит деятельностью факультета и несет ответственность за результаты его работы.
Срок полномочий декана – 5 лет.
Заведующий отделением– лицо, осуществляющее руководство отделением, создающегося на факультете для организации учебного процесса по одной или нескольким специальностям (направлениям).
Заведующий отделением избирается в соответствии с процедурой, предусмотренной Положением о выборах декана факультета, имеет права и обязанности декана факультета по руководству отделением.
Срок полномочий заведующего отделением – 5 лет.
Заместитель декана– вводная должность по представлению декана факультета.
Декан имеет право иметь одного или нескольких штатных заместителей, передавая им в установленном порядке часть своих прав и обязанностей. Заместители декана утверждаются в должности преимущественно из лиц, имеющих ученую степень или ученое звание.
Заведующий кафедрой –штатный преподаватель университета, избранный на эту должность в порядке конкурсного отбора.
Заведующим кафедрой может быть избран преподаватель кафедры, имеющий, как правило, ученую степень доктора наук или ученое звание профессора по одной из научных специальностей, соответствующих профилю работы кафедры, без требований к стажу работы или ученую степень кандидата наук или ученое звание доцента, имеющий педагогический стаж в высшей школе не менее 5 лет.
Избрание на должность заведующего кафедрой осуществляется на срок до 5 лет.
1.1.3. Факультет: понятие, структура, управление
Факультет психологии ОмГУ
Схема 2. Структура факультета (на примере факультета психологии ОмГУ)
г ~\ | |||||||||||||||||||||
Ученый совет факультета | |||||||||||||||||||||
Декан | |||||||||||||||||||||
'------- * "\ Зам. | Зав. | Зав. | Г \ | (^* Л | ~7 * л | ||||||||||||||||
декана по уч.-восп. | кафедрой социальной | кафедрой общей | Зав. лабораторией | Зав. метод. кабинетом | Руководитель ШНП | ||||||||||||||||
работе | психологии | психологии | |||||||||||||||||||
) | ^ | J \ | J | 1 ) | ^ J | ^ ) | |||||||||||||||
—■—й | ' | ||||||||||||||||||||
^ | ' | ||||||||||||||||||||
( | Научно- | N | Учебно- | \ | Инженерно- | С ~\ Методист | |||||||||||||||
педагогический | вспомогательный | технический | ШНП | ||||||||||||||||||
состав | состав | состав | |||||||||||||||||||
\ | ) | Ч ) | V ) | Ч | J | ||||||||||||||||
Схема 3. Управление факультетом (на примере факультета психологии ОмГУ)
Основные понятия:
Факультет– структурное учебно-научное и административное подразделение университета, которое осуществляет подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям и направлениям, а также обеспечивает условия для научно-исследовательской работы кафедр, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и учебно-вспомогательного персонала университета.
Кафедра– основное научное и учебно-методическое подразделение университета, которое организует научную работу, обеспечивает учебную и методическую работу по закрепленным за ней дисциплинам, осуществляет специализацию выпускников, подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров.
Лаборатория– структурное подразделение факультета, основная задача которого состоит в обеспечении учебного процесса оборудованием и материалами, а также в проведении научно-исследовательских и договорных работ.
Методический кабинет– учебно-методическое подразделение факультета, основная задача которого состоит в обеспечении учебного процесса необходимой научной литературой.
Профориентационная школа– подразделение факультета, функционирующее по принципу самоокупаемости и предназначенное для довузовской подготовки учащихся школ, лицеев, гимназий, ПТУ и других граждан с целью профориентации, повышения теоретических и практических знаний в определенной научной области, подготовки к сдаче вступительных экзаменов.
ШНП – Школа начинающего психолога.