Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений
1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка. Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача—научить ребенка испытывать положительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Если ребенок отстал в развитии игровой деятельности, неспособен заниматься этим со сверстниками, то необходимо играть с ним доступными ему способами, т.е. так, как он сам хочет. Проведя с ним одну игру и повысив одномоментно эмоциональный тонус ребенка, надо договориться с ним об игре на следующий день. Ожидание будет поддерживать положительный эффект от проведенной игры или даже усиливать его. Это ожидание уже будет по эмоциональному тону выше обычного состояния ребенка. Каждая новая игра, прогулка и т.п. будут закреплением достигнутого эффекта, а расширение игры, включение в нее новых элементов увеличит количество объектов, вызыва-
ющих положительные эмоции у ребенка. Этот метод не является специфичным для коррекции страхов, его можно использовать почти при каждом нарушении эмоционально-мотиваци-онной сферы личности ребенка.
Повышение общего уровня переживаний ребенка игровыми методами позволяет решить еще одну задачу—установить доверие ребенка к психологу, проводящему коррекцию. Кроме того, что доверие увеличивает вероятность успешного проведения коррекционных действий, переживание доверия, само по себе, благотворно повлияет на психику ребенка.
2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха а игре.Этот метод является специфичным для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития. Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, неэкстремальных ситуациях. Для игры надо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок боится (собаку, "страшилище" и пр.) и поиграть в "страх", разыграть сюжет, в котором ребенок может "расправиться" со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения.
3. Эмоциональное переключение. Уговоры родителей ребенка не пугаться в большинстве случаев не помогают, но отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому по механизму эмоционального переключения. Так, взрослый человек может случайно заразить ребенка каким-то страхом (например, крикнув при приближении к ребенку собаки). С помощью того же механизма переключения возможно добиться и обратного результата. Незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом: как бы отбросить, проигнорировать его. Например, если ребенок пугается ползущего жука:"Уходи, жук, не мешай, мы сейчас очень заняты", или, если гудит водопроводная труба: "Погудит и перестанет, ерунда". При этом важен не смысл, а интонация, с которой произносятся эти слова, очень важно заразить ребенка уверенностью и спокойствием.
4. Подражание и заражение.Ребенок подражает взрослому не только в поведении, но и заражается его оценками. Если взрослый человек о чем-то говорит со страхом в голосе, то это эмоциональное состояние передается ребенку, и он также начинает чего-либо бояться. Поэтому из окружения малыша должны быть удалены тревожные, истеричные люди, либо они должны заняться состоянием своей психики. Подобно тому, как бессмысленно лечить ребенка от болезни, если дома находится взрослый больной, так невозможно помочь ребенку, если существуют какие-либо факторы, которые способствуют рецидиву.
5. Эмоциональные качели. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное). Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. В "эмоциональных качелях" ребенок испытывает "прочность" своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. Простейшим примером эмоциональных качелей, по словам В.В.Лебединского (1990), является подбрасывание ребенка на руках: ребенок то летит без всякой опоры и ощущает себя в опасном положении, то опускается на руки взрослого, которые для него являются символом защиты. Секундное ощущение опасности не будет неприятно ребенку, он обычно смеется при таких "упражнениях". Подобные "качели" можно совершить и с собакой. Иногда ребенок спонтанно приходит к такой возможности: он то прячется за взрослого, то выглядывает, смотрит на собаку и, может быть, даже дразнит ее. С темнотой ребенок может также "играть", то забегая в темную комнату, то выбегая из нее на свет. Качели можно проводить практически с любым видом страха, но лишь в том случае, если ребенок не является заранее настроенным по какой-либо причине против такого упражнения. Если же ребенок не хочет "эмоциональных качелей", то не стоит от них отказываться совсем, так как это нежелание обусловлено не постоянными характеристиками психики, а кратковременным состоянием, поэтому надо дождаться лишь более благоприятного самочувствия ребенка.
6. Эмоциональный конфликт. Поскольку страх—эмоциональное явление, то "вытормозить" его можно более сильной эмоцией. Например, если ребенок любит куклу, то ей можно приписать роль защитника ("Пока кукла здесь сидит, тебя никто не тронет, она никого к тебе не пустит").
Уговоры не бояться почти никогда не приводят к положительному результату. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, так как страх—иррациональное явление, а должно происходить опосредованно: либо через создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха, либо через формирование дополнительных эмоциональных отношений (например, как в случае с куклой), которые устранят страх.
7. Деятельностная терапия.Помимо указанных процедур необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Психика предназначена для активности. Всем известно мучительное состояние бездействия, ожидания. Если ребенку нечем заняться, то он либо изобретает какие-то, может быть, не совсем просоциальные занятия, игры, либо вновь и вновь возвращается к своим переживаниям, становящимся, таким образом, навязчивыми и постепенно обрастающими все новыми образованиями, которые препятствуют появлению других переживаний.
Замена "ничегонеделанья" деятельностью—общая оздоровительная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так и взрослым, она применяется при лечении даже психически больных людей.
8. Куклотерапия Этот метод основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему ("в лицах"), как этот персонаж попадает в "страшную историю", связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с нею. Если есть любимая кукла, то она может быть использована для постановки небольшого спектакля. Важно только, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и "страшилище". Действительно ли подготовленные куклы ребенок связывает с выбранными персонажами? В этом надо убедиться в беседе до "спектакля". Этот метод основан на том, что ребенок идентифицируется в процессе прослушивания сказки или просмотра мультфильма с героем, которому симпатизирует.
В процессе рассказывания или демонстрации "страшной истории" не надо все время успокаивать ребенка, прерывая тем естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила малыша и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать (для этого сюжет надо построить по "нарастающей" с разрешением проблемы в конце), а достигнув максимума, смениться бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом и пр.) и снятием напряжения. После завершения "спектакля" ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, полностью освободится от страха. Таким образом, главная задача здесь состоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фазу—расслабление. Обычное напряжение у ребенка с эмоциональным нарушением личности, с одной стороны, дезорганизует его поведение, мешает появлению положительных эмоций и пр., с другой—оно не настолько сильно, чтобы произошел катарсис. Поэтому необходимы специальные, "вызывающие" аффект действия.
Необходимость достижения катарсиса, однако, не предполагает доведение ребенка до истерики или припадков. Чтобы этого избежать, необходимо учитывать, что нельзя долго "тянуть" рассказ, надо варьировать его в зависимости от состояния и возраста ребенка.
Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда главному герою что-либо угрожает) и развязка (герой побеждает).
Описанный метод входит в систему коррекционных приемов—куклотерапию—и является наиболее простым в использовании. Куклотерапия помогает при различных нарушениях. Но случаи с нарушением личностного развития требуют более серьезной подготовки, чем при эмоциональных нарушениях, не связанных с глубинными деформациями личности.
9. Другие приемы. Для коррекции травматического страха, не связанного с глубинными поражениями личности (страха как нарушения эмоциональных процессов, а не отношений личности), можно использовать, помимо описанных, еще ряд достаточно простых методов. Их несложность обусловливает возможность проведения на приеме у психолога-консультанта, в детском саду или даже дома в достаточно короткий срок и без применения фармакологии или сложных технических средств. Для осуществления такой коррекции понадобятся предметы, которые наверняка легко найдутся (куклы и другие игрушки). Единственная проблема, которая может возникнуть, состоит в том, что конкретный коррекционный прием может не подойти—в силу каких-то причин (индивидуального опыта, особенностей и пр.)—конкретному ребенку, тогда надо использовать другие методы.
1. Анатомирование страха.Это достаточно старый педагогический прием, однако часто его игнорируют. Объяснение ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (собака, темнота и пр.), как он устроен, "откуда берется", устраняет "пробелы" в воприятии ребенка, которые обычно заполнялись приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Если страх порожден случайной эмоциональной реакцией взрослого ("Осторожнее, собака!"), запечатлевшейся в сознании ребенка, или другим незначительным обстоятельством, то, скорее всего, он пройдет, если же нарушена вну-триличностная гармония отношений ребенка, то конкретный предмет страха (например, собака) является лишь возможностью для опредмечивания, "эксплицирования" нарушения личностного развития. Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, но с личностными отношениями ребенка и причинами, их породившими, и в случае успеха страх исче-знет.сам.
2. Манипулирование предметом страха.Для этого можно купить ребенку маленькую игрушечную собаку или нарисовать и вырезать из картона. Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т.д.), то не следует его останавливать, но если эти агрессивные действия доведут ребенка до истерики, а не закончатся (как должно быть) катарсисом и расслаблением, то это будет свидетельствовать о каких-то очень сложных нарушениях, не поддающихся такой простой коррекции.
3. Штриховка, стирание и рисование.Эти методы являются связанными с предыдущим и также направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием—попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя. Ребенка следует "подтолкнуть", спровоцировать—если он сам так не сделает—нарисовать себя более крупным или как-либо защищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету.
Здесь может произойти приблизительно следующий диалог.
—Нарисуй то, чего ты боишься... Что это такое?...
Ребенок говорит, что это.
—Что он тебе может сделать, почему ты боишься?
Ребенок описывает те действия, которые, он полагает, "страшилище" может с ним сделать (ударить, укусить и пр.). Этот ответ может помочь в дальнейшей работе, поэтому его необходимо фиксировать.
—Нарисуй рядом с...("название страшилища") себя.
Если ребенок согласился, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался—надо продолжить разговор:
—А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет?
Если ребенок упорствует и говорит, что не знает и не хочет рисовать, то надо либо прекратить коррекцию, если очевидно, что ребенок не готов к дальнейшей работе, либо попробовать его еще уговорить, если есть еще некоторая возможность достижения успеха:
—А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?
Далее снова все зависит от ответа ребенка. Можно предложить ему другой способ:
—А давай ты нарисуешь себя очень большим, что тогда будет?
Вопросительная форма дает возможность ребенку далее продолжить предложенную ему ситуацию: страшилище — и он с палкой в руках...
На этом же или другом рисунке (на доске или просто на бумаге) можно тут же провести стирание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам провел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следующим: "Вот и нет... (название предмета)", "Смотри, ты его испугал", "Он убежал от тебя, может быть, он испугался?".
Положительный эффект можно зафиксировать обсуждением с ребенком темы: "Вот теперь все будет хорошо, потому что ты смелый, а он убежал, и тебе не надо больше его бояться—он сам тебя боится". Но в этом обсуждении важно инициативу отдать ребенку, так, чтобы эта беседа не вылилась в рациональную терапию, убеждение. Но здесь можно применять и элементы внушения: коротко и ясно сказать: "Он (название предмета страха) слабее тебя, а ты смелый, его не боишься". Для внушения можно подбирать и другие фразы, но они должны быть понятны ребенку и адекватны конкретной ситуации и типу страха ребенка.
Если рисунок сделан не мелом на доске или простым карандашом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняется штриховка с такими же комментариями или полуштриховка, которая символизировала бы клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится (страшилище, собаку и пр.).
4. Привыкание, или десенсибилизация. Этот термин означает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха (например, собака—домашнее животное, какие функции она выполняет), а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту. Этот метод тоже рассчитан не на "глубинные" нарушения эмоциональной сферы личности. Если ребенок боится темноты, то с ним можно договориться, например, о какой-либо награде за то, что он посидит пять-десять секунд в темной комнате или пройдет по темному коридору из одной освещенной комнаты в другую. Если награда будет достаточно привлекательна (например, то, что ребенок давно выпрашивал у родителей), то вероятность положительного исхода велика. Дж.Добсон (1991) советует использовать для проведения десенсибилизации различные вспомогательные приемы: не сразу давать ребенку награду, а когда он наберет определенное количество очков (для "овеществления" очков могут быть использованы вырезанные из бумаги цветные фигурки или звезды из фольги. Получение ребенком одного или нескольких очков зависит от трудности задания. Такие действия разрушают острую эмоциональную реакцию страха, зафиксировавшуюся на конкретном предмете.
Несоциальный (не связанный с отношениями ребенка с окружающими людьми) страх не всегда является легкоустранимым. Иногда предметный страх (боязнь темноты, собак, страшилищ и пр.) появляется как следствие нарушенных взаимоотношений ребенка с социальным окружением. При коррекции важно знать причину страха и строить коррекционную работу в соответствии с этим.