Что нужно знать о слушателях
Сначала нужно собрать основные демографичес
кие данные и определить, в чем сходство большин
ства членов данной группы слушателей. Вам нужны
точные данные о возрасте, образовании, поле, роде
занятий, доходе, культурных особенностях, месте
жительства и социальной принадлежности.
Возраст
Требуются данные о среднем возрасте и возраст
ных параметрах аудитории.
Образование
Нужно располагать информацией о том, закончи
ли ли слушатели среднюю школу, колледж или учат
ся в университете, институте или обладают разным
образовательным уровнем.
Пол
Вам нужно знать, состоит ли ваша аудитория пре
имущественно из мужчин, женщин или в ней сбалан
сировано количество лиц разного пола.
Род занятий
Вам нужно знать, где работают ваши слушатели,
занимаются ли они в большинстве одним и тем же —
работают в больнице медсестрами, в банке, на заво
де, учат детей или работают в торговле.
Социальная принадлежность
Вам необходимы данные о том, принадлежат ли
слушатели к одной социальной группе или студен
ческой организации.
Способы сбора информации
Теперь, когда мы знаем, какие сведения необходи
мо собрать о слушателях, рассмотрим три способа, при
помощи которых можно получить эту информацию.
Вы можете собрать информацию в процессе на
блюдения. Если вы в целом знакомы с аудиторией
(так, вы, вероятно, знаете своих однокурсников), вы
можете получить много существенной информации
о слушателях в процессе личного наблюдения. На
пример, если вы уже проучились пару семестров, у
вас успели сложиться точные представления о при
близительном возрасте ваших однокурсников, а так
же о половом и расовом составе группы. Слушая раз
говоры своих коллег, вы больше узнаете о том, чем
они интересуются, что они знают и как относятся к
тем или иным проблемам.
Вы можете получить данные об аудитории от че
ловека, поручившего вам произнести речь. Когда вас
просят произнести речь, попросите человека, отвеча
ющего за организацию вашего выступления, предо
ставить как можно больше данных об аудитории.
Даже если информация не такая конкретная, как вам
бы хотелось, она все же будет полезной. Особенно
тщательно проверьте наиболее важные для вас темы.
Например, возможно, что для выбранной вами темы
доклада уровень образования группы имеет особен
но большое значение.
Вы можете догадаться о демографических данных
аудитории. Если вы не можете получить информа
цию другим способом, вам придется строить догад
ки на основании такой косвенной информации, как
общая характеристика людей, составляющих данное
сообщество, или тип людей, которым, скорее всего,
будет интересна речь на предложенную тему.
Использование данных для прогноза
Реакции слушателей
Следующий шаг в анализе аудитории — это ис
пользование собранных вами данных для предсказа
ния потенциальной заинтересованности людей, зна
ния ими темы выступления, а также установок ауди
тории. Эти предсказания формируют базу для
Глава 12 · Определяем цели
стратегии построения речи, которую мы подробнее
опишем в главе 15 «Вербальная и визуальная адап
тация материала к аудитории».
Интерес аудитории
Ваша первая цель — определить, насколько будет
интересна ваша тема для данной категории слушате
лей. Предположим, вы планируете произнести речь
о роли холестерина перед группой студентов. Вы
можете предсказать, что вам будет непросто заинте
ресовать аудиторию. Почему? Большинство моло
дых людей не заботит связь между уровнем холесте
рина и сердечными приступами.
Понимание
Ваша вторая цель — определить, располагает ли
аудитория необходимыми знаниями для полного
усвоения вашей информации. Например, для речи о
музыке в стиле «биг бенд», взрослая аудитория, ско
рее всего, располагает более обширными знаниями,
чем аудитория, состоящая из молодых людей. Если же
речь идет о стиле «рэп», то более молодая аудитория
будет располагать более обширными знаниями, чем
аудитория, где преобладают люди старшего возраста.