Моторная алалия, механизмы, структура дефекта
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций (первично страдает экспрессивная речь с относительно сохранной способностью к импрессивной речи).
Механизм алалии еще плохо изучен. Представители разных направлений в изучении алалии сходятся в том, что в основе расстройства языкового механизма лежит органическая недостаточность мозга. При этом одни исследователи расстройство функционирования языкового механизма связывают с патологией моторики, другие — с патологией некоторых сторон психической деятельности, третьи — с избирательной недостаточностью в овладении языком как своеобразной знаковой системой.
Опираясь на теорию моторной недостаточности, выделяют 2 формы моторной алалии, связанные с кинетической и кинестетической апраксией => эфферентная и афферентная.
Речевая симптоматика | ||
Кинестетическую форму алалии=афферентная | Кинетическая форма алалии=эфферентная | |
Локализация | поражены нижние отделы постцентральной области коры левого полушария | поражены нижние отделы премоторной области коры левого полушария |
Проявление в речи | При полной сохранности движений артик ап-та ребенок затрудняется найти (снижение кинестетического контроля за органами артикуляции) заданное положение губ, языка. Не форм-ся связь мжд фонемой и артикулемой. Произношение неустойчивое. Замены артикуляционно схожих звуков. Не отмечается изменений в мышечном тонусе органов артикуляции, но отмечается поиск артикуляции. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом. Не может воспроизвести, повторить слово, фразу. | Изолированно позы принимаются и удерживаются хорошо, но при выполнении серии движений отмечается изменение последовательности, добавление лишних движений, пропуск движений, многократное повторение одного движения. В речи проявляется в: замедленном темпе, сокращении слоговой структуры, перестановке слогов, повторении слога в составе слова, слиянии частей двух слов. Персеверации –паталогическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи) |
Механизм | кинестетическая апраксия – наруш звукопроизношения – наруш ф.с. – наруш ф.в. – нарушение словаря и грамматики – ОНР | кинетическая апраксия – нарушение структуры слова – нарушение звукопроизношения, ф.с., ф.в. - наруш словаря – наруш грамматики – ОНР |
Нарушение звуковой стороны слова => затрудняет усвоение грам строя языка | Нарушение слоговой структуры слова |
Неречевая симптоматика:
1. Неврологическая симп-ка разной степени выраженности.
2. Общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация
3. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны, гиперактивные, другие – вялые, заторможенные, инертные, аспонтанные.
4. .особо затруднена мелкая моторика пальцев рук.
5. Недоразвитие многих ВПФ, особенно на уровне произвольности и осознанности.
6. Особенности памяти: сужение объема, быстрое угасание возникающих следов, ограниченность удержания словесных раздражителей, особенно страдает вербальная память.
7. Иногда развиваются патологические качества личности, невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряж состояние, повыш раздрожительность, обидчивость, склонность к слезам.
8. Интеллект в норме (хотя мнения ученых расходятся). Бедность логич операция, снижение способности к символизации, обобщению, абстракции, замедленный темп мыслительных операций, несформированность понятий. Есть познавательный интерес, достаточно развита предм-практич и трудовая деят-ть. Вторичные расстройства вербального интеллекта.
По структуре речевого дефекта ТОЛЬКО ОНР. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. Можно выделить а) группу детей > с фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и б) группу > c лексико-грамматическим недоразвитием в составе ОНР.
Система коррекционной работы при моторной алалии зависит от механизма недоразвития речи и от уровня ОНР. Вырабатывается осознание ребенком собственных действий.
Этапы: 1. воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Работа над диалогом, небольшим простым рассказом, простыми предложениями.
2. формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над грамматическим оформлением предложения, диалогом и рассказом описательного характера.
3. формирование связной речи, автоматизация грамматических структур