Глава 15. Специальные терапевтические стратегии

В этой главе описываются стратегии реагирования на конкретные проблемы и аспекты терапии пациентов с ПРЛ. Подобно стратегиям структурирования, они требуют новых, уникальных комбинаций стандартных стратегий. В этой главе обсуждаются интегративные стратегии, применяемые для реагирования на 1) кризисы пациента; 2) суицидальное поведение пациента; 3) препятствующее терапии поведение пациента; 4) телефонные контакты; 5) дополнительное лечение; 6) проблемы отношений «пациент – терапевт».

Кризисные стратегии

Как уже неоднократно отмечалось, пациенты с ПРЛ часто переживают кризис. Кризисное состояние неизбежно снижает способность пациента применять поведенческие навыки, которым он обучается. Эмоциональное возбуждение мешает когнитивной обработке, ограничивая способность пациента концентрировать внимание на чем-либо, кроме текущего кризиса. В этих случаях терапевту следует применить критерии кризисного реагирования.

В стандартной амбулаторной ДПТ за помощь пациенту в кризисных ситуациях отвечает индивидуальный или основной терапевт. Другие терапевты и члены терапевтического коллектива должны 1) направлять пациента к основному терапевту, помогая ему связаться с индивидуальным терапевтом, если необходимо; 2) помогать пациенту применять навыки перенесения дистресса, пока он не свяжется с индивидуальным терапевтом. Такое разделение труда может быть очень важным для эффективного лечения пациента, который звонит другим членам терапевтического коллектива, если не может связаться с индивидуальным терапевтом или ищет сочувствия, когда недоволен индивидуальным терапевтом. Многие из стратегий кризисного реагирования, представленные в табл. 15.1 и описанные ниже, эффективны в подобной ситуации. ДПТ не поддерживает практику, при которой пациент в случае кризиса может звонить только дежурному терапевту. (Стратегии телефонных консультаций будут обсуждаться ниже.) В других условиях – например, при стационарном лечении или в условиях дневного стационара – ответственность за кризисное вмешательство может возлагаться на других членов терапевтического коллектива.

Таблица 15.1. Стратегии кризисного реагирования

Внимание к АФФЕКТУ, а не к содержанию.

Изучение проблемы СЕЙЧАС:

• терапевт обращается к промежутку времени между прошлым и нынешним сеансами;

• терапевт выявляет ключевые события, вызывающие нынешние эмоции пациента;

• терапевт подводит итоги и формулирует проблему.

Сосредоточение на РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ:

• терапевт дает советы и убеждает;

• терапевт привязывает возможные решения проблем к поведенческим навыкам, которые осваивает пациент;

• терапевт прогнозирует последствия реализации различных планов действий;

• терапевт вступает в прямую конфронтацию с неадаптивными идеями или поведением пациента;

• терапевт объясняет и подкрепляет адаптивные реакции пациента;

• терапевт выявляет факторы, препятствующие осуществлению продуктивных планов действий.

Сосредоточение на ПЕРЕНЕСЕНИИ АФФЕКТА.

Помощь пациенту в ПРИНЯТИИ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА по определенному плану действий.

Оценка СУИЦИДАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА пациента.

Предвидение возможности повторения кризисной реакции.

Внимание к аффекту, а не к содержанию

При эмоциональном пациента особенно важно обращать внимание на аффект пациента, а не на содержание кризиса. Техники валидации эмоциональных переживаний описаны в главе 8. В целом можно сказать, что терапевт должен выявить чувства пациента, заверить его в обоснованности этих чувств, обеспечить возможность «эмоциональной вентиляции», вербально отразить собственные эмоциональные реакции на чувства пациента и предложить рефлективные формулировки.

Изучение проблемы сейчас

Наши рекомендации