Часть 1 холистический архетип
Холистический архетип является универсальным и состоит из двух частных: глобального и локального; им соответствуют одноименные способы видения внешнего или внутреннего объекта.
Глобальному архетипу соответствует взгляд на любой объект, охватывающий его целиком, со всеми подробностями и аспектами одновременно. Что это значит, аналитическому уму не вполне ясно, однако человеческому сознанию такой взгляд, такая модальность не только свойственны, но и временами совершенно необходимы.
Глобальный архетип можно еще назвать архетипом рамки: он выделяет четко очерченную часть мира как изолированно и обособленно существующую, и нередко символизирующую мир целиком, то есть как бы представляющую собой его уменьшенную копию. При этом граница (рамка), отделяющая объект глобального рассмотрения от остального мира, воспринимается человеком как непроницаемая: на ней не предусмотрены ни двери, ни тоннели, и если какой-либо фрагмент окружающего мира и появляется в пределах рамки, то это воспринимается как чудо, но не как свидетельство нарушимости границы объекта; то же относится и к просачиванию частей объекта во внешний мир. Другими словами, при глобальном взгляде на объект его связи с окружающим миром игнорируются, а чаще всего игнорируется и сам этот окружающий мир, то есть Вселенная сводится к пределам данного объекта.
При глобальном взгляде на объект стоимость (важность) любой его детали самой по себе чаще всего невелика — она оценивается лишь в связи с ее влиянием на глобальные характеристики объекта. Отсюда вытекает и большая инертность восприятия объекта при его развитии и любых изменениях — любые частные новшества, сколь бы оригинальными и революционными они ни были, при глобальном взгляде смотрятся более чем скромными; увидеть малые изменения как знаки грядущих больших перемен при глобальном подходе очень трудно.
Несомненным достоинством глобального взгляда является полнота рассмотрения объекта: его частям и элементам уделяется, может быть, не слишком большое, но адекватное их роли внимание; ни один из возможных аспектов рассмотрения объекта также не упускается, так что он оказывается изученным со всех возможных сторон. Для глобального взгляда типичны интегральные оценки объекта (например: вес, объем, народонаселение), но это вовсе не значит, что глобальный взгляд игнорирует детали объекта: он их обязательно учитывает, но непременно в связи друг с другом и с целым объектом во всех его проявлениях. В качестве примера можно привести глобальное по замыслу описание комнаты, куда заходит герой повести: «Раскрыв дверь, Никанор увидел перед собой тихую, уютную, мягко освещенную желтоватым светом спальню. Свет распространялся от невысокого торшера, расположенного в левом углу комнаты. Сразу за торшером, вдоль левой стены, располагалась шикарная бежевая оттоманка, а напротив нее, в середине правой стены, угадывалось затянутое тяжелыми светло-сиреневыми гардинами окно. В комнате сильно пахло лавандой; принюхавшись, Никанор обнаружил источник запаха прямо перед собой в виде чашечки над лампадой, слабо горевшей на низеньком столике справа от оттоманки. То ли от этого запаха, пробудившего в памяти Никанора давние воспоминания, то ли от негромкой музыки, внезапно зазвучавшей в его ушах, он вдруг почувствовал эту комнату, где он оказался впервые в жизни, как совершенно свою, и медленно пересек ее вдоль».
Локальному архетипу соответствует взгляд на объект, когда основное внимание направлено на определенную его часть, элемент или аспект, а остальные части и аспекты игнорируются; этот архетип можно назвать архетипом детали. Для локального взгляда характерна поглощенность данной деталью или аспектом — но она обычно длится недолго, и внимание человека приковывают новая деталь и новый аспект, причем память о предыдущих чаще всего быстро улетучивается.
Если для глобального взгляда характерна рамка, отделяющая объект от остального мира и четко его определяющая, то при локальном взгляде представление человека об объекте в целом, равно как и о его границах, достаточно туманно. Зато рассматриваемая в данный момент часть объекта не воспринимается как изолированная от остального объекта и внешнего мира: наоборот, связи этой части с другими частями объекта воспринимаются человеком весьма отчетливо, хотя сами эти «другие части» видятся уже смутно.
При локальном взгляде на объект максимальную важность (значимость) приобретает та его деталь, на которую обращено внимание человека. Поэтому этот взгляд весьма динамичен в оценках: даже при малом изменении объекта в целом данная деталь может измениться очень существенно, но именно по ее изменению человек будет судить об объекте в целом. Так нередко широкие демократические массы судят о своих лидерах: неосторожное или неправильно понятое слово может стоить политику карьеры. С другой стороны, локальный взгляд дает возможность сосредоточить внимание на малых, но потенциально весьма значимых фрагментах объекта и, прицельно ими занявшись, малыми усилиями существенно изменить его судьбу в целом. Это обстоятельство отчасти компенсирует принципиальную неполноту и несбалансированность локального взгляда, сколь часто бы ни менялось его направление: даже если локальный взгляд охватит по очереди все части и все аспекты объекта, взвешенные глобальные выводы и оценки для него невозможны. Последнее справедливо, даже если локальный взгляд специально занимается рассмотрением связей между элементами объекта: он может подробно рассмотреть все эти связи в отдельности, но цельной картины у человека все равно не сложится.
В качестве примера использования преимущественно локального архетипа можно привести видеоряд большинства телевизионных клипов — там отдельные изображения и их фрагменты чередуются в видимом беспорядке, а единство сюжета устанавливается главным образом звучанием песни.