Комплект ролей и инструкция участникам игры-тренинга
При использовании деловой игры-тренинга «Диалог» в качестве учебной оптимальное число занятых в ней участников — 15—20 человек. В процессе игры формируются игровые подгруппы по 5— 7 человек в каждой.
В ДИ-Т «Диалог» разыгрывается следующий комплект ролей:
Роль «Ведущий игры-тренинга, арбитр»
Ведущие игры (преподаватели) являются одновременно и арбитрами, в их обязанности входит:
□ создавать благоприятную психологическую атмосферу на всем протяжении игры;
□ ознакомить участников с принципами, правилами и регламентом проведения деловой игры-тренинга;
Тренинг управления персоналом
О формировать игровые подгруппы;
□ консультировать участников на всех этапах проведения игры-тренинга;
□ предоставлять слово представителям групп;
□ начислять поощрительные и штрафные баллы как отдельным игрокам, так и подгруппам в целом;
□ суммировать результаты поэтапно;
□ подводить итоги игры-тренинга.
Права ведущих игры-тренинга, арбитров:
□ прекращать дискуссию, если она нерезультативна;
□ в случае необходимости включаться в полемику;
□ повторять при необходимости видеозапись любого задания и диалога;
□ вносить коррективы при групповой разработке критериев оценки решения проблемы в процессе диалога.
Роль «Член группы поддержки»
Члены группы поддержки — это участники, которые на этапе индивидуальной работы играют самих себя — представителей своих подразделений. В них должны преобладать такие качества, как доброжелательность, ответственность, объективность, реалистичность в оценке своих и чужих проблем.
Члены группы поддержки должны научиться концентрировать свое внимание, чтобы за короткое время выявить, анализировать и решать проблемы, активно поддерживать представителей своих команд.
Обязанности:
П выявить основную проблему, сформулировать ее;
□ освоить техники активного слушания;
□ подготовиться к решению своей проблемы в процессе диалога с представителем другой команды;
□ помочь решить или сформулировать конкретнее проблему представителя другой команды;
□ оказывать поддержку при подготовки и выполнении заданий представителям своей команды.
Права:
□ принять участие в выполнении задания для команды (только один раз);
Приложения
□ принимать участие в оценке деятельности других команд; О принимать участие в разработке критериев оценки выполнения заданий командами;
□ принимать участие в обсуждении диалогов.
Роль «Член группы оппонентов»
Это участники, которые в своей группе являются членами группы поддержки, а по отношению к другим группам — членами группы оппонирования.
Оппоненты в своих выступлениях и замечаниях должны продемонстрировать такие качества, как умение увидеть и отметить положительные и отрицательные стороны выполняющих задания; не впадать в крайности в своих оценках, умение конкретно и корректно формулировать все «за» и «против».
Обязанности:
□ выявлять положительные и отрицательные моменты в ответах представителей других команд; исправлять их ошибки в использовании техник активного слушания;
□ формулировать конструктивные реплики, ответы в задани-, ях, выполняемых другими командами;
О принимать участие в разработке критериев оценки выполнения заданий другими командами;
□ принимать участие в оценке работы других команд.
Роль «Анализирующий проблему»
Выступающий в этой роли участник должен обладать способностью воспринимать предмет обсуждения (проблему) в целом и анализировать ее с помощью другого человека — представителя другой команды. Он должен владеть техниками активного слушания и использовать их в реальном диалоге. Он должен быть оптимистичен, настойчив, но не упрям, уметь выступать перед видеокамерой, быстро реагировать на вопросы.
Обязанности:
□ готовить и обсуждать в своей команде реальную производственную проблему;
□ участвовать в реальном диалоге с представителем другой ко-
Тренинг управления персоналом
манды с видеозаписью, проанализировать и, может, решить проблему.
Права:
П просить поддержку членов своей команды и пользоваться ею; □ консультироваться у ведущих игры;
П участвовать в разработке критериев оценки и в самой оценке работы команд.