Комплект ролей и инструкция участникам игры-тренинга

При использовании деловой игры-тренинга «Диалог» в качестве учебной оптимальное число занятых в ней участников — 15—20 человек. В процессе игры формируются игровые подгруппы по 5— 7 человек в каждой.

В ДИ-Т «Диалог» разыгрывается следующий комплект ролей:

Роль «Ведущий игры-тренинга, арбитр»

Ведущие игры (преподаватели) являются одновременно и арбитрами, в их обязанности входит:

□ создавать благоприятную психологическую атмосферу на всем протяжении игры;

□ ознакомить участников с принципами, правилами и регламентом проведения деловой игры-тренинга;

Тренинг управления персоналом

О формировать игровые подгруппы;

□ консультировать участников на всех этапах проведения игры-тренинга;

□ предоставлять слово представителям групп;

□ начислять поощрительные и штрафные баллы как отдельным игрокам, так и подгруппам в целом;

□ суммировать результаты поэтапно;

□ подводить итоги игры-тренинга.

Права ведущих игры-тренинга, арбитров:

□ прекращать дискуссию, если она нерезультативна;

□ в случае необходимости включаться в полемику;

□ повторять при необходимости видеозапись любого задания и диалога;

□ вносить коррективы при групповой разработке критериев оценки решения проблемы в процессе диалога.

Роль «Член группы поддержки»

Члены группы поддержки — это участники, которые на этапе индивидуальной работы играют самих себя — представителей своих подразделений. В них должны преобладать такие качества, как доброжелательность, ответственность, объективность, реалистичность в оценке своих и чужих проблем.

Члены группы поддержки должны научиться концентрировать свое внимание, чтобы за короткое время выявить, анализировать и решать проблемы, активно поддерживать представителей своих команд.

Обязанности:

П выявить основную проблему, сформулировать ее;

□ освоить техники активного слушания;

□ подготовиться к решению своей проблемы в процессе диалога с представителем другой команды;

□ помочь решить или сформулировать конкретнее проблему представителя другой команды;

□ оказывать поддержку при подготовки и выполнении заданий представителям своей команды.

Права:

□ принять участие в выполнении задания для команды (только один раз);

Приложения

□ принимать участие в оценке деятельности других команд; О принимать участие в разработке критериев оценки выполнения заданий командами;

□ принимать участие в обсуждении диалогов.

Роль «Член группы оппонентов»

Это участники, которые в своей группе являются членами группы поддержки, а по отношению к другим группам — членами группы оппонирования.

Оппоненты в своих выступлениях и замечаниях должны продемонстрировать такие качества, как умение увидеть и отметить положительные и отрицательные стороны выполняющих задания; не впадать в крайности в своих оценках, умение конкретно и корректно формулировать все «за» и «против».

Обязанности:

□ выявлять положительные и отрицательные моменты в ответах представителей других команд; исправлять их ошибки в использовании техник активного слушания;

□ формулировать конструктивные реплики, ответы в задани-, ях, выполняемых другими командами;

О принимать участие в разработке критериев оценки выполнения заданий другими командами;

□ принимать участие в оценке работы других команд.

Роль «Анализирующий проблему»

Выступающий в этой роли участник должен обладать способностью воспринимать предмет обсуждения (проблему) в целом и анализировать ее с помощью другого человека — представителя другой команды. Он должен владеть техниками активного слушания и использовать их в реальном диалоге. Он должен быть оптимистичен, настойчив, но не упрям, уметь выступать перед видеокамерой, быстро реагировать на вопросы.

Обязанности:

□ готовить и обсуждать в своей команде реальную производственную проблему;

□ участвовать в реальном диалоге с представителем другой ко-

Тренинг управления персоналом

манды с видеозаписью, проанализировать и, может, решить проблему.

Права:

П просить поддержку членов своей команды и пользоваться ею; □ консультироваться у ведущих игры;

П участвовать в разработке критериев оценки и в самой оценке работы команд.

Наши рекомендации