ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Часть 4 · Публичное выступление


Часть 4 · Публичное выступление

Подготовка

Информационной речи

Подготовьте информационную

речь. Сделайте набросок речи и

составьте список источников. Вы

можете оценить свою речь, про

верив, есть ли в ней средства, ко

торые вызовут интерес аудито

рии, помогут слушателям понять

в а с, з а п о м н и т ь с о о б щ е н н у ю

вами информацию и относиться

к вам с доверием. Используйте

оценочный лист, приведенный на

рис. 17.2, для оценки своей речи.

Помимо наброска речи составь

те также план ее адаптации к пред

полагаемой аудитории, основанный

на проделанном вами анализе ауди

тории (см. рис. 15.13, на котором

приводится пример анализа). Дан

ный план должен включать три

кратких раздела с перечислением

стратегий, которые позволят вам

вызвать и сохранить интерес, облег

чить понимание вашей речи и спо

собствовать запоминанию инфор

мации слушателями. Образец речи,

который вы найдете в конце главы,

содержит один из вариантов такого

плана. Помечайте, в каких местах

речи нужно использовать нагляд

ные пособия, а также указывайте,

какие специальные языковые сред

ства или ораторские приемы помо

гут вам реализовать ваш план.

терные именно для речи информационного типа.

Общие критерии позволяют оценить основные эле

менты, которые должны присутствовать в любом

эффективном выступлении.

ПРИМЕР ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕЧИ

НА ТЕМУ «КЕМ БЫЛ ШЕКСПИР?»,

ПРОЧИТАННОЙ ХИЛЛАРИ

КАРТЕР ЛИГГЕТТ1

Данный раздел содержит набросок речи, план ее

адаптации к аудитории, а также текст речи. Цель

выступления — сообщить аудитории информацию

о том, кем в действительности были написаны про

изведения, авторство которых приписывают Шекс

пиру.

Набросок речи

Конретная цель. Я хочу, чтобы слушатели узнали

о том, что существуют две версии, касающиеся автор

ства произведений Шекспира, выдвигаемые Страт

фордской и Оксфордской школами, а также о том,

как оценивается обоснованность этих версий.

Вступление

I. Вы когда либо испытывали творческий кризис?

II. Шекспир сталкивается с этой проблемой в из

вестном и удостоенном Оскара фильме «Влюблен

ный Шекспир», вновь возродившем споры по пово

ду авторства его произведений.

Формулировка тезиса. Существуют две школы,

имеющие различные точки зрения на вопрос об ав

торстве произведений Шекспир: Стратфордская

(Шескпир был и актером, и автором) и Оксфордская

(автором являлся Эдвард де Вер). Мы проведем

сравнение обеих версий, основываясь на известных

нам данных об уровне образования, жизненном опы

те и параллелях между фактами биографий этих

двух людей и творчеством автора шекспировских

пьес.

Основная часть

I. Точка зрения Стратфордской школы строится

на предположении о том, что произведения Шекспи

ра могли принадлежать перу человека далеко не

знатного происхождения.

А. Хотя сохранилось лишь небольшое число доку

ментов, в которых значится имя Шекспира, факт

существования этой личности бесспорен.

1. Он стал актером в 1594 году.

2. После смерти Шекспира было опубликовано

первое издание его сочинений.

В. Существуют свидетельства в пользу того, что

Шекспир был или мог быть автором этих сочине

ний.

1. На опубликованных пьесах значилось его

имя.

2. Бен Джонсон, драматург и современник

Шекспира никогда не подвергал сомнению его

авторство.

(Итак, мы рассмотрели аргументы Стратфордской

школы и теперь перейдем к рассмотрению аргумен

тов Оксфордской.)

II. Представители Оксфордской школы утвержда

ют, что существует немало косвенных свидетельств,

подтверждающих авторство Эдварда де Вера.

А. Во первых, в экземпляре Библии, принадлежа

щем де Веру, отмечены 43 % библейских ссылок,

содержащихся в работах Шекспира.

Б. Во вторых, героем большинства сонетов явля

ется Генри Риотсли — человек, которого де Вер

знал и с которым он был связан.

В. В третьих, известно, что де Вер тайно сочинял

пьесы.

(Теперь сравним аргументы обеих школ.)

III. Претензии обеих сторон можно сравнить на

основании трех критериев.



Речь была прочитана членам Судебной Коллегии колледжа в Мурпарк, Калифорния. В настоящее время Хиллари

Картер Лиггетт учится в Университете Брадли.

Глава 17 · Информативное выступление

А. Первым критерием является уровень образова

ния.

1. Считается, что Шекспир получил образова

ние, эквивалентное современному полному

среднему (high school).

2. Де Вер поступил в Кембридж в возрасте де

вяти лет, получил степень магистра в Оксфор

де и изучал право в Греевской школе.

Б. Вторым критерием является жизненный опыт.

1. Шекспир никогда не выезжал за пределы Ве

ликобритании, но был актером и хорошо знал

театр.

2. де Вер значительную часть жизни провел в

Италии и во Франции.

В. Третьим критерием является наличие паралле

лей между фактами биографии обеих личностей и

творчеством автора пьес.

1. У Шекспира был сын по имени Гамлет.

2. де Вер был захвачен пиратами и выделил

3 тысячи фунтов на экспедицию трех торговых

судов, принадлежащих человеку по имени Лок,

темной личности по кличке «Шэй».

Заключение

I. Ни одна из версий не подкреплена прямыми

подтверждениями авторства кого либо из этих лиц.

II. Пока такие доказательства не найдены, нам ос

тается гадать, будут эти ли пьесы Шекспира звучать

столь же приятно, если выяснится, что они принад

лежат перу другого лица.

Источники

Gibson, Helen, et al. The bard’s beard? He’s hot again

and so is that nagging question: Who really wrote

Shakespeare? Time, Feb. 15, 1999, p. 74–75.

Heller, Scott. In centuries’ old debate, Shakespeare

doubters point to new evidence. Chronicle of Higher

Education, June 4, 1999, p. A22.

Matus, Irvin. Shakespeare in Fact. New York:

Continuum, 1994.

Paster, Gail Kern. The sweet swan. Harper’s, April

1999, p. 38–41.

Sabran, Joseph. Alias Shakespeare. Every word doth

almost tell my name. Harper’s, April 1999, p. 54–55.

Satchell, Michael. Hunting for good Will. U.S. News

& World Report, July 24, 2000, p. 71.

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

Whalen, Richard F. Shakespeare: Who Was He?: The

Oxford Challenge to the Bard of Avon. New York:

Praeger, 1994.

План адаптации

Выступления

К конкретной аудитории

1. Вызвать и поддержать интерес. Я хочу на

чать речь со ссылки на фильм «Влюбленный Шек

спир», который, вероятно, смотрело большинство

слушателей. Я надеюсь, что приводимые мною ци

таты и примеры, а также ясный и живой язык вы

зовут интерес у слушателей. Кроме того, я пола

гаю, что сама информация будет представлять для

них интерес.

2. Облегчить понимание речи. Во первых, я наде

юсь, что слушатели оценят ясность сообщаемой

мною информации. Во вторых, я собираюсь изло

жить информацию четко и кратко, а также исполь

зовать там, где нужно, наглядные материалы.

Наши рекомендации