Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий

Качества Профессия N-1 Профессия N-2
1 . Длительное сохранение информации в памяти. + -
2. Умение выделить в информации главное, существенное. - +
3. Умение принять решение в очень короткий срок. + +
4. Способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения. + +
5. Правильно и быстро формулировать свои мысли письменно. + +
6. Самообладание и выдержка. - +
7. Дисциплинированность. + -
8. Общительность, способность легко вступать в контакт с другими людьми. + -
9. Способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. + -
10. Гибкость во взаимоотношениях с людьми. + +

Коэффициент сопряженности специальностей (профессий) рассчитывается по формуле*:

Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий - student2.ru

где Сп — коэффициент сопряженности специальностей;

Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий - student2.ru — суммарное количество идентичных признаков (ка­честв);

Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий - student2.ru — суммарное количество всех профессионально зна­чимых признаков (качеств);

S — количество специальностей.

* См.: Носс И.Н. Разработка рекомендаций по военно-профессиональной ориен­тации и методических подходов к первоначальной психологической оценке допризыв­ников. Отчет ОНИР. - М., 1992. - 191 с.

Для нашего примера: Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий - student2.ru = 5,

Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий - student2.ru = 15,

S = 2,

Сп = 0,67.

Профессии значимо сопряжены — подобны.

Экспериментально выявлено, что критериальное значение коэффициента сопряженности специальностей, характеризу­ющих материалы при их сопоставлении с эталоном, составляет 0,5. То есть если значение Сп больше или равно 0,5, то изучае­мые феномены значимо сопряжены или подобны, то есть со­ставляют один класс, тип, группу.

3.Строгая классификация (номинальная шкала). Содержание данной шкалы описывается логическим правилом: А — не В; В — не С; С — не D и т. д. Шкала строго определяет отличие одного измеренного признака (или субъекта) от другого. Часто в оп­росниках «работает» дихотомическая шкала — «да-нет», кото­рая интерпретируется в форме присутствия/отсутствия иссле­дуемого признака, то есть «данный признак есть или нет». На­пример, дифференциально-диагностический опросник Е. Кли­мова интерпретируется в рамках данной шкалы как наличие у субъекта признаков, относящихся к пяти категориям (типам деятельности): «человек», «техника», «знаковая система», «при­рода» и «художественный образ». Номинальная принадлеж­ность субъекта к одной из областей определяет у него отсут­ствие признаков других категорий.

4. Шкала порядков (ранговая шкала). Известно по крайней мере два вида ранговых шкал. Это шкала строгой упорядочен­ности, где действует логическая схема А > В; В > С; С > D и т. д., и шкала нестрогой упорядоченности — «больше или равно - меньше или равно».

Параметрические шкалы

Когда исследователь может измерить психологический при­знак, сказав при этом, что данные феномены различаются меж­ду собой на такое-то количество условных единиц, то появля­ется новый уровень измерений, основанный на параметре. Именно на параметрическом уровне измерения базируется ма­тематическая статистика.

К параметрическим относят шкалу интервалов, шкалу от­ношений и абсолютную шкалу.

5. Шкала интервалов (интервальная). Отличие данной шка­лы от других параметрических шкал состоит в том, что начало отсчета (ноль) и интервалы выбираются условно. Здесь действу­ет логическое правило, например, что между психологическими признаками А и В существует различие, измеряемое деся­тью условными единицами. Это интерпретируется так: А боль­ше (или меньше) В на 10 единиц. Если, например, качество «коммуникабельность» субъекта А составляет стандартные 10 стэнов, а субъекта В — 7 стэнов, то по данному признаку субъект А более коммуникабелен, чем субъект В на 3 стэна. Из этого примера видно, что и точка отсчета величины признака, и ин­тервал выбраны условно. Однако расчетный стандартизирован­ный интервал дает возможность полагать, что на доверитель­ном уровне (95%) разница между А и В постоянна и равна оп­ределенному значению. На практике измерение температуры (по Цельсию) происходит в шкале интервалов, так как, во-пер­вых, нулевая температура не означает, что температура не от­сутствует вообще, а во-вторых, интервалы, выраженные в гра­дусах, являются делением относительным.

6.Шкала отношений. Измерение по шкале отношений осу­ществляется в области психофизиологических исследований. Содержанием данной шкалы является наличие абсолютной точ­ки отсчета, то есть нуля, от которого идет относительно равный отсчет. Примером такой шкалы является измерение длины и веса, где имеется точка отсчета — ноль (отсутствие веса или длины), а интервалами являются общепринятые единицы измерения.

7. Абсолютная шкала (Lord F., Novick M., 1968). Данная оце­ночная шкала применяется в ситуации, когда есть ноль (отсут­ствие признака или качества), от которого идет отсчет в абсо­лютных долях. Примерами могут служить физические измере­ния, в частности, регистрация количества электронов в атоме, заряд ядра и т. п.

Названные одномерные шкалы (кроме абсолютной) могут быть преобразованы в другие шкалы более низкого уровня (по­нижение мощности шкалы). Так, интервальная шкала доволь­но легко может быть представлена в форме ранговой (по рей­тингу балла), а также при наличии критерия (величины при­знака или его границ) — в номинальной.

Возможно преобразование шкалы более низкого, уровня в шкалу более высокого уровня (повышение мощности шкалы)*.

* См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 189.

Одномерные психологические шкалы, полученные в резуль­тате измерения одного и того же признака у одного и того же объекта при использовании различных инструментов, могут также преобразовываться в многомерные шкалы* путем конст­руирования функциональных зависимостей между ними.

* См.: Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977. — С. 121-164; Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. — М.: Наука, 1989. — С. 12-60; Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Владос, 1998. — С. 129-130; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: "КСП+", 1999. — С. 137-142.

Наши рекомендации