Основные элементы (этапы) коммуникации

В данном контексте использование термина «ком­муникация» соответствует исходному латинскому слову «communicatio» (от communico — делаю общим, связываю, общаюсь).

Различают следующие основные элементы ком­муникации:отправитель/кодировщик; сообщение; канал; получатель (реципиент)/декодировщик; вос­приятие; обратная связь.

При осуществлении успешной коммуникации анализу подвергается каждый из основных элементов коммуникации (не только прямой, но и обратной связи). Например:

Канал.Решение использовать письменный или уст­ный канал может быть частично обосновано ответами на следующие вопросы:

1. Нужна ли немедленная обратная связь? Устная коммуникация обеспечивает самую быструю обрат­ную связь.

2. Актуален ли вопрос о позитивном восприятии послания? Если вероятно неприятие данного сооб­щения, устная коммуникация лучше письменной.

3. Есть ли необходимость в документировании ком­муникации? Если важна ответственность и подотчет­ность, письменная коммуникация предпочтительнее устной.

4. Нужна ли детальная точность? Если передавае­мое сообщение содержит детали или уточняющую информацию или объясняет сложную процедуру, письменный метод является основным средством коммуникации.

Получатель /декодировщик. Следует задуматься над следующими вопросами:

1. Много ли получа­тель знает о теме послания? Что именно?

2. Готов ли деколировщик к получению послания? Насколько вероятно то, что по­лучатель воспримет и сообщение, и отправителя со­ответствующим образом? Как добиться такого восприятия?

3. Какой опыт и уровень общения с отправителем имеет получатель?

СХЕМА «ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ»

.

Получатель в первую очередь описывается двумя ас­пектами поведения — умением слушать(воспринимать) и умением обеспечить обратную связь с отправителем.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ

1. Логико-смысловые барьерысвязаны с пробле­мами понимания значения и смысла информации.

2. Куль­турные барьерывыражаются в затруднении комму­никаций между людьми разных культурных уровней или традиций вследствие разного воспитания, мане­ры поведения со знакомыми и незнакомыми людьми.

3. Мировоззренческие различия (на смысл жизни, религию и т.п.)также могут быть препятствием на пути взаимопонимания.

4. Профес­сиональные барьерывыражаются в том, что в каж­дой профессии есть свои области знаний и свой лек­сикон.

5. Личностно-психологические барьерыопределяются проблемами психологического клима­та, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. Неумение слушать и невладение собой тоже создают лишние барьеры.

6. Социо­культурные барьерывозникают между людьми раз­ных социальных положений и культур. На протяжении своего существования человечество выработало разные сис­темы социальных ритуалов и условностей. Эти уста­новки носят как официальный, так и бытовой статус. Общественные правила субординации предписывают рамки общения и его стиль, что очерчивается дело­вым этикетом и этикой деловых отношений в том или ином обществе.

7. Организационные барьерымогут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авто­ритарным стилем управления и отсутствием инфор­мированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

8. Технические барьерывозникают при от­сутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

9. Совмести­мость и ее принципы.Совместимость определяет­ся как способ­ность членов группы к совместной деятельности, ос­нованную на их оптимальном сочетании, т.е. способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Уровень координации в коллективеопределяет степень психологической совместимости членов коллектива.

- Можете дополнить список!

Пример причин возникновения шумов при межкультурном общении:

Литература:

Кривокора Е.И. Деловые коммуникации

Основы теории коммуникации (под ред. М.А.Василика)

Гречихин В., Агапов П. Управление социальными коммуникациями.

Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура

Материалы лекций, Интернета.

Наши рекомендации