Основные элементы (этапы) коммуникации
В данном контексте использование термина «коммуникация» соответствует исходному латинскому слову «communicatio» (от communico — делаю общим, связываю, общаюсь).
Различают следующие основные элементы коммуникации:отправитель/кодировщик; сообщение; канал; получатель (реципиент)/декодировщик; восприятие; обратная связь.
При осуществлении успешной коммуникации анализу подвергается каждый из основных элементов коммуникации (не только прямой, но и обратной связи). Например:
Канал.Решение использовать письменный или устный канал может быть частично обосновано ответами на следующие вопросы:
1. Нужна ли немедленная обратная связь? Устная коммуникация обеспечивает самую быструю обратную связь.
2. Актуален ли вопрос о позитивном восприятии послания? Если вероятно неприятие данного сообщения, устная коммуникация лучше письменной.
3. Есть ли необходимость в документировании коммуникации? Если важна ответственность и подотчетность, письменная коммуникация предпочтительнее устной.
4. Нужна ли детальная точность? Если передаваемое сообщение содержит детали или уточняющую информацию или объясняет сложную процедуру, письменный метод является основным средством коммуникации.
Получатель /декодировщик. Следует задуматься над следующими вопросами:
1. Много ли получатель знает о теме послания? Что именно?
2. Готов ли деколировщик к получению послания? Насколько вероятно то, что получатель воспримет и сообщение, и отправителя соответствующим образом? Как добиться такого восприятия?
3. Какой опыт и уровень общения с отправителем имеет получатель?
СХЕМА «ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ»
.
Получатель в первую очередь описывается двумя аспектами поведения — умением слушать(воспринимать) и умением обеспечить обратную связь с отправителем.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
1. Логико-смысловые барьерысвязаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
2. Культурные барьерывыражаются в затруднении коммуникаций между людьми разных культурных уровней или традиций вследствие разного воспитания, манеры поведения со знакомыми и незнакомыми людьми.
3. Мировоззренческие различия (на смысл жизни, религию и т.п.)также могут быть препятствием на пути взаимопонимания.
4. Профессиональные барьерывыражаются в том, что в каждой профессии есть свои области знаний и свой лексикон.
5. Личностно-психологические барьерыопределяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. Неумение слушать и невладение собой тоже создают лишние барьеры.
6. Социокультурные барьерывозникают между людьми разных социальных положений и культур. На протяжении своего существования человечество выработало разные системы социальных ритуалов и условностей. Эти установки носят как официальный, так и бытовой статус. Общественные правила субординации предписывают рамки общения и его стиль, что очерчивается деловым этикетом и этикой деловых отношений в том или ином обществе.
7. Организационные барьерымогут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
8. Технические барьерывозникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
9. Совместимость и ее принципы.Совместимость определяется как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании, т.е. способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Уровень координации в коллективеопределяет степень психологической совместимости членов коллектива.
- Можете дополнить список!
Пример причин возникновения шумов при межкультурном общении:
Литература:
Кривокора Е.И. Деловые коммуникации
Основы теории коммуникации (под ред. М.А.Василика)
Гречихин В., Агапов П. Управление социальными коммуникациями.
Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура
Материалы лекций, Интернета.