Социализация печали через наказание
Данный тип социализации печали имеет место тогда, когда слезы ребенка вызывают негативную реакцию взрослых, когда родители или воспитатели наказывают ребенка за то, что он плачет, игнорируя причину его слез. Наглядным примером тому может служить поведение родителя, который одинаково бранит ребенка и за отказ идти спать, и за слезы, вызванные потерей любимой игрушки. Недифференцированная брань и постоянные наказания усугубляют печаль, и ребенок, выражая ее, наталкивается на еще большее недовольство родителей. По мнению Томкинса, эта ситуация замкнутого круга, из которой «нет выхода», которая не дает ребенку возможности выразить печаль или порожденный ею гнев без того, чтобы не навлечь на себя еще большее наказание, становится источником компульсивного поведения, самоизоляции, низкой толерантности к фрустрации, слабо выраженной индивидуальности, чрезмерной боязни печали, экстернализации всех форм печали, а также источником постоянной апатии и усталости. Если же родители не только не запрещают ребенку выражать печаль, но и помогают ему преодолевать ее, то со временем ребенок может достичь достаточной степени самоуважения и уверенности в себе.
Карательная социализация страдания (печали), пробуждая страх, снижает терпимость к боли. Крик страдания является естественной реакцией человека на боль. Если этот врожденный ответ сдерживается страхом наказания, то страх перед болью значительно возрастает. ...Боль – тяжелое испытание, а в союзе со страхом она практически невыносима. ...По-видимому, более высокая толерантность к боли, которая в нашей культуре отличает женщин от мужчин и которая характерна и для женщин и для мужчин восточных культур, обязана своим происхождением менее карательному типу ранней социализации страдания (Tomkins, 1963, р. 93).
Если отец постоянно реагирует раздражением на плач сына, если он наказывает его за слезы, то в сознании мальчика может сформироваться устойчивая связь между печалью и страхом. Повторяющийся эмоциональный опыт заставляет ребенка усвоить, что плач влечет за собой боль наказания. У детей ожидание боли является сильнейшим активатором страха. Таким образом, эмоция печали ассоциируется с эмоцией страха. Ребенок может не отдавать себе отчета в том, как сформировалась эта взаимосвязь, а с возрастом и вовсе забыть о ней. В этом случае ситуации, вызывающие печаль, становятся почти непереносимыми для него, ибо в печали он наполнен дурными предчувствиями, его гнетет страх. И, несмотря на все попытки разобраться в своих чувствах, понять их причину, он не в состоянии осознать взаимосвязь между этими противоречивыми чувствами – печалью и страхом – и теми наказаниями, которым он подвергался в детстве, когда плакал от боли или обиды.