Социализация печали через наказание

Данный тип социализации печали имеет место тогда, когда слезы ребенка вызы­вают негативную реакцию взрослых, когда родители или воспитатели наказывают ребенка за то, что он плачет, игнорируя причину его слез. Наглядным примером тому может служить поведение родителя, который одинаково бранит ребенка и за отказ идти спать, и за слезы, вызванные потерей любимой игрушки. Недифференцирован­ная брань и постоянные наказания усугубляют печаль, и ребенок, выражая ее, на­талкивается на еще большее недовольство родителей. По мнению Томкинса, эта ситуация замкнутого круга, из которой «нет выхода», которая не дает ребенку воз­можности выразить печаль или порожденный ею гнев без того, чтобы не навлечь на себя еще большее наказание, становится источником компульсивного поведения, самоизоляции, низкой толерантности к фрустрации, слабо выраженной индивиду­альности, чрезмерной боязни печали, экстернализации всех форм печали, а также источником постоянной апатии и усталости. Если же родители не только не запре­щают ребенку выражать печаль, но и помогают ему преодолевать ее, то со временем ребенок может достичь достаточной степени самоуважения и уверенности в себе.

Карательная социализация страдания (печали), пробуждая страх, снижает терпимость к боли. Крик страдания является естественной реакцией человека на боль. Если этот врожденный ответ сдерживается страхом наказания, то страх перед болью значительно возрастает. ...Боль – тяжелое испытание, а в союзе со страхом она практически невы­носима. ...По-видимому, более высокая толерантность к боли, которая в нашей культуре отличает женщин от мужчин и которая характерна и для женщин и для мужчин восточ­ных культур, обязана своим происхождением менее карательному типу ранней социали­зации страдания (Tomkins, 1963, р. 93).

Если отец постоянно реагирует раздражением на плач сына, если он наказывает его за слезы, то в сознании мальчика может сформироваться устойчивая связь меж­ду печалью и страхом. Повторяющийся эмоциональный опыт заставляет ребенка усвоить, что плач влечет за собой боль наказания. У детей ожидание боли является сильнейшим активатором страха. Таким образом, эмоция печали ассоциируется с эмоцией страха. Ребенок может не отдавать себе отчета в том, как сформировалась эта взаимосвязь, а с возрастом и вовсе забыть о ней. В этом случае ситуации, вызы­вающие печаль, становятся почти непереносимыми для него, ибо в печали он напол­нен дурными предчувствиями, его гнетет страх. И, несмотря на все попытки разоб­раться в своих чувствах, понять их причину, он не в состоянии осознать взаимо­связь между этими противоречивыми чувствами – печалью и страхом – и теми наказаниями, которым он подвергался в детстве, когда плакал от боли или обиды.

Наши рекомендации