Тема 4. методы управления и принятие решений

Классификация методов менеджмента

Метод управления– это совокупность правил, приемов и спосо­бов воздействия субъекта управления на объект управления (коллек­тив, отдельный подчиненный) для достижения поставленных перед организацией целей.

Методы управления классифицируются по различным призна­кам. Выделяют методы прямого воздействия (активные), которые на­правлены непосредственно на исполнителей (поощрения, взыскания и т. п.) и методы косвенного воздействия (пассивные), когда создаются условия, побуждающие исполнителя к высокопроизводительному труду (установ­ление строгого порядка, соответствующая организация труда). Можно выделить также методы формального и неформального воздействия.

По характеру воздействия методы управления делят: на методы убеждения, основанные на высокой сознательности работников; ме­тоды поощрения, предусматривающие применение различных пози­тивных стимулов за успехи в работе; методы принуждения, состоящие в применении к нарушителям дисциплины и других норм наказания, перечень которых и порядок применения установлены законом.

По видам отношений, складывающихся в процессе производ­ства, ме­тоды управления делят на: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы, их сущность, преимущества

И недостатки

Административные методы – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисци­плине, ответственности, власти, принуждении.

К числу административных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуа­циям. Обычно распорядительные методы основываются на организа­ционных.

Сущность организационного регламентирования состоит в уста­новлении правил, обязательных для выполнения и определяющих со­держание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организаци­онного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, поста­новления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендаций.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Административные методы управления – мощный рычаг дости­жения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчи­нить коллектив и направить его на решение конкретных задач управ­ления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регла­ментации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.

Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена про­дукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.

Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

При командном (административном) методе управления – отно­шения субъекта и объекта – власти и подчинения.

Основные достоинства метода:

1) обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;

2) не требуется крупных материальных затрат;

3) в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспе­чивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

1) подавляется инициатива, творческая работа;

2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;

3) в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы в по­вышении компетентности, поэтому она в дефиците).

Содержание и значение экономических методов менеджмента

Экономические методы управления – это система приемов и спо­собов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизме­рения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

В качестве основных методов управления здесь выступает сис­тема заработной платы и премирования, которая должна быть макси­мально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельно­сти в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Важнейшими достоинствами этих методов являются их гиб­кость и воздействие на людей через их непосредственные интересы. Экономические методы управления представляют собой разновид­ность воздействия на ход производства, конкретные формы которого преломляются через широкое развитие товарно-денежных отношений и действие экономических рычагов управления. К таким рычагам от­носятся производственные задания, лимиты использования ресурсов и хозрасчетные нормативы.

Система экономических рычагов на различных уровнях управ­ления используется по-разному. Она конкретизируется и видоизменя­ется в зависимости от содержания задач управления. На общегосудар­ственном уровне управление экономической системой осуществляется на базе разработанных показателей межотраслевого баланса. В этом случае рычаги экономического управления определяются на основа­нии укрупненных показателей. На уровне объединения предприятий характер действия рычагов управления экономической системой осу­ществляется через производственные ресурсы и результаты производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятия. К производствен­ным ресурсам относится управление использованием трудовых, энер­гетических, природных и денежных ресурсов, средств и предметов труда.

Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования размера фонда заработной платы с учетом вы­полнения показателей по объему производства и мер по материаль­ному стимулированию повышения норм выработки.

Экономические методы управления – отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.

Характеризуются:

1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;

2) выполнение договорных обязательств.

Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворе­ния материальных потребностей.

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

Наши рекомендации