III. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу
Кафедра психологии поведения и превенции поведенческих аномалий
Программа учебной дисциплины
«Практикум по экстренной психологической помощи»
Автор: доцент, кандидат психологических наук А.В.Шаболтас
Рецензент:
Санкт-Петербург
2008 г.
I. Организационно-методический раздел
1. Цель практикума.
Повышение профессиональной компетенции студентов как консультантов для оказания экстренной психологической помощи в различных кризисных ситуациях.
2. Задачи практикума.
· Сформировать у участников правильные профессиональные и личностные установки в области оказания психологической помощи людям, оказавшимся в различных кризисных ситуациях, в том числе, понимание идеологии и принципов психологического консультирования;
· Сформировать практические навыки оказания экстренной психологической помощи (умение слушать, понимать и принимать клиента, управлять и осознавать собственное эмоциональное состояние и состояние клиента);
· Познакомить участников со стратегиями индивидуальной и групповой супервизии для консультантов как профилактики профессионального выгорания.
3. Требования к освоению содержания практикума.
· Соблюдение правил участия в практикуме по экстренной психологической помощи, представляющим собой комплекс современных активных методов психологической подготовки;
· Освоить технологии и практические приемы оказания психологической помощи;
· Усвоить идеологию и принципы практической деятельности психолога-консультанта.
II. Содержание курса
Разделы практикума
1.1. Активное слушание как основа психологического консультирования. Принципы и идеология экстренной психологической помощи.
1.2. Кризисная интервенция. Контроль и управление эмоциональным состоянием клиента и консультанта.
1.3. Невербальные и вербальные техники консультирования.
1.4. Этапы и стадии процесса оказания экстренной психологической помощи.
1.5. Профилактики профессионального выгорания у консультантов.
Темы и их краткое содержание
1. Активное слушание как основа психологического консультирования. Принципы и идеология экстренной психологической помощи. Установление групповых норм для проведения практикума по экстренной психологической помощи. Осознание ролей «консультант» и «клиент». Понятие границ и ответственности при оказании психологической помощи. Отработка техник установления контакта в упражнениях.
2. Кризисная интервенция. Контроль и управление эмоциональным состоянием консультанта и клиента. Понятие о кризисе и интервенции в кризис. Приемы, снижающие эмоциональное напряжение. Тренировка методов саморегуляции и контроля эмоционального состояния консультанта в ситуации оказания экстренной психологической помощи по схеме «чувства-мысли-действия».
3. Невербальные и вербальные техники консультирования. Отработка приемов и техник оказания психологической помощи в упражнениях и ролевых играх (контакт глаз, управление позой, отражение, перефраз, идентификация чувств, присоединение чувств к содержанию, суммирование).
4. Этапы и стадии процесса оказания экстренной психологической помощи.
Отработка процесса оказания экстренной психологической помощи в упражнениях и ролевых играх (установление контакт, формулирование запроса, идентификация проблемы, обсуждение альтернатив решения).
Тема 5. Профилактики профессионального выгорания у консультантов.
Понятие об эмоциональном выгорании в помогающих профессиях. Отработка навыков индивидуальной и групповой супервизии для консультантов.
III. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу
1. Принципы оказания экстренной психологической помощи. Понятие об активном слушании.
2. Понятие кризисной интервенции. Сложности оказания экстренной психологической помощи и приемы контроля эмоционального состояния клиента и консультанта.
3. Невербальные приемы установления и поддержания контакта.
4. Вербальные техники установления и поддержания контакта.
5. Этапы и стадии процесса оказания экстренной психологической помощи.