III. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

Кафедра психологии поведения и превенции поведенческих аномалий

Программа учебной дисциплины

«Практикум по экстренной психологической помощи»

Автор: доцент, кандидат психологических наук А.В.Шаболтас

Рецензент:

Санкт-Петербург

2008 г.

I. Организационно-методический раздел

1. Цель практикума.

Повышение профессиональной компетенции студентов как консультантов для оказания экстренной психологической помощи в различных кризисных ситуациях.

2. Задачи практикума.

· Сформировать у участников правильные профессиональные и личностные установки в области оказания психологической помощи людям, оказавшимся в различных кризисных ситуациях, в том числе, понимание идеологии и принципов психологического консультирования;

· Сформировать практические навыки оказания экстренной психологической помощи (умение слушать, понимать и принимать клиента, управлять и осознавать собственное эмоциональное состояние и состояние клиента);

· Познакомить участников со стратегиями индивидуальной и групповой супервизии для консультантов как профилактики профессионального выгорания.

3. Требования к освоению содержания практикума.

· Соблюдение правил участия в практикуме по экстренной психологической помощи, представляющим собой комплекс современных активных методов психологической подготовки;

· Освоить технологии и практические приемы оказания психологической помощи;

· Усвоить идеологию и принципы практической деятельности психолога-консультанта.

II. Содержание курса

Разделы практикума

1.1. Активное слушание как основа психологического консультирования. Принципы и идеология экстренной психологической помощи.

1.2. Кризисная интервенция. Контроль и управление эмоциональным состоянием клиента и консультанта.

1.3. Невербальные и вербальные техники консультирования.

1.4. Этапы и стадии процесса оказания экстренной психологической помощи.

1.5. Профилактики профессионального выгорания у консультантов.

Темы и их краткое содержание

1. Активное слушание как основа психологического консультирования. Принципы и идеология экстренной психологической помощи. Установление групповых норм для проведения практикума по экстренной психологической помощи. Осознание ролей «консультант» и «клиент». Понятие границ и ответственности при оказании психологической помощи. Отработка техник установления контакта в упражнениях.

2. Кризисная интервенция. Контроль и управление эмоциональным состоянием консультанта и клиента. Понятие о кризисе и интервенции в кризис. Приемы, снижающие эмоциональное напряжение. Тренировка методов саморегуляции и контроля эмоционального состояния консультанта в ситуации оказания экстренной психологической помощи по схеме «чувства-мысли-действия».

3. Невербальные и вербальные техники консультирования. Отработка приемов и техник оказания психологической помощи в упражнениях и ролевых играх (контакт глаз, управление позой, отражение, перефраз, идентификация чувств, присоединение чувств к содержанию, суммирование).

4. Этапы и стадии процесса оказания экстренной психологической помощи.

Отработка процесса оказания экстренной психологической помощи в упражнениях и ролевых играх (установление контакт, формулирование запроса, идентификация проблемы, обсуждение альтернатив решения).

Тема 5. Профилактики профессионального выгорания у консультантов.

Понятие об эмоциональном выгорании в помогающих профессиях. Отработка навыков индивидуальной и групповой супервизии для консультантов.

III. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

1. Принципы оказания экстренной психологической помощи. Понятие об активном слушании.

2. Понятие кризисной интервенции. Сложности оказания экстренной психологической помощи и приемы контроля эмоционального состояния клиента и консультанта.

3. Невербальные приемы установления и поддержания контакта.

4. Вербальные техники установления и поддержания контакта.

5. Этапы и стадии процесса оказания экстренной психологической помощи.

Наши рекомендации