Некоторые инструментальные приемы оценки работоспособности
В условиях лабораторного эксперимента о фактической работоспособности испытуемого удобнее всего судить при моделировании для него какой-либо целостной деятельности, например на аппарате или тренажере с регистрацией производительности и ошибок. При этом ошибки целесообразно подвергать не только количественному, но и качественному анализу (например, выделяя сенсорный и моторный их компонент, запаздывание и импульсивность, неадекватность решений и «действия наоборот», пропуски действий и т.д.). В ряде случаев может применен метод дополнительных заданий, суть которого в оценке количества информации, перерабатываемой помимо какой-либо основной деятельности, а также прием «эмоциогенного инструктирования», когда при выполнении психологического теста ставится задание «попытаться улучшить результаты» (оценка наличия резервных возможностей).
В лабораторных условиях может оцениваться также качество выполнения различных тестовых заданий. Они должны быть достаточно длительными, выполняться после того, как сформирован прочный навык работы с ними, с учетом мотивационного фактора и при осуществлении наблюдения за общими поведенческими реакциями (появление раздражительности, сбои в работе, колебания установки на продолжение теста и др.).
При исследовании физической работоспособности применяются различные эргографические методики и специальные физические упражнения также в сочетании с наблюдением. Одним из наиболее эффективных методов оценки фактической работоспособности является естественный эксперимент, когда показатели времени и точности выполнения отдельных действий и операций, а также показатели состояния регистрируются при выполнении реальной деятельности.
В ряде случаев следует особо учитывать преимущество так называемого полеэффекторного метода, когда одновременно в одни и те же моменты времени, чаще всего при записи на одной ленте самописца, оценивается целый комплекс показателей. Впервые он был применен Б.Н. Мясищевым, который в своих исследованиях столкнулся с расхождением вегетативного и двигательного компонента реакций и решил записать их на одной ленте одновременно. В зависимости от возможностей записи регистрируются одновременно, например, ЭКГ, дыхание, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, характеристики движений и т.п.
Сопоставление полученных разносторонних данных и выведение единой оценки в исследовании функционального состояния представляет наибольшую трудность.
Г. М. Зараковский, Б. А. Королев, В. И. Медведев, П. Я. Шлаен
Диагностика функциональных состояний[LVK2]
Субъективные и объективные признаки состояния весьма многообразны и их выраженность зависит как от особенностей человека, так и от характера выполняемой работы.
Субъективные признаки. Характеристика субъективных признаков во многом определяется мотивами деятельности и, особенно при состоянии адекватной мобилизации, ряд отрицательных признаков может или не замечаться, или скрываться от экспериментатора.
В течение первых 3-4 фаз изменений работоспособности в ощущениях человека доминируют положительные мотивы: стремление к деятельности, чувство соревнования, определенное чувство ответственности за выполнение трудовых действий. По мере перехода к последующим фазам возникает постепенное смещение мотивов в сторону охраны индивидуума. Появляется чувство нежелания работать, стремление переключиться на более простые формы деятельности и т.п. Для крайних фаз и особенно для переутомления характерно появление мотива ненависти к работе, иногда с переориентацией объекта ненависти или на орудие труда или на окружающих членов коллектива.
По мере продолжения работы, даже при наличии фазы компенсации, и особенно при последующих фазах, как правило, возникает чувство усталости. Появляются боли, чувство онемения в конечностях, мышцах шеи, шум в голове, давление в висках, возникает головная боль и ряд зрительных нарушений. При выраженных явлениях утомления возникают ощущения перебоев в сердце, нехватки воздуха.
Объективные признаки состояния. При любом виде утомления детальное исследование может выявить изменение в характере функционирования любой системы организма, начиная от сердечно-сосудистой, двигательной и центральной нервной системы и кончая такими, казалось бы, не связанными с непосредственной работой системами, как пищеварительная и выделительная. Такое многообразие изменений отражает закономерности функционирования организма как единого целого и включает непосредственные реакции обеспечения функциональной нагрузки, компенсаторные реакции, комбинационные и т.п.
Однако все эти изменения не возникают одновременно и не развиваются в одном и том же направлении. Некоторые авторы, фиксируя при утомлении изменение частоты пульса и кровяного давления, указывают, что эти изменения происходят лишь у 40-60% обследуемых лиц. Другие авторы отмечают, что у разных лиц эти показатели изменяются в разных направлениях. Динамика этих функций определяется рядом закономерностей, и, лишь обнаружив эти закономерности, мы сможем не только понять ход развития утомления, но и дать правильную оценку состоянию человека и активно воздействовать на развивающееся утомление.
Эти закономерности связаны с тем, что изменения возникают в первую очередь в тех органах и системах, которые непосредственно обеспечивают выполнение работы. При физической работе это мышечная система и двигательный анализатор, при зрительной – зрительный анализатор, при работе телефонистов – слуховой. Одновременно с этим изменения появляются в тех системах, которые обеспечивают функционирование этих основных систем – в дыхательной и сердечно-сосудистой.
Изменения в других системах, не связанных непосредственно с обеспечением выполнения приемов работы, при утомлении имеют принципиально иной характер и являются либо вторичными, имеющими общий, неспецифический характер, либо имеют регуляторное или компенсаторное значение, т.е. направлены на сбалансирование функционального состояния организма.
Сложные функции деятельности специалиста редко осуществляются при преимущественной нагрузке только какой-либо одной системы органов. Большая нагрузка при любом виде деятельности падает на зрительный и слуховой анализаторы. Изменения этих анализаторов могут возникать и вторично в связи с изменением характера функционирования центральной нервной системы. В свою очередь, изменение состояния анализаторов может повлиять на характер выполнения работы и тем самым ускорить развитие утомления.
Изменение функционального состояния афферентных систем проявляется прежде всего в чувствительности органов чувств. В ранних исследованиях неоднократно отмечались факты снижения тактильной и слуховой чувствительности при умственном утомлении. В ряде работ констатируется снижение различных видов зрительной чувствительности при утомлении. Изучались такие показатели, как острота зрения, чувствительность периферического зрения, время устойчивости ясного видения и цветоразличения. Авторы большинства работ, в которых констатируется снижение чувствительности органов чувств при утомлении, не ставили перед собой задачи нахождения количественных показателей, а лишь отмечали самый факт снижения чувствительности. В отдельных работах можно найти сообщения о том, что чувствительность снижалась до 20-40% по сравнению с исходным уровнем.
Довольно часто измерялась чувствительность глаза при воздействии электрических раздражителей в разных условиях, вызывающих утомление. Снижение чувствительности (изменение порога ощущения света при пропускании электрического тока через глаз) отмечено у школьников после занятий, у радистов после дежурства, у операторов на суммирующих машинах. Снижение чувствительности, согласно данным некоторых из перечисленных исследований, наблюдается в размерах от 15 до 70% исходного уровня.
Широкое применение при оценке умственного утомления нашел такой показатель, как критическая частота слияния мелькающих раздражителей (КЧМ). При этом применялись электрические раздражители глаза (критическая частота слияния фосфена - КЧФ), световые и звуковые раздражители. Величина изменения этих показателей, указанная в некоторых исследованиях, колеблется в пределах 0,5-10 (для КЧМ и КЧФ) и 10-40 (для звуковых раздражений в секунду).
Наблюдающееся при утомлении уменьшение частоты слияния мельканий означает, что происходит замедление во времени каждого цикла возбуждения, в результате чего каждое следующее возбуждение попадает на след, оставшийся от предыдущего, и интервал между раздражениями не воспринимается.
О скорости возникновения возбуждения свидетельствует такой показатель, как хронаксия. В состоянии утомления наблюдается удлинение адекватной оптической хронаксии, электрической хронаксии глаза, а также хронаксии мышц.
О скорости прекращения возбуждения, о длительности следа, остающегося после прекращения действия раздражителя, можно судить, в частности, по длительности зрительных последовательных образов. В литературе есть данные также и об увеличении длительности зрительных последовательных образов при утомлении.
Признаки изменения состояния ряда структур центральной нервной системы могут быть обнаружены также в увеличении длительности латентных периодов двигательных реакций на световые и звуковые раздражители. Удлинение латентных периодов отмечено у школьников после занятий, у диспетчеров на железной дороге, у операторов-вычислителей, у телефонисток, у летчиков.
Распространенные в последние годы ЭЭГ-методики позволило получить еще ряд показателей утомления: удлинение времени восстановления альфа-ритма после засвета, падение напряжения альфа-ритма, увеличение числа как быстрых, так и медленных волн ЭЭГ, а также увеличение коэффициента усвоения мозгом мелькающих световых раздражений.
Какие же показатели должны выбираться исследователем при изучении процесса развития утомления в тех системах, которые были признаны при анализе основными для выполнения работы? Для анализа физиологических реакций используются десятки и сотни различных показателей и методик. Конечно, все методики невозможно применить в конкретном случае. Решая этот вопрос, необходимо исходить из двух основных положений.
Первое заключается в том, чтобы выбранный показатель отражал наиболее полно функциональное состояние исследуемой системы, т.е. чтобы он был адекватен той работе, которую должна выполнять эта система. Этот метод не должен быть слишком грубым, способным уловить изменения лишь тогда, когда они будут слишком явно выражены, в противном случае мы рискуем просмотреть, не уловить начальных явлений утомления, не сможем проследить за его динамикой. В то же время избранный метод не должен быть слишком чувствительным, чтобы не принять небольшие функциональные колебания за явления утомления.
Второе основное положение связано с тем, чтобы любая система весьма многогранна в проявлении своей деятельности, своих свойствах. При развитии явлений утомления различные свойства системы изменяются по-разному. Так, исследуя работу зрительного анализатора, можно изучить остроту зрения, контрастную чувствительность абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности, зрачковый рефлекс, аккомодацию, мышечный баланс, частоту слияния световых мельканий и т.п.
Определить наиболее важную сторону деятельности системы не так просто. Исходя из общих положений теории утомления, утомление прежде всего связано с изменением состояния центральной нервной системы. Казалось бы, можно в любом случае исследовать только динамику основных нервных процессов в центральной нервной системе, изучить взаимоотношение возбуждения и торможения в коре и надсегментарных отделах мозга. Однако это не так. Дело в том, что в центральной нервной системе характер такого взаимоотношения чрезвычайно сложен и определяется наличной функциональной мозаикой. Мы можем при одном и том же состоянии утомления получить различные, противоположные по своему значению данные в зависимости от того, как мы исследуем центральную нервную систему. Результаты исследования связаны: а) с сигнальным значением применяемого раздражителя или системы раздражителей; б) с функциональным состоянием той афферентной системы, на которую подается раздражитель; в) с биологическим значением и ролью того органа, по реакции которого мы судим о состоянии центральной нервной системы, и с целым рядом других факторов.
Так, если исследовать для изучения состояния центральной нервной системы совокупность пищевых и оборонительных рефлексов, то при ряде воздействий результаты оказываются противоположными или несовместимыми во времени. Такие же различия наблюдаются, если исследовать центральную нервную систему с помощью индифферентных раздражителей, которым в процессе опыта придается условное значение, и раздражителей, которые помимо сигнального действия, характеризуются еще и большим непосредственным действием на организм (например, свет и болевой раздражитель).
Если применять систему раздражителей, адресованных к функционально и территориально различным отделам коры головного мозга, то здесь наиболее выраженные изменения возникают в тех отделах, которые функционально связаны с системой, наиболее активно участвующей в осуществлении работы, т.е. в этом случае мы вновь приходим к необходимости выбора наиболее важной функции системы.
Как же выбрать эту систему и ту сторону ее работы, которую необходимо положить в основу изучения процесса утомления? Для этого необходимо прежде всего исходить из психофизиологического анализа того вида деятельности, который мы изучаем.
Следует отметить разнообразие видов деятельности, на основании изучения которых устанавливались перечисленные закономерности. Сюда относится деятельность стенографисток, телефонисток, радистов, диспетчеров, операторов и т.д. Весьма вероятно, что для одних видов деятельности могут оказаться наиболее значительными одни показатели, для других – другие.
Кроме того, разные виды деятельности отличаются также и по тем требованиям, которые предъявляются к личности работающего, по степени ответственности за качество выполнения работы и связанного с этим нервного напряжения. Можно думать, например, что нервное напряжение диспетчера, от правильности и безошибочности работы которого зависит жизнь людей, больше, чем у корректора и телефонистки.
В некоторых видах деятельности, в силу особых условий, могут быть получены даже некоторые противоречащие установленным закономерностям результаты. Так, при изучении утомления у диспетчеров были получены следующие результаты. После дежурства у диспетчеров обнаружено удлинение периода восстановления альфа-периодов двигательных реакций на световые раздражители. Все эти изменения свидетельствуют об утомлении. Наряду с этим у тех же диспетчеров зарегистрировано стойкое повышение слуховой чувствительности. Последний результат как бы противоречит общей тенденции к снижению чувствительности сенсорной сферы коры при утомлении (наличие утомления у исследуемых лиц не вызывало сомнения). Это объясняется спецификой работы диспетчера, которая протекает в очень напряженной обстановке. Напряжение создается ограниченностью времени для принятия ответственных решений, от которых зависит безопасность многих людей. При этом информацию о том, что происходит на участке, диспетчер получает по селектору, т.е. на слух, и свои распоряжения отдает также устно; хронометрически установлено, что на переговоры уходит значительная часть времени дежурства диспетчера.
Таким образом, вряд ли следует стремиться к установлению единых для всех видов деятельности критериев утомления. Правильнее устанавливать критерии применительно к каждому виду деятельности, опираясь на точный анализ всех условий этой деятельности.
Диагностика состояний. На основе описанных признаков различных состояний оператора должна быть построена рациональная система их диагностики. Исходя из целей диагностики и контроля состояния (надежности) системы, нормирования работы оператора и параметров обитаемости, регламентации времени отдыха, контроля тренировки и обучения, экспериментальной оценки и испытаний системы в период государственных испытаний и т.д., можно выделить шесть задач, решаемых диагностикой состояния:
1. Определить готовность человека к предстоящей деятельности.
2. Зарегистрировать момент изменения состояния.
3. Найти переход в стадию динамического рассогласования.
4. Определить способность оператора выполнить работу при заданном уровне деятельности.
5. Определить переход оператора в определенное заранее состояние.
6. Сравнить состояние человека до и после выполнения определенной деятельности или действия.
Различие этих задач определяет и уровень решаемой проблемы. На одном уровне задачей является контроль наличного состояния и определение момента перехода его в другое состояние (иногда даже независимо от знака реакции), не диагностируя это новое состояние, т.е. основной задачей здесь является дифференциация изменения от сдвига.
На другом уровне диагностируется переход в иное состояние отрицательного знака при различных заданных уровнях. И, наконец, возможна задача точных определений состояния. Следует подчеркнуть еще раз, что практически важным является не столько возможность зафиксировать то или иное состояние, сколько прогнозировать его появление.
Несомненно, наиболее сложной является проблема поиска критериев, которая до сих пор не решена положительно. Даже в таком вопросе, как диагностика состояний утомления, несмотря на большую предысторию, имеется много различных предложений, методик, по которым разные авторы имеют резко противоположные мнения. Основой диагностики состояния, как это и сделано в определении, является интегральная оценка ряда функций.
Какие же правила существуют для выбора изучаемых функций? Следуя разработанной нами схеме, все функции организма условно делятся на две группы – базовые и специфические функции.
Под базовыми понимаются такие функции, которые, даже не участвуя непосредственно в рабочем процессе, обеспечивают уровень изменения специфических рабочих реакций и характеризуют общую направленность регуляторных процессов в организме. В первую очередь это ряд вегетативных функций, некоторые биохимические и даже морфологические показатели, а также ряд электрофизиологических явлений. При некоторых состояниях, например физическом утомлении, сочетание изменений этих функций само по себе может служить достаточным для диагностики, но, как правило, корреляция уровня деятельности с состоянием указанных функций весьма мала. Их состояние более прогностично для определения наличных резервов организма и позволяет предсказывать скорость последующего изменения рабочей деятельности.
Промежуточное место между этими и следующими функциями занимает ряд показателей ЭЭГ, постоянный потенциал и такие общие психологические характеристики, как внимание, бодрствование и др. В одних видах деятельности они имеют специфическое значение, а в других относятся к базовым функциям.
Специфические функции включают все те физиологические и психологические функции и качества, которые непосредственно связаны с данным видом деятельности. Перечень этих функций достаточно четко определяется из анализа алгоритма работы оператора и информационной модели, с которой он работает.
Однако определение такого перечня еще не решает проблему выбора. Дело в том, что функции характеризуются различной устойчивостью, причем динамика одних функций может быть компенсирована динамикой других. Основываясь на очень устойчивой функции (например, острота зрения), мы рискуем пропустить состояние; опираясь на лабильные, зашумленные функции, можно обнаружить изменение состояния при наличии лишь сдвига (например, КЧСМ).
Поэтому выбор функции из полученного при анализе деятельности перечня определяется не степенью важности, а степенью устойчивости функции. Подытоживая сказанное, можно выделить как самостоятельную проблему определение информативности показателя.
Проблема регистрации функции не является простой даже при современном развитии техники. Она должна удовлетворять по крайней мере трем условиям: на заданном уровне точности определять изменения регистрируемого показателя (сюда относятся вопросы помехоустойчивости, временной задержки, амплитудных и фазовых искажений и т.п.), не отвлекать субъекта от выполнения непосредственной работы и не вызывать непроизвольного изменения функционального состояния.
Наконец, остается одна из ключевых проблем: каким образом извлечь максимум необходимой информации из тех показателей функционального состояния, которые получаются при изучении состояний, т.е. проблема математического аппарата и общих правил поиска и определения признаков, приемов и методов самой диагностики.
Психологическое обеспечение рудовой деятельности. Ленинград. Издательство Ленинградского университета. 1987
В.К. Сафонов, Ю.И. Филимоненко, Г.Б. Суворов
Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений[LVK3]
Современный спорт (с его удивляющими всех рекордами) как в организационном плане, так и по сложности подготовки спортсменов безусловно является высокопрофессиональной деятельностью и со стороны тренерского состава, и со стороны самих спортсменов. Успешность выступления в соревнованиях – венец и конечная цель огромной предварительной тренировочной работы – в наше время все реже достигается взаимодействием только тренера и спортсмена. Она требует всестороннего обеспечения подготовки спортсмена, в том числе психологического обеспечения.
…Центральным вопросом психологического обеспечения спортсмена в тренировочный период является диагностика (оценка) его психического состояния как феномена, обладающего сложной многоуровневой организацией. В связи с этим для диагностики психического состояния спортсмена используются принципы комплексности и многомерности.
Методически эти принципы реализуются в использовании различных видов оценок состояния: двигательных (психомоторных) тестов, биопотенциометрии, субъективной оценки спортсменом своего состояния, анкетных методик, цветовой диагностики и т.д. Как показывает наш опыт, большое значение для эффективности диагностики имеет обоснованный подбор методик исследования, который должен опираться на предварительный анализ особенностей изучаемого вида спорта. Данный анализ завершается выделением достаточно полного перечня спортивных качеств, необходимых для достижения высокой результативности. В их число входят блоки таких качеств, как физические, технические, тактические, психологические (сенсорно-перцептивные, познавательные, эмоционально-волевые). Наряду с психомоторными тестами могут с успехом применяться анкеты самооценки спортсменом своего состояния на различных этапах тренировочного дня, также адаптированные к виду спорта. При составлении заключения по обследованию спортсмена целесообразно учитывать не только конкретные значения всех изучавшихся показателей, соотнесенных со статистическими нормативами, но и оценки таких интегральных параметров состояния, как стабильность, активированность и уровень регуляции.
Возможность прогноза успешности выступления в соревновании по показателям психического состояния мы рассмотрим на примере обследования легкоатлетов группы «спринт – барьеры». В эксперименте участвовало 40 спринтеров высокого класса, каждый из которых наблюдался от 2 до 10 раз. Время наблюдения – тренировочный период. Критерием оптимальности-неоптимальности психического состояния служила успешность выступлений в последующем соревновательном сезоне. Она вычислялась как соотношение лучшего результата, показанного в соревнованиях, к личному рекорду спортсмена.
Корреляционный анализ показал, что с соревновательной успешностью наиболее тесно связаны следующие усредненные самооценки: 1) общее состояние на тренировке; 2) уровень усталости за весь тренировочный день; 3) субъективная легкость заключительной части тренировки; 4) общее состояние после тренировки; 5) выраженность усталости после тренировки; 6) стабильность работоспособности на тренировке.
В соответствии со смыслом каждого показателя знак коэффициентов корреляции для показателей 1, 3, 4 и 6 – положительный, для 2 и 5 – отрицательный.
Большая величина и высокая статистическая значимость выявленных связей позволяют утверждать, что субъективные оценки квалифицированными спортсменами своего психического состояния как метод психодиагностики достаточно точно и правильно отражают качество усвоения тренировочных нагрузок. Кроме того, перечисленные шесть показателей самооценки могут рассматриваться как индикаторы важных аспектов оптимального состояния тренированности спринтера, его «спортивной формы». Характерно, что наиболее информативными в отношении соревновательной успешности оказались усредненные (по каждому спортсмену отдельно) самооценки состояния. Этот факт подчеркивает необходимость дифференцировать в диагностической работе компоненты состояния по их устойчивости во времени. Признавая правильным опыт спортивной педагогики в различении состояний спортивной готовности, мы полаем более правильным говорить не о самостоятельных оперативном, текущем и перманентном (устойчивом) состояниях, а о соответствующих компонентах целостного психического состояния. Объективации устойчивого компонента мы уделяем особое внимание, поскольку для индивидуализации тренировочного процесса его знание является более существенным, чем традиционно оцениваемые психологами спорта операциональный или текущий компоненты перед конкретными выступлениями.
Наличие корреляционных связей между соревновательной успешностью и некоторыми показателями оценки спортсменом своего состояния позволяют расценивать последние как индикаторы успешности тренировочной работы.
По своему психофизиологическому содержанию психомоторные показатели оказывается возможным разделить на две основные группы. Первую составляют показатели, отражающие стабильность и точность координации на разных уровнях психомоторной регуляции. Ко второй группе относятся показатели, фиксирующие уровень активации нервной системы. По величине коэффициентов корреляции и количеству связей с показателями успешности деятельности спринтера наиболее информативными из первой группы можно считать: среднюю стабильность по всем психомоторным тестам, стабильность простой сенсомоторной реакции, точность попаданий в сложном теппинг-тесте, стабильность дозированного усилия и отмеривания заданного интервала времени, точность реагирования на движущийся объект.
Соответственно в группе активационных показателей наиболее информативными являются: перемеривание (т.е. субъективное завышение) заданного усилия и заданного темпа, биоэлектрический потенциал, регистрируемый на ладони руки, отношение удобного усилия к максимальному, перемеривание заданного отрезка времени, средний уровень активации по всем активационным показателям, отношение удобного темпа к максимальному.
Обнаруженные корреляционные связи психомоторных показателей с соревновательной и тренировочной успешностью показывают, что в них также может фиксироваться степень оптимальности устойчивого компонента психического состояния спринтера. Кроме того, в соответствии со спецификой данного вида спорта целесообразно при психодиагностике состояния особое внимание уделять показателям, отражающим либо стабильность и точность двигательной координации, либо уровень активации нервной системы спортсмена.
При обследовании группы «спринт – барьеры» в целях диагностики использовалась 8-цветовая методика М. Люшера. Ранее на выборках бегунов на средние и длинные дистанции было установлено, что отношение спортсмена к цветовым стимулам зависит от особенностей устойчивого компонента его психического состояния и может использоваться поэтому для прогнозирования успешности выступления спортсмена в соревнованиях. Так, в частности, было показано, что при тестировании в привычных для спортсмена тренировочных условиях цветовые предпочтения оказываются весьма устойчивыми, образуя при многократном обследовании индивидуально специфичный профиль цветовых предпочтений. Этот профиль объективирует, как можно предполагать, качество и содержание устойчивого компонента психического состояния и дает тесные корреляционные связи с соревновательной успешностью. Показано далее, что перед напряженными, стрессовыми ситуациями (соревнование) цветовые предпочтения спортсменов значительно и неслучайным образом перестраиваются, в чем проявляется радикальное изменение структуры и уровня психического состояния при переживании стресса. При этом характер изменения отношения к зеленому и синему цветам может прогнозировать успешность выступления спортсмена в последующих соревнованиях, т.е. можно говорить об оптимальном и неоптимальном стрессовых состояниях.
В группе спортсменов «спринт – барьеры» показатели цветовой методики обнаружили достаточно тесные и разнообразные связи с самооценками психического состояния и данными психомоторных тестов. Как и в прежних исследованиях, зафиксированы прямые и опосредованные связи показателей цветовой методики с соревновательной успешностью. Так, большая успешность сочетается с большими величинами вегетативного коэффициента и склонностью к отверганию красного цвета. Опосредованно, через психомоторные показатели, с соревновательной успешностью прокоррелировали отношение к синему цвету и показатель неустойчивости цветовых предпочтений.
Изложенные данные дают основание утверждать, что психология спорта имеет в своем арсенале достаточно надежные и адекватные методики для оценки компонентов психического состояния высококвалифицированных спортсменов. Эта оценка делает возможным прогноз соревновательной успешности, выделение конкретных индикаторов оптимального состояния спортсмена еще в тренировочный период, обоснованную коррекцию тренировочных нагрузок в целях формирования высокой «спортивной формы».
Для дальнейшего совершенствования психологического обеспечения подготовки спортсмена целесообразным является экспериментальное выявление зависимости различных показателей психического состояния от вида, интенсивности и объема выполняемой спортсменом тренировочной работы, от типологических и личностных особенностей спортсмена, а также от содержания и уровня развития его мотивационной сферы.
Прохоров А.О.
Методы изучения психических состояний[LVK4]
Как правило, методы и пути изучения психических состояний зависят от концепции автора, представлений о структуре состояний, причинах и др. В то же время, рассматривая разные представления, можно встретить много общего. Так, Н.Д. Левитов в качестве путей и методов изучения психических состояний предлагает в начале исследования установить, в каком психическом состоянии человек находится и имеется ли у него предполагаемое психическое состояние. Об этом, по мнению автора, может дать информацию наблюдение за внешним поведением и деятельностью субъекта, дополняемое кино- и фотосъемкой, а также экспрессия: мимика, пантомимика и пр. Очень важен для изучения психических состояний, по мнению автора, словесный отчет испытуемого, а также изучение продуктов деятельности. Он также предполагает естественный и лабораторный эксперименты. Одним из методов изучения и понимания психических состояний автор считает художественную литературу, более того, он убежден, что главным источником познания психических состояний, в связи со слабой разработанностью экспериментальных методов, являются литературно-художественные произведения.
Ю.Е. Сосновикова выделяет три большие группы методов изучения психических состояний: теоретического исследования философских вопросов проблемы; получения медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров; собственно психологические методы: наблюдение. Беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты и др.
Нет необходимости раскрывать содержание каждой группы методов, они общеизвестны. В то же время необходимо заметить, что использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, т.е. одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состояний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психических состояний.
Интересно мнение в вопросе диагностики психических состояний, изложенное Е.П. Ильиным. Он считает, что выбор методик и показателей для диагностики психических состояний должен быть целенаправленным и определяться, исходя из структуры функциональной системы, формирующей согласно критерию полезного результата. Автор предполагает, что при разных состояниях формируются разные системы из различных подсистем, чем и обусловливается в значительное мере специфика реагирования (состояние). Следовательно, прежде чем приступить к диагностике состояния, нужно знать их структурную модель. Такой подход устраняет необходимость использования при диагностики как можно большего числа показателей и методик. Поэтому можно обойтись 4-5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику.
В этом контексте А.Б. Леонова считает, что традиционные методики психодиагностики малопригодны при изучении функциональных состояний (состояний работающего человека), т.к. в них отсутствует начальная ориентация на анализ постоянных изменений предмета испытаний (функциональных состояний), возникающих в течение определенного периода времени. Различные методики субъективной оценки функциональных состояний должны иметь профессиональную специализацию, т.е. соответствовать и отражать специфические особенности профессии и структуру этой трудовой деятельности, а также достаточное количество адекватных и корректно сформулированных субъективных приемов.
Сложным вопросом в диагностики психических состояний является вопрос о соотношении объективных и субъективных методов. В некоторых работах субъективные характеристики рассматриваются как какой-то второсортный материал, менее пригодный для научного анализа по сравнению с так называемыми «объективными методами», т.е. регистрируемыми инструментами и приборами показателями. С такой позицией нельзя согласиться полностью. Например, В.П. Зинченко подчеркивает, что тщательно собранный «субъективный материал» о том или ином психическом явлении представляет собой вполне полноценные данные, ни в коей мере не менее пригодные для углубленного анализа исследуемых явлений, чем объективные данные.
Как пишут В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко, «психология исходит из единства внешнего и внутреннего, т.е. из единства субъективного и объективного в любом психическом явлении. Определяющим в этом единстве признается объективное, т.е. характеристики, полученные объективными методами исследования. Однако это не означает, что субъективные данные о чувствах и переживаниях субъекта не имеют научной ценности. Считать так, по справедливому мнению С.Л. Рубинштейна, значит отрицать осознанность переживаний, а следовательно, отрицать и сознание. Субъективные и объективные характеристики психических состояний человека являются характеристиками одного и того же объекта, достаточно полное изучение которого, исходя из единства внутреннего и внешнего, невозможно без привлечения тех и других» (с. 10).
Можно сослаться также на мнение А.Б. Леоновой, которая считает, что интроспективные данные содержат богатейший материал о разнообразных проявлениях состояний человека, т.к. в них заложена потенциальная возможность получения целостной характеристики изучаемого состояния.
Нисколько не сомневаясь и не отрицая значимость объективных методов исследования психических состояний личности субъективные методики занимают первостепенное значение. Это обусловлено тем, что они обращены к сознанию и самосознанию субъекта, его внутреннему миру и рефлексии. В этой связи, по мнению С.Г. Геллерштена, субъективные проявления есть ни что иное, как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самого человека. Необходимо найти только адекватные способы анализа этой сферы жизнедеятельности.
Наконец, благодаря субъективной оценке, мы можем дать собственно качественную оценку состоянию, отделив его от другого состояния, субъективная оценка более чувствительна к изменению психического состояния. Значимость самосознания и саморефлексии для диагностики состояния подтверждается обращенностью исследователей к «переживанию» как единице психических состояний.
Таким образом, «субъективный фактор» в диагностике психических состояний личности дает возможность качественной интерпретации психического состояния, позволяет отделить одно состояние от другого, оценить его интенсивность. Как показывают наши исследования, без подобной интерпретации изучение психических состояний малоинформативно. Конкретные субъективные методики диагностики психических состояний личности должны включать в себя четкие вербальные описания симптомов и проявлений психического состояния со стороны различных психологических проявлений, в том числе и поведенческих, с учетом деятельности субъекта.
В то же время отношение к использованию и применению субъективных показателей как психологическому инструментарию в изучении психических состояний не должно являться каким-то застывшим, косным в системе психологических методов, а целиком определяться предметом, объектом, целями и задачами исследования. Другими словами, равновесие между объективными и субъективными методами подвижно и зависит от теоретических представлений автора, последнее находит свое отражение в использовании того или иного инструментария. Так, например, мера применения субъективных методов в исследовании функциональных состояний будет отличаться от использования функциональных состояний будет отличаться от использований этих методик в исследовании психических состояний личности, где «вес» субъективных факторов неизмеримо выше.