Род и пол: юнг в контексте
Подход Юнга к роду и полу неизбежно находится под влиянием и своего личного положения, и окружения, в котором он жил, и кроме того, всей теоретической рамки, его концептуальных привязанностей. Рассмотрим вначале концептуальную рамку, а затем обратимся к культурному окружению.
Мы видели, что Юнг рассматривал психологическое строение человека через дополняющие друг друга противоположности и что для него противоположности стремятся к поляризации и к образованию спектра. Он рассматривал мужское и женское начала как психологически дополняющие друг друга. Он распространил принцип противоположностей даже дальше, так что род был помещен на карту психической структуры. В частности, это распространение применения принципа противоположностей предполагало рассмотрение анимы и анимуса как занимающих противоположное место по отношению к эго в отличие от своего места по отношению к персоне. Анимус и анима колеблются между эго и внешним миром (CW 6, para. 804). Более того, бессознательный потенциал рода рассматривается Юнгом как противоположность роду, ограниченному полом, и отличный от того, что определяется культурой. В результате этого слишком дробится отношение между тем, что является внутренним (бессознательным) и тем, что является внешним (сознательным). Упомянув культурную предрасположенность Юнга, я включаю сюда сознательное и бессознательное влияние на его теорию со стороны его личного отношения к мужчинам и женщинам, полу и роду. Он сам спрашивает:
"Что может сказать мужчина о женщине, своей противоположности? Я имею в виду, конечно, нечто разумное, за пределами половой запрограммированности, свободное от неприятия, иллюзии и теории. Где мужчина способен на превосходство? Женщина всегда стоит там, где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать" (CW 10, para. 236).
Но видимо, Юнг не очень осознавал, насколько он также отражал свое культурное сознание, включая общие предрассудки своего времени, — его взгляды часто не отличались от взглядов других швейцарских бюргеров. Его, казалось, удивляло и озадачивало то, что женщины думают, а не чувствуют, работают, а не сидят с детьми — и даже, по крайней мере ходит такой слух, носят брюки, а не юбки. И в браке Юнг, похоже, применял традиционный двойной стандарт по отношению к сексуальной дозволенности. Для того, чтобы понять точку зрения Юнга, важно принять во внимание этот контекст.
Иногда культурное окружение Юнга влияет на его концептуальные формулировки. Например, в общем описании различных психологических типов Юнг заявляет, что интровертные чувства в основном свойственны женщинам. Он утверждает, что ключевая фраза здесь — "в тихом омуте черти водятся" {CW 6, paras 640-1). Перед нами стереотип, даже карикатура на женщину, у которой действительно много хороших качеств, но которая не решается раскрыть их.
Даже у более поздних авторов — а о женской психологии писали многие женщины-аналитики, включая жену Юнга (Е. Jung, 1957) — мы видим значительный консерватизм. Например, Хардинг, рассматривая вопрос о женщинах и работе, говорит, что женщина может работать, только обладая в большей степени мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать "жизни жены и матери, которая соответствует ее женским и биологическим потребностям" (1933, с. 70-1, но вновь опубликовано при жизни автора в 1970). Единственное исключение, которое делает Хардинг, - это когда женщина работает для того, чтобы платить за учебу мужа! Будем справедливы к Хардинг — она пишет о напряжении, которое многие современные женщины испытывают, разрываясь между домом и работой, — но ее приверженность своему пониманию Юнгианских принципов звучит неприятно для современного человека.
Еще один пример культурной среды Юнга можно найти в его утверждении, что мужчины и женщины рассматривают взаимоотношения, и в особенности брак, совершенно по-разному. Согласно Юнгу, "мужчина думает, что он владеет женщиной, если он обладает ею в половом отношении , но для женщины соответствия выражаются совершенно по-иному. Для нее "брак — это отношения, которым сопутствует секс" (CW 10, para. 255). Нет необходимости далее развивать мысль о том, что обобщения, подобные этому, отражают особый личный и исторический контекст, и, будучи, возможно, верными по отношению к некоторым людям, не должны восприниматься как абсолютные утверждения.
Не одного меня поразили несоответствия между такой позицией Юнга (и его близких последователей) с одной стороны, и, с другой стороны, жизнью в Цюрихе между двумя войнами. По крайней мере, в субкультуре аналитической психологии в городе работало несколько процветающих женщин-аналитиков. Эти женщины, часто не имевшие детей или мужей, по-видимому, не испытывали никакого беспокойства или конфликтов между своей ориентацией на карьеру и тем, что относилось к их женскому началу.
Возможно, за исключением тех моментов, когда проблемы брака рассматриваются через взаимодействие между мужчиной и женщиной, заявления Юнга не следует рассматривать буквально или в применении к поведению, но скорее как относящиеся к одной из нескольких межпсихических психологических перспектив. Это различие, которое сам Юнг, однако, не смог рассмотреть, и перед нами теоретическая путаница между внешним миром мужчин и женщин и внутренним миром психологических образов. Несмотря на то, что между ними есть связь, Юнг повторял, что смещение точек зрения не намеренно и поэтому мешает.
С моей точки зрения, сейчас необходимо ограничение использования теории противоположностей и прояснение родовой терминологии. Последнюю следует использовать только тогда, когда это абсолютно необходимо и требуется с точки зрения обсуждаемого вопроса. Например, если рассматриваются различные отношения активного и пассивного поведения в половом акте или если в связи с ними возникают фантазии, тогда релевантна терминология, связанная и с полом, и с родом. Но очень часто активное и пассивное поведение совершенно не связаны с полом или родом. Активное и пассивное определяют спектр психологических возможностей вокруг активности и пассивности — ничего более.
Эти аргументы не отметают необходимости различать мужчин от женщин, а для младенца — отличать отца от матери. Считаться с фактом разделения на два пола важно, не только для проверки внешней реальности, но также в качестве первой попытки примирения внутренних психологических различий и конфликтов.
В заключение: вопросы, относящиеся к анимусу/аниме, Логосу/Эросу можно определить следующим образом:
(1) может ли быть абсолютное определение мужественного и женственного начала, или эти родовые термины можно применять так же широко, как в Юнгианской перспективе;
(2) даже если бы и существовало нечто абсолютно мужественное или абсолютно женственное, совершенно не обязательно, что у мужчин было бы больше первого, а у женщин — второго;
(3) не все из того, что кажется мужественным, имеется в сознательном мужчины; не все из того, что кажется женственным, доступно сознательному женщины. Следует говорить в терминах многосторонних потенциалов, которые пока недоступны.
ПОИСК ЖЕНСТВЕННОСТИ
В предыдущих абзацах я говорил об отношении рода к психике. Идея Юнга, что род имеет архетипический компонент (Эрос и Логос) была тщательно изучена несколькими авторами — постьюнгианцами, в большинстве своем женщинами. С точки зрения исторической перспективы, здесь выделяются три большие группы.
Первая группа продолжает исследовать мысль Юнга о том, что Эрос предполагает "психическое соответствие". Помимо Эммы Юнг и Хардинг, о которых уже говорилось, в эту группу можно включить Вольфф и Клэрмон де Кастиллехо (1973). Вольфф написала короткую работу под названием "Структурные формы женской психики" (1951), которая была в моде среди Классических аналитических психологов. В этой работе она определила четыре формы и назвала их: мать, гетера (или подруга), амазонка и средняя женщина. Все они выражают отношение к мужчинам, или по крайней мере, к другим — матери к ребенку или мужу, гетеры — к партнеру, амазонки — к миру работы и к объективным, внешним целям. Амазонка психологически Не связана или не зависима от мужчины, хотя она может на него походить, по крайней мере, в том виде, в каком это выражено в культуре времени Вольфф. Средняя женщина действует в качестве мостика между личными и коллективными силами, модулируя динамику между сознанием и бессознательным. Она чувствует, что происходит в каждый момент, и передает это. В этом отношении она является персонификацией анимы (мужчины).
Работа Вольфф главным образом представляет собой анализ межличностных отношений, связи с внешним миром и другими людьми — с мужем, детьми, объективными целями. Это справедливо даже для средних женщин, модуляции динамики между сознанием и бессознательным у которых идут на пользу и служат для защиты первого.
Далее, как указывала Маттун (1981, с. 90), Вольфф в действительности пишет о женской психике (т.е. о психике женщины), поскольку мужчины просто не рассматриваются. Несмотря на то, что Витмонт пытался провести параллельную классификацию для мужчин (1969), остается путаница между полом и родом.
Вольфф говорит, что ее категории не взаимоисключающи, но что типологически можно говорить о высшей или о вспомогательной форме (и, видимо, о низшей форме, наиболее беспокойной, поскольку наиболее бессознательной). Таким образом, ее модель не содержит возможности движения и изменения.
Вторая группа постъюнгианцев, которые писали о женской психологии, отошла от позиции, согласно которой женщина рассматривается как некто, кто "соотносится", они рассматривают ее так, как она есть, т.е. собственно женщину (Woodman, 1980, Perera, 1981, Ulanov, 1981). Эти авторы исследуют, что значит и что исторически значило быть женщиной. Они считают, что этим пренебрегала "патриархальная" психология.
Здесь я должен задаться вопросом, не ошибочен ли главный тезис этой работы, не слишком ли большой делается упор на врожденно женское, и не идеализируется ли вследствие этого "женское". Например, несмотря на то, что такая концепция как "модель- первичной женской энергии", без сомнения является внутренней гипотезой (и следовательно, относится и к мужчинам, и к женщинам), Перера полагает, что нам следует ее рассматривать "подразумевая современную женщину' (1981, с. 94, выделено мною). Тем не менее, нет сомнения, что то, что можно назвать "женским", и подавлялось, и недооценивалось в западной культуре, и сейчас происходит нечто, что должно восстановить равновесие (см. ниже, с. 361—362).
Иногда эти современные Юнгианские авторы-женщины, которые пишут о фемининном, очень стараются отмежеваться от политического феминизма. Например, Вудман утверждает, что:
"Мощное Феминистическое Движение на Западе требует признания, но слишком часто их подход — это всего лишь карикатура на мужественность. Многие тысячи женщин вооружаются против патриархального давления; многие тысячи радуются за женщин, которые получают все новые права, вырванные у государства. Многие другие чувствуют себя потерянными. Им претит агрессивность воинствующих лидеров феминизма, но они осознают, что внутри них самих какая-то пустота. Они стараются быть хорошими женами, и хорошими матерями, и хорошими деловыми женщинами. Но чего-то не хватает. Они не знают, как сохранять верность собственной женственности (1980, с. 103).
Если мы назовем третью группу психологов "феминистками", это будет чрезмерным упрощением. Тем не менее, эти постьюнгианцы выражают взгляды, совместимые с современным феминизмом. Мы видели, что Юнг действительно ' допускал существование Эроса и Логоса как в мужчинах, так и в женщинах, но в некоторых из его утверждений эта мысль теряется. Эта грань его теории развивалась этими авторами. Основополагающая психологическая бисексуальность предлагается не просто как отправная точка, но и как цель. Например, в своей книге "Андрогинность" (1977) Сингер пишет о "сознательном признании" мужского и женского потенциала в каждом человеке. Она утверждает, что это признание завоевывается в борьбе за гармонию мужского и женского элементов. Она предпочитает слово "андрогинность" слову "бисексуальность", поскольку оно предполагает врожденное, первичное единство и оставляет открытым вопрос о дальнейшем разделении, в то время как "бисексуальность" как само слово предполагает слияние двух элементов. Сингер рассматривает андрогина как носителя нового отношения к роду и полу.
Хотя можно подумать, что Сингер пренебрегла вопросом о родовых различиях, она подчеркивала, что полярности все же достойны внимания; их нельзя отринуть. Но такие различия следует рассматривать как нечто, происходящее из одного источника, нейтрального по отношению к роду. И, несмотря на то, что Гольденберг не согласна с понятием андрогина у Сингер, она также призывает всех придти к заключению, что по сути дела мы рассматриваем психическую силу, которая сама по себе нейтральна и одинакова для мужчин и женщин:
"Менее важно, на мой взгляд, как назвать основной человеческий драйв — "мужским" или "женским"; главное состоит в том, что один и тот же первичный импульс существует в либидо человека в одинаковой степени для мужчин и женщин. В последующей работе эта модель может быть разработана более основательно, чем ограниченное разделение психики на анимус/аниму" (1976, с. 447).
В подобном же, хотя и в несколько менее экстремистском ключе некоторые авторы (напр., Mattoon, 1981; Moore, 1983) говорили, что анимус и аниму не следует рассматривать как два отдельных архетипа, поэтому можно говорить об анимусе-аниме; и следовательно, можно более свободно вербализировать возможность переживания или интеграции более широкого набора вариантов.
МУЖЕСТВЕННО ЛИ СОЗНАНИЕ?
При рассмотрении эго-сознания в главе 3 мы отмечали связь, которую Нойманн проводит между сознанием и мужественностью (1954). Хотя Юнг никогда не описывает сознание как мужественное per se, он все же проводит резкое и несколько натянутое разделение между мужественным и женственным сознанием. Женственному сознанию Юнг отдает царство "бесконечных нюансов личных отношений, которые обычно полностью ускользают от мужчины". Но мужчине он отдает "mnpoKFje просторы коммерции, политики, технологии и науки, все царство прикладного мужского ума" (CW 7, para. 330).
Можно понять, почему сознание традиционно выражалось мужественными терминами. Это связано с ранним отделением от матери. Обоим полам приходится самоутверждаться и исследовать, учиться говорить "нет" и т.д. Мать — это женщина, и, возможно, она воплощает все женское вследствие культурного равенства женщина=женственное. Отсюда следует, что отделение от нее, и следовательно, развитие эго, ребенку приходится воспринимать как то, что противоположно ей. Это значит — как мужское и, в силу действия того же культурного уравнения — в конечном итоге мужественного.
С другой стороны, преобладание образов с мужественным началом, которые, как считается, воплощают сознание (герой, бог-солнце и т.д.) может означать всего лишь равенство между тем, что ценит наша культура (сознание), и высшей группой в ней (мужчины); образная система символизирует статус кво.
НАУЧНЫЙ СПОР
Я с некоторыми колебаниями обращаюсь к рассмотрению имеющихся научных данных по вопросу о том, существуют ли врожденные родовые различия, как существуют врожденные половые различия. Мои сомнения объясняются тем, что приходится одновременно браться за огромную работу по оценке "науки": объективные ли это исследования или на них влияют преобладающие социальные отношения и ценности. Не будучи ученым, все что я могу предложить своим читателям — это свое понимание направлений в этом споре. Я основываюсь в основном на двух книгах. Первая написана психиатром юнгианской ориентации, Энтони Стивенсом, и книга называется "Архетип: естественная история самости" (1982). Другая книга называется "Биологическая политика", ее написала Дженет Сейерс, академический психолог (1982). Чтобы дать понятие о различиях во взглядах, скажем, что Стивене явно считает, что:
"доминирующая роль мужчин — это проявление "психологической реальности" нашего вида. Кроме того, есть генетические и нейрофизиологические данные относительно биологии сексуальной дифференциации... Видимо, патриархат — это естественное состояние человечества... Общество через своих представителей родителей, может модифицировать, подавлять или преувеличивать модели сексуального поведения и сознания, но то, что эти воздействия модифицируют, 'подавляют или преувеличивают, — это родовая предрасположенность, которая уже существует" (1982, с. 188-92).
С другой стороны, Сейер определила способы, с помощью которых те, кто противится изменению социальной роли женщин, "приспособили" биологию для своих целей. Помимо подчас сокрушительных атак на экспериментально полученные данные, Сейерс утверждает, что:
"Когда рассматривают эти, как считается, чисто биологические описания половых ролей, обнаруживается, что их корни кроются в социальных, а не биологических моментах. Это справедливо не только по отношению к современным биологическим исследованиям полового разделения общества, но и к аналогичным биологическим объяснениям этого разделения, которые выдвигались в XIX веке. Сходство между более ранними и более поздними вариантами тезиса о том, что "биология — это предназначение женщины", поразительно" (1982, с. 3).
Стивене ссылается на работу Хутт, которая наблюдала поведенческие различия, относящиеся к полу в очень раннем детстве, и на социобиологию Вилсона и Гольдберга, которые пытаются показать, как наша культурная и социальная организация генетически определена в своей иерархии. Типичный эксперимент Хутт (который приводится в Stivens, с. 181) заключается в том, чтобы дать игрушку мальчикам и девочкам. Она наблюдала, что мальчики используют ее более оригинально и с выдумкой. Учителя также сообщали, что такая изобретательность связана с непоседливостью в классе. Стивене соглашается с выводом Хутт о том, что "творческий подход, самоутверждение и дивергентное мышление — это черты, связанные с мужественностью" (там же).
Эти и другие наблюдения относительно половых различий приводят Стивенса к выводу о том, что существует биологически определенная дополнительность половых различий и половых ролей. (£)н имеет в виду скорее "род", чем "пол", поскольку его идея заключается в том, чтобы привлечь биологию для подтверждения идеи Юнга о врожденных родовых качествах. Так, например, преобладание мужчин, облеченных политической властью, рассматривается как "прямое выражение биологической природы мужчин... Напротив, женщины демонстрируют явный недостаток энтузиазма там, где речь идет об общественных делах" (Stivens, 1982, с. 187).
Это явно пример неправильного вывода из данных (и такой, на который Сейерс безусловно не преминет указать). Стивене далее добавляет, что уже в течение многих лет женщины могут заниматься политикой, а также работать в профессиональных и деловых организациях, но они редко достигают вершин власти" (там же). Стивене явно приходит к выводу, что это происходит в силу недостатка интереса или каких-то врожденных недостатков.
Говоря далее о биологическом подходе, мы видим, что ключевая область обсуждения связана с открытиями, последовавшими за экспериментами, когда большие дозы мужских гормонов вводились эмбрионам женского пола in utero. При этом, как говорят, появляется некоторая степень "мужественности". Это предполагает повышенную агрессивность и другие факторы (о которых мы будем говорить). Аргумент здесь очевиден: такое поведение связано с половым гормоном, и следовательно, генетически определено. Однако позиция Сейер заключается в том, что такие данные доказывают очень немногое. Например, даже социобиолог Вилсон полагает, что эти изменения в поведении могут иметь место из-за кортизона, который девочки получали после рождения, а не из-за того, что происходило in uie.ro. Более того, данные основываются на сообщениях матерей девочек, которые знали о том, что делали врачи с дочерьми, возможно, реагировали на наличие мужских гениталий при рождении. Однако "андрогинизированные" девочки, как говорил Гольдберг, демонстрировали:
"больший интерес к карьере и меньший интерес к браку, отдавали предпочтение "мужским" игрушкам, например, пистолетам и не проявляли интерес к "женским" игрушкам, например, куклам" (цит. по Sayers, 1982, с. 75).
Сейерс отвергает такой вывод. Она пишет:
"Интерес к карьере в детстве, однако, не обязательно приводит к достижению высокого места в обществе во взрослом состоянии. Но ГольДбергу приходится признать, что если он использует данные по андрогинизированным в состоянии эмбриона девочкам, он делает это для поддержки своего тезиса о том, что патриархат определяется "мужской гормонолиза-цией" (там же, с. 75-6). Другой пример того, как можно оспорить выводы социобиологов, виден в том, как Сейерс трактует данные Вилсон относительно различных навыков у разных полов. Вилсон приводит исследования, которые показали, что мальчики всегда более способны, чем девочки, к математике, но девочки обладают более развитой вербальной способностью. И мальчики, с точки зрения Вилсон, более агрессивны в социальной игре. На основании этого Вилсон заключил, что "даже при идентичном образовании и одинаковой доступности всех профессий мужчины с большей вероятностью продолжают играть непропорциональную роль в политической жизни, бизнесе и науке" (цит. по Sayers, 1982, с. 77).
Сейерс остро замечает, что трудно понять, как меньшая вербальная способность мужчин приводит к тому, что они лучше "подходят" для политической жизни и к тому, что они доминируют в ней. Безусловно, должно быть все наоборот, если биология действительно определяет социальную роль. Кроме того, добавляет Сейерс, трудно понять, как математические навыки связаны с политическим доминированием.
И еще более серьезная критика социобиологии касается термина "мужественный" в связи с агрессией. OcHOMtfM идея состоит в том, что, поскольку агрессия возникает под действием мужского полового гормона тестостерона и поскольку агрессия ведет к доминирующей общественной роли мужчин, тестостерон ведет к социально доминантной роли. Большое количество мак-риала по агрессии взято из работы с обезьянами. Если действовать на них мужскими гормонами, игры самок становятся более грубыми и резкими", проявляются "агрессия" и "доминантность". Но есть ли непременно связь между этими данными и политической или профессиональной деятельностью? Это не означает, что современная политическая или профессиональная жизнь совершенно отлична от игры инъекцированных обезьян, просто связь здесь ситуативная, а не научная.
Если говорить с точки зрения приверженцев социобиологической позиции, агрессией женщин (свидетельством наличия которой является поведение львиц, которые охотятся, и матерей, которые защищают своих детей) следует пренебречь или свести ее к минимуму. Более того, в социобиологии есть концептуальное смешение терминов "агрессия" и "доминантность". Не все модели господства у людей (или приматов) зависят от агрессии. Сейерс:
"утверждение биологических детерминистов о том, что господство мужчин в основном является следствием мужской агрессии... не выдерживает критики. Данные говорят скорее о том, что как в сообществах обезьян, так и в человеческом обществе, преобладание мужчин — это приобретенное явление, реакция на материальные условия жизни; условия, которые варьируют исторически и культурно" (там же, с. 82).
Возможно, Сейерс имеет в виду явление альтруизма или самопожертвования, совести, контроля, ограничивающего власть лидера, или даже добровольную передачу власти лидеру во время кризиса. Лидер может приобрести статус, что не то же самое, что господство. Наконец, у людей есть потенциал коллективного принятия решений.
У читателя, вероятно, есть своя точка зрения по этому вопросу. Моя задача в этом кратком резюме заключается в том, чтобы показать, что вопрос еще не ясен. Мы должны признать, что некоторые из так называемых научных данных характеризуются неадекватностью методологии и предвзятостью исследователей.
ОБСУЖДЕНИЕ
То, о чем мы говорили в этой главе, не относится ни к врожденной мужественности, ни к врожденной женственности, ни к обоим вместе. Мы скорее говорили о феномене различия. Затем мы рассмотрели социальные и культурные структуры, воздвигнутые на основе этого различия. Каждый из нас проживает свою жизнь в связи с этим различием. Это может подвести нас к вопросам о роли рода (как женщина может лучше всего утвердиться в нашей культуре, например), но эти вопросы не поднимаются в связи с врожденной женственностью или мужественностью или в связи со спектром мужественность — женственность. Они скорее поднимаются в связи с различием (в данном примере, между утверждением и подчинением).
Проблема этого, казалось бы, более гибкого подходом состоит в том, что если требуется описать весь спектр мужествен-ностиженственности, необходимо понять, зачем вообще используются термины, связанные с полом или родом. Иначе мы придем к односторонним и неверным выводам ( например, "мужественное" утверждение доступно женщинам через их отношение к анимусу). Опять-таки, будем говорить просто о самоутверждении.
"Андрогинность" Сингер, "первичный импульс в либидо человека" Гольденберга, мое "отношение к различию" — все это подводит аналитическую психологию близко к современному психоанализу и тому, как в нем была развита туманная, но блестящая мысль Фрейда о том, что детская сексуальность полиморфно извращена. Фактически, несмотря на то, что Юнг спорил с термином "извращение" (нельзя о чем-то всеобщем сказать, что это извращение), его любимая фраза — "поливалентное зачаточное расположение" — выражает ту же идею.
Можно сравнить три термина, которые только что были нведены, с точки зрения психоанализа школы Лакана. Как писали Митчелл и Роуз (в предисловии к книге Лакана):
"Мы говорим о яростном отвержении любой теории различий между полами в терминах изначально заданных мужских или женских сущностей, которые завершают и удовлетворяют друг друга. Половые различия могут быть следствием только разделения; без этого разделения они перестанут существовать" (1982, с. 6).
Теперь настало время вернуть эти идеи в лоно аналитической психологии. Из общей теории противоположностей у Юнга мы можем выделить темы различий, непохожести, разделения. Возможно, в этом состоит принцип, на котором должны основываться споры о поле и роде: не "противоположности", но определение 'ререз различие. Я рассматриваю это как нечто, обладающее первостепенной важностью, то, что можно выделить из обобщений Юнга о роде. Если мы добавим к пониманию различий часть приведенной выше цитаты из Юнга ("мужественный и женственный элементы объединены в нашей человеческой природе"), мы получим рабочую основу, на которой сможем работать (CW 10, para. 243).
Для Лакана вопрос разделения и различия является первостепенным, и по его словам он вращается вокруг фаллоса как "абсолютного знака различия" (1958). Эта параллель с постьюнгианской психологией ярко выражена в цитате из работы Митчелла и Роуза о Лакане:
"Все говорящие существа должны расположиться по одну сторону этой границы, но каждый может перейти и оказаться на противоположной стороне, исходя из того, к чему он анатомически предрасположен. Это, можно сказать, ситуация либо/либо" (1982, с. 49).
Каждый человек остается "мужчиной" или "женщиной", но то, что это означает, становится относительным. Получается картина текучести внутри структуры инаковости.
Это перемещает понятие бисексуальности из положения недифференцированности (полиморфности или поливалентности) к ситуации, когда всем доступен набор позиций по отношению к половым и родовым различиям и разделениям (там же). Я бы добавил, что эти позиции могут остаться разделенными или объединенными — и все время спорный вопрос "мужественности" и "женственности" находится в подвешенном состоянии. Какая бы позиция ни занималась, она может вызвать другую позицию; они обе могут разойтись на разные концы спектра или просто остаться двумя позициями в нем. Либо одна позиция может исключить другую. Одна позиция может даже сочетаться с другой, давая в результате третью, новую позицию. Такая множественность позиций — это то, что имел в виду Хиллман, когда вводил понятие "политеистичной" психологии, происходящей от анимы и ведущей к ней (1971, 1981).