Основные теоретико-методологические основы к практике
Психологического консультирования.
1) Психоаналитическое направление (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг,
неофрейдизм: А. Фрейд, К. Хорни и др.). Транзактный анализ (Э. Берн,
Э. Фромм, В. Райх и др.).
2) Бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг
Социальной компетентности, самообучение, когнитивная терапия, ра-
Ционально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др. Как условия дей-
Ствуют на клиента.
3) Гуманистическое направление:
- клиентцентрированная терапия (К. Роджерс);
- гештальттерапия (Ф. Перлз);
- психодрама (Я. Морено).
1. Психоанализ. Психоаналитический подход включает все пси-
хоаналитические концепции: 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Э. Бер-
На, К. Хорни и других. Психоанализ, первоначально разработанный
Фрейдом, является теорией и методом исследования подсознатель-
Ной сферы психики, которая, как утверждают представители данного
Подхода, определяет душевную жизнь личности. Методы психоанали-
за способствуют раскрытию подсознательных защитных механизмов,
Формирующихся в раннем детском возрасте и проявляющихся в
дальнейшем в период взрослости [14].
В процессе интервью психодинамическая теория использует сле-
дующие приемы:
- Анализ символов повседневности, например, направленная ас-
Социация клиента на заданное слово.
- «Фрейдовская ошибка» — ошибки, описки, обмолвки клиента,
Которые раскрывают подсознательные чувства клиента, — метод сво-
Бодного ассоциирования.
- Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по по-
Воду содержания сна.
- Анализ сопротивления как проявления более широкого меха-
Низма вытеснения.
- Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к
Чувствам клиента по отношению к психологу. Обратный перенос
(контрперенос) — это содержание чувств психолога по отношению к
Клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать
Свои чувства к клиенту. Осознание своих чувств — важная работа для
Психолога.
2. Бихевиоризм — воздействие окружения на личность. Основ-
Ная цель бихевиорального подхода состоит в том, чтобы помочь кли-
Енту контролировать свои действия и внести конкретные перемены в
Его поведение. Это направление широко распространено в мировой
Психолого-педагогической практике. Бихевиоризм основывается на
Сочетании позитивизма (изучение объективных естественнонаучных
Законов) с прагматизмом (ориентация на строгое практическое при-
Ложение). Бихевиоризм поставил под сомнение правомочность сопос-
Тавления психики и сознания и сделал основной акцент на изучении
Объективной реальности, то есть различных форм поведения и адап-
Тации. Важнейшей концепцией данного подхода является теория
Научения. К ярким представителям этого направления относятся
Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Ф. Скиннер и другие. Многие
Исследования в области поведенческой психологии связаны с рабо-
Тами отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
В. М. Бехтерева [14].
Дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкрет-
Ные перемены в его поведении (Уотсон, Скиннер) — основано на оп-
Тимизме и научном прагматизме.
Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные
условия клиента с целью их изменения:
- установление отношений между психологом и клиентом (ак-
Тивность клиента);
- определение проблемы через операционализацию поведения
(данные о поведении и поступках клиента, как себя ведет, наблюдае-
Мые действия);
- понимание контекста проблемы через функциональный анализ:
То, что предшествовало поступку, сам поступок и результат; причин-
Но-следственные связи;
- установление социально важных целей для клиента, то есть
конкретный план действий на будущее.
В бихевиоральном подходе акцент делается на конкретных дей-
Ствиях и поступках клиента, а не на размышлениях.
Гуманистическая психология.