Методика анализа конфликтных ситуаций (МАКС) В.А. Смехова
На наш взгляд очень удачной методикой анализа и решения конфликтов между субъектами является методика МАКС В.А. Смехова.
Своеобразие методики МАКС В.А. Смехова заключается в том, что межличностный конфликт решает третья сторона, т.е. значимый третий, которому доверяют оба участника конфликта. Методика наиболее эффективна для выяснения конфликтных отношений детей от 6 до 13 лет. Возрастные рамки определены на основе широкой апробации этой методики.
Процедура МАКС В.А. Смехова заключается в том, что арбитр (третейский судья) задает участникам конфликта, поочередно нижеследующие вопросы.
1. Как ты себя вел?
2. Как ты хотел себя вести?
3. Как ты мог себя вести?
4. Как ты должен был себя вести?
5. Как ты выглядел в конфликте?
6. Как он себя вел?
7. Как он хотел себя вести?
8. Как он мог себя вести?
9. Как он должен был себя вести?
10.Каким бы он предпочел меня видеть в подобной ситуации?
11.Каким я предпочел его видеть в подобной ситуации?
12.Каковы причины и обстоятельства всего происходящего?
13.Какие варианты решения проблемы можешь предложить?
Каждый вопрос заставляет задуматься участников конфликта над своими действиями, поступками и найти им альтернативу. Ответ на тот или иной вопрос может быть тупиковым, если конфликтующий не сделал из него должных выводов. Вместе с тем варьирование серии вопросов подводит участников инцидента к необходимости (целесообразности) посмотреть на него как на проблему, которая может и должна быть решена с позитивным исходом для обеих сторон.
Несмотря на свою простоту и кажущуюся наивность, методика результативна. Психолог может увеличить число вопросов, несколько видоизменить их характер, привнести в нее приемы визуализации ситуации и, вхождения в образ оппонента. От этого методика только выиграет. Мы рекомендуем во время переговоров использовать рисуночные логотипы, содержащие вышеизложенные вопросы. Они отвлекут конфликтующих друг от друга, позволят сконцентрировать внимание на сути вопроса.
Еще более простым является картографический метод анализа конфликтов, который предлагают Шошана Фейр и Хелена Корнелиус. Он удобен как для совместной формы ведения переговоров, так и для порционного анализа позиций каждой из сторон с последующим их сопоставлением. Схематично методика может быть представлена следующим образом (смотри рисунок. 2).
Картография конфликта Ш. Фейр и Х. Корнелиус
Кто -------------- Потребности Опасения | Кто -------------- Потребности Опасения | ||
Кто -------------- Потребности Опасения | ПРОБЛЕМА ------------------ ------------------ | Кто -------------- Потребности Опасения | |
Кто -------------- Потребности Опасения | Кто -------------- Потребности Опасения | ||
Кто -------------- Потребности Опасения | Кто -------------- Потребности Опасения |
Рисунок 2. Карта анализа конфликта
Проблема обычно записывается кратко в виде противоречия в центре карты, которая делится на столько частей, столько сторон участвует в конфликте.
У каждого субъекта (актуального участника конфликта) мы выясняем:
1) потребности и интересы, чтобы в дальнейшем их сопоставить и найти точки соприкосновения оппонентов, то есть общий интерес;
2) опасения, чтобы их развеять. Снятие опасений снизит степень напряженности конфликта и обеспечит возможность честного, открытого и конструктивного диалога.
Ценность картографического анализа в том, что он позволяет упорядочить, систематизировать все элементы конфликта (проблему, позиции субъектов, условия, образы, интересы, потребности, опасения, исходы и другое). Составление карты состоит из трех этапов:
Этап I. Ответить на вопрос «В чем проблема ?»
1. Опишите проблему в общих чертах (шаг первый).
2. Сформулируйте ее в виде противоречия (шаг второй).
3. Выразите проблему одной общей фразой и запишите ее в карту (шаг третий, заключительный).