Психологическое сопровождение профессионального обучения
Содействие трудоустройству безработного и незанятого населения является основной задачей деятельности службы занятости. Данное направление работы часто включает в себя обучение безработных или переобучение их по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда. В конечном итоге это приводит к повышению успешности граждан в деле своего трудоустройства и улучшению ситуации занятости населения.
В современных условиях неотъемлемой частью процесса успешного трудоустройства является необходимость овладения знаниями и умениями, позволяющими человеку трудиться в новой для него сфере деятельности. На практике задача обучения и переобучения безработного и незанятого населения оказывается не такой простой. Это связано с демографическими и психологическими особенностями людей, занятых поисками работы и осваивающих в связи с этим новую профессию, с перспективами трудовой деятельности и материального вознаграждения за труд по новой профессии, с организацией обучения и его содержанием и многим другим.
Самым серьезным препятствием в деле успешного обучения безработных и незанятых граждан является их эмоциональное переживание неблагоприятного периода жизни. Социальная ситуация потери работы определяется ими как кризисная: около 60% безработных, обращающихся в государственные и коммерческие службы трудоустройства, не могут найти применения специальности, которой они владеют и не всегда психологически готовы переобучаться на другую профессию.
Совладать с кризисной ситуацией человек может при условии психологической помощи, построенной на принципах профориен-тационного сопровождения. При грамотно организованном психологическом сопровождении кризис становится для человека поводом перехода на новый уровень личностного развития, а значит -выход в новое жизненное пространство, в том числе профессиональной реализации.
Профессиональное образование призвано обеспечить условия для максимальной реализации профессионально-личностного потенциала человека. Приведение профессионального образования в соответствие с новыми требованиями реформируемого общества обуславливает усиление психологического аспекта содержания обучения. Необходимость психологического сопровождения профессионального обучения обусловлена социальной нестабильностью, многочисленными и динамичными переменами, которые вызывают в жизни весьма важные изменения в поведенческих и личностных характеристиках людей. Социальное расслоение, снижение социальной защищенности, утрата жизненных перспектив ведет к изменению самооценки человека, нарушению социально-профессиональной идентичности, к порождению множества проблем. Все это, в конечном счете, обуславливает необходимость создания системы психологического сопровождения и поддержки человека на его жизненном пути.
Именно в связи с этим реализуется программа психологического сопровождения профессионального обучения.
Главной целью программы является адаптация обученных специалистов к окружающей действительности - рынку труда, требованиям работодателей, быстро меняющейся социальной ситуацией и будущей профессиональной деятельности.
Психологическое сопровождение - это комплекс мероприятий, включенных в процесс профессионального обучения с целью повышения уровня психологической готовности к работе, успешной адаптации и максимальной реализации профессионально-личностного потенциала человека.
Психологические составляющие процесса сопровождения:
• Профессиональная адаптация - процесс приспособления человека к условиям профессиональной деятельности, постепенное вхождение в систему труда.
• Профессиональный потенциал - совокупность профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения специальностью.
• Личностный потенциал - совокупность всех качеств и свойств личности, необходимых для успешной адаптации к профессиональной деятельности.
Формы и методы психологического сопровождения:
• Диагностическое обследование - комплекс процедур для выявления особенностей профессионального и личностного потенциала
• Тренинг - групповые занятия, направленные на формирование, развитие, тренировку каких-либо психологических качеств.
• Групповая консультация - групповое занятие, проводимое с целью информирования, обсуждения и анализа трудных ситуаций, связанных с трудоустройством
• Индивидуальная консультация - встреча специалиста (психолога, преподавателя, профконсультанта) со слушателем для обсуждения вопросов трудоустройства с учетом индивидуальных особенностей.
• Круглый стол - встреча слушателей с работодателями для обсуждения вопросов трудоустройства с учетом особенностей регионального рынка труда
Этапы психологического сопровождения
Психологическое сопровождение безработных и незанятого населения в процессе их образовательной подготовки проводится поэтапно. Сам процесс психологического сопровождения последовательно проходит четыре этапа реализации.
На первом этапе происходит определения соответствия личности выбранной профессиональной деятельности.
Первый этап психологического сопровождения осуществляется до начала процесса обучения. На этом этапе происходит комплексное психологическое обследование личности и определение предпочтительной сферы профессиональной деятельности.
Требования, предъявляемые профессией к человеку, отражает профессиограмма. В ней указываются особенности данной профессиональной деятельности, основные действия и операции, их последовательность, необходимая подготовка, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональное напряжение), объем и характер перерабатываемой информации, физическая и интеллектуальная тяжесть труда, используемое оборудование, алгоритмы и психологическая структура выполняемых человеком действий. Программа комплексной профессиональной диагностики создается на основе данных профессиограммы.
Другая область работы на первом этапе психологического сопровождения предполагает диагностику профессионально важных качеств личности. Эта работа включает в себя выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующие те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность
Изучение индивидуальных и групповых различий по совокупности признаков разных интегральных уровней является эффективным подходом к решению проблем адаптации человека к разнообразным видам деятельности. Однако, определение способностей, задатков еще не говорит о том, что они будут успешно реализованы в процессе обучения или профессиональной деятельности. Обследование обязательно должно включать в себя не только выявление способностей, но и прогнозирование возможностей человека к развитию выявленных качеств. Игнорирование этого процесса может привести к тому, что в ряде случаев способности специалиста не совпадут с фактической эффективностью его обучения и дальнейшей деятельности.
Не менее важной является диагностика эмоционального состояния безработного, особенностей его отношения к жизни на данный момент, способов переживания кризисной жизненной ситуации. Все эти моменты учитываются в реализуемой на данный момент программе комплексного обследования.
Заключительным моментом первого этапа становится профкон-сультационная беседа, в ходе которой подводятся итоги обследования, и осуществляется психологический прогноз успешности обучения и профессиональной деятельности на основе проведенной диагностики.
По итогам проведенной диагностической работы предусмотрена определенная подготовка педагогических работников учебного заведения для корректировки учебных программ и особенностей ее реализации с каждой конкретной группой участников. Чем лучше преподаватели будут знать обучающихся, тем эффективнее будет осуществляться
Образовательный процесс.
На втором этапе психологического сопровождения образовательной подготовки безработных происходит продуктивное усвоение профессиональных знаний, умений и навыков и взаимодействие обучающего и обучающихся в процессе обучения. Этот этап работы включает в себя следующие виды активности обучающихся и преподавателей:
• ознакомление слушателей с условиями обучения;
• учебное взаимодействие преподавателей со слушателями по развитию мотивации к профессиональному обучению;
• развитие навыков и умений самообразования;
• проведение клубных занятий и индивидуальных консультаций;
• мониторинг психологических состояний и динамики предметного освоения профессии.
На этом этапе проводятся тренинговые занятия по повышению коммуникативной компетентности, уверенности в себе, адаптивных способностей.
На третьем этапе слушатели осуществляют активное вхождение в профессию. Этот этап включает в себя работу организаторов образования по профессиональному информированию, формированию профессиональной рефлексии и самостоятельному поиску работы. Здесь важно уделить внимание обучению слушателей технологии самостоятельного поиска работы, основам самопрезентации (написание резюме, автобиографии, поведение на собеседовании с работодателем). Не менее важно предоставление информации о современном рынке труда в каждом конкретном регионе, о профессиях, смежных со специальностями, приобретаемыми в учебном заведении.
Второй и третий этапы психологического сопровождения осуществляются в процессе обучения, поэтому в учебный план профессиональной подготовки включен теоретический и практический материал. Успешности осуществления образовательной работы слушателей служат такие занятия как курс «Технология поиска работы», «Психология профессиональной адаптации», тренинги, направленные на успешное обучение и самостоятельный поиск работы, знакомство с разнообразными формами занятости.
На четвертом этапе профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения происходит реализация личности в работе. Главная задача четвертого этапа состоит в том, чтобы способствовать адаптации занятых поисками работы людей к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Одна из форм содействия началу успешной реализации этого этапа - взаимодействие с работодателями. Это могут быть «Ярмарки вакансий», организованные учебным заведением; круглые столы с участием безработных, работодателей и специалистов службы занятости и др.
Работа по психологическому сопровождению на всех четырех этапах позволяет выработать системный подход к осуществлению психологической поддержки безработных и их мотивированию к профессиональному обучению и трудовой занятости по новой профессии.
8.8.Профессиональное тестирование и требования к составлению документов (анкета, автобиография, профессиональное резюме)
Для того, чтобы выяснить степень профессионализма соискателя работодатели используют различные средства, к ним относятся: рассмотрение документов (дипломы, свидетельства, трудовая книжка и т.д.), резюме, а также личное собеседование. На основании этой информации и своего личного впечатления наниматель принимает решение о приеме на работу того или иного кандидата.
В настоящее время во многих компаниях, организациях требуется сдать «экзамен». Это рассматривается как часть процедур при приеме на работу. Во время таких «экзаменов» выясняют вашу профессиональную пригодность, личные качества, интересы и знания.
Те кто, недавно закончили учебное заведение, привыкли к сдаче разного рода экзаменов. Но если после окончания вами учебного заведения прошло много лет, вы, возможно, будете волноваться. Вероятно, вас будут пугать, что набранное вами количество баллов не будет отражать ваших реальных знаний и профессиональной пригодности. Не надо бояться «экзаменов». Ни один из общепринятых тестов не требует специальной подготовки. Поэтому не следует беспокоиться о каких-либо специальных курсах для подготовки к такому «экзамену».
Часто на «экзаменах» устанавливаются ограничения во времени. Внимательно слушайте инструкции. Если вы не совсем поняли, что
нужно делать, задавайте вопросы. Но задавать их можно перед началом «экзамена». Если время «экзамена» ограничено, вы потеряете его, задавая вопросы после начала самого теста, а это может снизить количество набранных вами баллов. После того как вы приступите к ответам на вопросы, работайте внимательно и целеустремленно. Как правило, на каждый вопрос дается несколько минут, поэтому лучше ответить сразу на все вопросы, которые не вызывают затруднений, а в оставшееся время подумать над более сложными.
Помните, что количество набранных вами баллов, - только один из многих пунктов, по которым предприниматель будет судить о вашей профессиональной пригодности.
Психологическое тестирование
В настоящее время многие работодатели при приеме на работу все чаще пользуются психологическими тестами для оценки способностей своих будущих работников. Каждый человек в той или иной мере испытывает беспокойство по поводу результатов тестирования и его последствий. Как же наилучшим образом вести себя в данном случае?
Цель работодателя ясна: он хочет убедиться что качества кандидата на должность соответствует требованиям , он хочет удовлетворить свою потребность в наилучшем выборе. Разумеется, встречаются случаи, тестирование предлагают пройти на этапе когда в этом нет необходимости. Спорить по поводу необходимости тестирования - значит заранее потерять возможность занять рабочее место. Поэтому лучшим вариантом поведения в этом случае будет согласие пройти тестирование и демонстрация готовности сделать это ради интересов дела.
Однако, следует отметить что, психологические тесты являются инструментом профессиональной деятельности психологов. Только квалифицированный психолог может использовать тесты для оценки других людей и брать на себя ответственность за правильность их использования и точность получаемых результатов. Стоит убедиться, что проводить тестирование будет квалифицированный профессиональный психолог, имеющий диплом о высшем психологическом образовании. Попытка человека, проводящего тестирование, скрыть результаты свидетельствует об отсутствии у него профессионализма и психологической квалификации. Ни один грамотный психолог не составит своего мнения только на основании результатов тестирования, без беседы.
Для психологического профессионального отбора на различные должности используются в основном два типа психологических тестов: так называемые личностные опросники и интеллектуальные тесты. Личностные опросники предназначены для определения различных черт характера, типа личности, интересов, склонностей, способностей к общению и управлению своим состоянием. Интеллектуальные тесты предназначены для оценки способностей к обучению и познавательной деятельности и представляют собой несколько десятков задач. Последние представляют из себя ситуацию «экзамена» рассмотренную выше.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
Целью ищущего работу является максимально полно и выигрышно представить рабочие, личные качества и дать работодателю информацию, которая убедит его, что ваш «товар» лучше всего удовлетворит его потребности в работнике. Если есть возможность увидеться с работодателем так и следует делать, если нет возможности - звонят по телефону. Если нет и такой возможности, можно написать и отправить письмо-резюме.
Резюме - это обобщение сведений о вашем образовании, профессиональном опыте и навыках. Цель его - представить вас в качестве будущего работника. Резюме требуется не каждому. Однако, если вы стремитесь занять техническую, руководящую или административную должность, резюме необходимо. Нередко оно требуется также для работы в торговле и в офисе.
Резюме подобно рекламе, хорошо составленное резюме создаст благоприятное впечатление о вас, вашем опыте и способностях. Резюме можно использовать, когда вы обращаетесь по объявлениям в газете, сопроводив его письмом. Его можно также рассылать целенаправленно в компании, интересующие вас и без объявлений в газете. Наконец, его можно передать друзьям и знакомым, которые могут показать его своим предпринимателям. Резюме - это сумма данных о вас как о потенциальном работнике.
В действительности, человеку, ищущему работу, приходится отправлять множество писем-резюме, к этому необходимо относиться как к норме. С помощью такого письма необходимо убедить работодателя встретиться непосредственно.
Приступая к письму, следует придерживаться схемы AIDA:
A(attention) - внимание: сначала необходимо подводить
к делу, завладеть вниманием
l(interest) - интерес: затем дать информацию, вызываю-
щую интерес
D(desire) - желание: далее говорится о выгодах
A(action) - действие условие необходимого действия
для приобретения
Для начала полезно наиболее полно и конструктивно отразить, что же собственно, можно предложить работодателю для оценки. Предложение может быть сформулировано в следующих пунктах:
• опыт работы
• образование и подготовка
• навыки
• достижения
• личные качества, возраст
• дополнительная информация
Можно быть уверенным, что у каждого человека есть многие качества, которыми заинтересуются потенциальные работодатели, и их необходимо знать и позитивно определить в словах. Есть смысл потрудиться и четко сформулировать содержание пунктов, по которым не следует широко распространяться, а проявить максимальную сдержанность («не названное словами как бы не существует»), или же обратить в позитив. При заполнении необходимо придерживаться основного правила - записываются только положительные характеристики. В данном случае не время и не место критиковать себя и давать себе негативные оценки. Акцент делать только на «сильные стороны».
Если поиск работы происходит впервые или после временного перерыва, связанного с семейными, личными делами, необходимо указать на умения, знания, переносимые во многие сферы трудовой деятельности.
Что касается формы составления резюме, то здесь следует учитывать некоторые правила:
• использовать ясный оригинал с лазерного принтера, с разборчивым шрифтом
• качественная бумага
• краткость: если это возможно, лучше всего уложиться в одну страницу
• некоторым работодателям нравится, чтобы с левой стороны оставалось поле, где они могли бы делать пометки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсе лекций «Технология поиска работы и способы трудоустройства» раскрыты проблемы рынка труда, безработица, занятости населения, направление активной политики, предложены конкретные пути преодоления экономических и социально-психологических последствий безработицы, формы и методы поиска работы и повышения конкурентоспособности в условиях новой России. При этом большое внимание уделено технологии трудоустройства и способам поиска работы, проведению беседы с работодателями, составлению профессионального резюме и бизнес-план, методики организации имитационных, деловых и сюжетных игр.
В целях повышения качества знаний, их проверки и закрепления автор предлагает использовать практикум с вопросами для дискуссий, контрольных работ и олимпиад ,с тестовыми заданиями ,ключевыми словами, задачами, основными терминами и писком литературы. Хорошим подспорьем для углубления знаний являются публикации в российских журналах «Служба занятости», «Кадровик», «Социальная политика и социальное партнерство» .
Для облегчения самостоятельной работы, подготовки контрольных и реферативных работ предлагаются рекомендации и методические указания по их выполнению.
Все это в комплексе поможет не только освоить учебную дисциплину «Технология поиска работы и способы трудоустройства» , но и использовать эти знания в практической деятельности.
Автор надеется, что настоящее издание поможет студентам не только изучить закономерности формирования рынка труда, осмыслить изменения в сфере занятости, но и приобрести навыки индивидуальной защиты от безработицы, овладеть методами поиска работы и повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция МОТ №122«О политике в области занятости»(1964 г.)
2. Конституция Российской Федерации. – М: Юрайт-Издат, 2003. – 48 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Йошкар-Ола: Марполиграфкомбинат, 2002. – 208 с.– Ст. 1,2.
4. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №17. – Ст. 1915.
5. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
6. Адамчук, В. В. Экономика труда / В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев. – М.: ЗАО Финстатинформ, 1999. – С. 66-78.
7. Власов, В.И. Комментарий к закону Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации»: постатейный / В.И. Власов, О.М. Крапивин. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.
8. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие: [для студентов вузов по направлению (специальности) «Управление персоналом»]/А.П. Егоршин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 376 с.
9. Занятость и безработица в Республике Марий Эл в 2007 г. – Йошкар-Ола, 2008. – 87 с.
10. Игровые технологии в преподавании экономики в вузе: учебно-методическое пособие/ Мар.гос.ун-т; Е.Н.Акимова, Е.В. Кондратенко, И.В. Стукова. – Йошкар-Ола, 2012. – 127 с.
11. Костин, Л. А. Рынок труда и теории занятости: учеб. пособие / Л. А. Костин, Г. М. Зущина, Р. М. Султанова. – М., 1997. – С. 4-14.
12. Котляр, А. Э. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике / А. Э. Котляр, И. Н. Кипра. – М.: Изд-во Рос. гос. акад. труда и занятости Минтруда России, 1998. – 79 с.
13. Котляр, А. О понятии рынка труда / А. Котляр // Вопросы экономики. – 1998. – № 1. – С. 33-41.
14. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения [Текст]: [по специальности 080104 «Экономика труда»]/ К.Г. Кязимов; М-во образования и науки Рос.Федерации, ФГУ Федер.ин-т развития образования. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ПЕРСПЕКТИВА, 2016 (2015). –438 с.
15. Лях П.П. Движение на рынке труда специалистов с высшим образованием: [научное издание]/ П.П. Лях; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тихоокеан. гос.ун-т». –Хабаровск: ТОГУ, 2013.–97 с.
16. Низова, Л. М. Занятость населения и ее регулирование. Ч. 1. Население и занятость: учеб. пособие / Л. М. Низова. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. – 232 с.
17. Низова, Л. М. Занятость населения и ее регулирование. Ч. 2. Рынок труда и безработица: учеб. пособие / Л. М. Низова. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. – 340 с.
18. Низова, Л. М. Рынок труда и занятость населения: учеб. пособие / Мар. гос. ун-т; Л. М. Низова, И. А. Лебедев. – Йошкар-Ола, 2010. – 384 с.
19. Низова, Л. М. Занятость населения в современной экономике: институциональный подход: монография / Л. М. Низова, А. А. Смирнов. – М.: ФГУП «Типография ВИНИТИ при АН РФ», 2011. – 492 с. – 32 п. л. (авт. вкл. 22 п. л.).
20. Низова, Л. М. Государственное регулирование занятости в современной экономической системе: монография / Л. М. Низова. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. – 364 с.
21. Низова Л. М. Человеческие ресурсы как фактор демографического развития: монография / Мар. гос. ун-т; Л. М. Низова. – Йошкар-Ола, 2014. – 236 с.
22. Низова, Л. М. Самозанятость и предпринимательство как факторы рыночной экономики: монография / Л. М. Низова. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. – 220 с.
23. Romanov, E. Engineering personnel training through the example of Volga State University of Technology, Mari El, Russia / E. Romanov, Y. Adrianov, L. Nizova, A. Nikitina // Journal of Applied Engineering Science. – 14(2016)1, 350. – P. 36-43. (Напечатано на английском языке: Романов, Е. Подготовка инженерных кадров на примере Поволжского государственного университета Республики Марий Эл Российской Федерации // Журнал прикладных инженерных наук)
24. Nizova, L. M. Labor market as a factor of market economy / L. M. Nizova, A. S. Nikitina // Economics management information technology. – 2016. – Vol4/No3 – P. 40-47. (Напечатано на английском языке: Низова, Л. М. Рынок труда как фактор рыночной экономики / Л. М. Низова, А. С. Никитина // Экономика, менеджмент, информации технологии)
25. Низова Л. М. Рынок труда в Республике Марий Эл / Л. М. Низова, И. В. Малинкина // Проблемы прогнозирования. – 2016. - № 5
26. Низова, Л. М. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения / Л. М. Низова // Журнал экономической теории. – 2009. – № 4. – С. 125-133.
27. Низова, Л. М. Психологические характеристика безработной молодежи / Л. М, Низова // Человек и труд. – 2010. – № 10. – С. 22-24.
28. Низова, Л. М. Рынок труда в системе рыночных отношений: институциональный подход / Л. М. Низова // Журнал экономической теории. – 2011. – № 1. – С. 145-151.
29. Низова, Л. М. Занятость населения и ее регулирование в различных экономических системах / Л. М. Низова, Е. О. Якимова // Журнал экономической теории. – 2012. – № 2. – С. 146-156.
30. Низова, Л. М. Занятость населения с позиции российских ученых / Л. М. Низова, Е. О. Якимова // Журнал экономической теории. – 2013. – № 1. – С. 98-108.
31. Низова, Л. М. Самозанятость безработных граждан на муниципальном уровне/ Л. М. Низова, Л. Хасанова // Предпринимательство. – 2013. – № 4. – С. 168-172.
32. Низова, Л. М. Рынок труда для специалистов по соцработе / Л. М. Низова, Н. В. Федорова // Социальная политика и социальное партнерство. – 2014. – № 2. – С.60-64
33. Низова, Л. М. Самозанятость как фактор снижения безработицы / Л. М. Низова, Н. В. Юртикова // Предпринимательство. – 2015. – № 1 – С. 137-146.
34. Низова, Л. М. Предпринимательство как фактор социально-экономического развития / Л. М. Низова, И. В. Малинкина // Журнал Экономической теории. – 2015. – № 3. – С. 251-254
35. Низова, Л. М. Вузовская наука и реальный сектор экономики / Л. М. Низова, Т. В. Яндулина // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. – № 7. – С. 93-96.
36. Низова, Л. М. Традиционные и нетрадиционные формы регулирования занятости населения / Л. М. Низова, Н. В. Юртикова // ЭКО. – 2015. – № 7. – С. 136-146.
37. Низова Л. М. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы / Л. М. Низова, И. В. Малинкина // ЭКО. – 2016. – № 1. – С. 70-76.
38. Низова, Л. М. Состояние и перспективы развития регионального рынка труда / Л. М. Низова, А. С. Никитина // Журнал Экономической Теории. – 2016. – № 2. – С. 39-47
39. Приказ Минтруда России от 29 января 2013 г. № 34н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» («Российская газета»,
22 мая 2013 г., № 107)
40. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 июля 2013 г. № 62-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 19 августа 2013 г., № 29072013000009)
41. Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» («Российская газета», 13 ноября 2013 г., № 255)
42. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 13 мая 2014 г. № 62-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 29 мая 2014 г., № 13052014000034)
43. Приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» («Российская газета», 13 июня 2013 г., № 125)
44. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 августа 2013 г. № 70-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 23 сентября 2013 г., № 29072013000012)
45. Приказ Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» («Российская газета»,
2 июля 2014 г., № 145)
46. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 11 ноября 2014 г. № 118-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 28 ноября 2014 г., № 11112014000047)
47.Приказ Минтруда России от 11 февраля 2013 г. № 52н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ» («Российская газета», 26 июня 2013 г., № 136)
48. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 3 марта 2014 г. № 37-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 25 марта 2014 г., № 03032014000027)
49. Приказ Минтруда России от 12 февраля 2013 г. № 58н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» («Российская газета», 22 мая 2013 г., № 107)
50. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 июля 2013 г. № 64-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время,безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 19 августа 2013 г., № 29072013000011)
51. Приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 3н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» («Российская газета», 22 мая 2013 г., № 107)
52. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 июля 2013 г. № 63-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 19 августа 2013 г., № 29072013000010)
53. Приказ Минтруда России от 24 декабря 2013 г. № 773н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» («Российская газета»,
28 марта 2014 г., № 71)
54. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 15 января 2015 г. № 4-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 29 января 2015 г., № 15012015000051)
55. Приказ Минтруда России от 7 марта 2013 г. № 92н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» («Российская газета», 28 мая 2013 г., № 112)
56. Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 14 октября 2014 г. № 109-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 31 октября 2014 г.,
№ 14102014000044)
57. Об утверждении Положения об организации общественных работ: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. №875 // Человек и труд. – 1997. – №9. – С. 42-44.
58. Положение об организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика»: утв. Приказом Федеральной службы занятости России от 22 ноября 1994 г. №150 // Социальные запреты. – 1995. – № 1. – С. 12-17.
59. Положение об организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу: утв. Приказом Федеральной службы занятости России от 26 апреля 1995 г. №94 // Человек и труд. –1995. - №6. – С. 41-48.
60. Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите: утв. постановлением Минтруда Российской Федерации от 9 февраля 1995 г. №9 // Человек и труд. – 1995. – №3. – С. 65-67.
61. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 680 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения».
62. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 513 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников».
63. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2007 г. № 400 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда».
64. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2007 г. № 401 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ».
65. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2007 г. № 415 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации».
66. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. № 726 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан».
67. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 449 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые».
68. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 819 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
69. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июня 2008 г. № 281п «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан».
70. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»
71. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000. – 248 с.
72. Савина М.С. Технология поиска работы/ М.С. Савина // Журнал «Профессиональное образование». Изд.центр АПО. – 2000.- 88 с.
73. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 125-163.
74. Якимова Е.О. Методические рекомендации по эффективному поиску работы и трудоустройству безработных женщин.
Рынок труда как основа поиска работы и трудоустройства
Безработица: социально-экономическая природа и пути преодоления
Занятость населения как результат поиска работы
Активные программы содействия занятости населения как форма повышения конкурентоспособности на рынке труда
Технологии поиска работы и трудоустройства……
Методика проведения деловых игр…
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………4
1. ЛЕКЦИЯ 1: Введение в курс: предмет дисциплины, ее содержание, цели и задачи ………………………………………………………………7
2. ЛЕКЦИЯ 2:Рынок труда как основа поиска работы и трудоустройства 13
2.1. Понятие и сущность рынка рабочей силы.............................. 13
2.2. Факторы формирования и модели рынка труда..................... 16
2.2.1. Факторы формирования рынка труда.................................. 16
2.2.2. Модели рынка труда.......................................................... 17
2.3. Субъекты, структура и функции рынка труда........................ 21
2.4. Элементы и функции рынка труда…………………………. 24
2.4.1. Спрос на рабочую силу...................................................... 24
2.4.2. Предложение рабочей силы................................................ 26
2.4.3. Цена рабочей силы............................................................. 30
2.4.4. Конкуренция на рынке труда............................................. 33
2.4.5. Инфраструктура рынка труда............................................. 34
2.4.6. Конъюнктура рынка труда.................................................. 35
2.4.7. Резерв рабочей силы.......................................................... 37
2.4.8. Емкость рынка труд........................................................... 38
2.5. Виды рынков труда............................................................... 39
3. ЛЕКЦИЯ 3:Безработица: социально-экономическая природа и пути преодоления 41
3.1. Понятие, статус и показатели безработицы........................... 41
3.2. Форма российской безработицы............................................ 50
3.3. Причины и факторы безработицы......................................... 57
3.4Социально-экономическая природа безработицы................... 58
3.5. Социально-психологические последствия безработицы......... 72
3.6. Формы и методы защиты от безработицы и увеличения занятости 85
4. ЛЕКЦИЯ 4: Занятость населения как результат поиска работы
................................................................................................... 92
4.1. Понятие и признаки занятости............................................ 92
4.2. Структурные характеристики, статусы, принципы и показатели занятости 94
4.3. Виды и формы занятости………………………………………..96
5. ЛЕКЦИЯ 5:Активные программы содействия занятости населения как форма повышения конкурентоспособности на рынке труда.............................................................................. 99
5.1. Сущность и содержание активных программ содействия занятости населения 99
5.2. Основные направления специальных программ содействия занятости населения 100
5.2.1.Содействие трудоустройству незанятых граждан.............. 100
5.2.2.Организация общественных работ.................................... 103
5.2.3. Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы …………………………………………………………….105
5.2.4. Оказание содействия самозанятости населения…………..108
5.2.5. Организация ярмарок вакансий рабочих и учебных мест…..113
5.2.6. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда …………115
5.3. Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров 124
5.4. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан 130
5.5. Традиционные и нетрадиционные (инновационные) услуги в сфере занятости……………………………………………………….136
6. Лекция 6: Технологии поиска работы и трудоустройства……147
7. ЛЕКЦИЯ 7:Методика проведения деловых игр……………...167
7.1. Имитационная игра «Занятость населения»……….… ……….167
7.2. Деловая игра «Регулирование занятости» …………………..185
7.3. Сюжетная игра «Трудоустройство»……………… ……….….185
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 259
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................... 258
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендации по выполнению контрольной
работы (реферата), подготовке докладов и сообщений по учебной
дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»............. 262
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методические указания по организации
самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине
«Занятость населения и ее регулирование»................................ 265
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 271
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Извлечения из государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Извлечения из республиканской целевой программы «Содействие занятости населения республики Марий Эл» на 2012-2020 годы
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Извлечения из закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» представлены
Приложение
П Е Р Е Ч Е Н Ь
государственных услуг в области содействия занятости населения и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление указанных государственных услуг
1. Государственная услуга: информирование о положении на рынке труда
в субъекте Российской Федерации
Приказ Минтруда России от 29 января 2013 г. № 34н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» («Российская газета»,
22 мая 2013 г., № 107)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 июля 2013 г. № 62-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 19 августа 2013 г., № 29072013000009)
2. Государственная услуга: организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования
Приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» («Российская газета», 13 ноября
2013 г., № 255)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 13 мая 2014 г. № 62-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 29 мая 2014 г., № 13052014000034)
3. Государственная услуга: психологическая поддержка безработных граждан
Приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» («Российская газета», 13 июня 2013 г., № 125)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 августа 2013 г. № 70-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo),
23 сентября 2013 г., № 29072013000012)
4. Государственная услуга: профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности
Приказ Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» («Российская газета»,
2 июля 2014 г., № 145)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 11 ноября 2014 г. № 118-П
«Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 28 ноября 2014 г., № 11112014000047)
5. Государственная услуга: организация проведения оплачиваемых общественных работ
Приказ Минтруда России от 11 февраля 2013 г. № 52н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ» («Российская газета», 26 июня 2013 г., № 136)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 3 марта 2014 г. № 37-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 25 марта 2014 г., № 03032014000027)
6. Государственная услуга: организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые
Приказ Минтруда России от 12 февраля 2013 г. № 58н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» («Российская газета», 22 мая 2013 г., № 107)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 июля 2013 г. № 64-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное
от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 19 августа 2013 г., № 29072013000011)
7. Государственная услуга: социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Приказ Минтруда России от 9 января 2013 г. № 3н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» («Российская газета», 22 мая 2013 г., № 107)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 29 июля 2013 г. № 63-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo),
19 августа 2013 г., № 29072013000010)
8. Государственная услуга: содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации
Приказ Минтруда России от 24 декабря 2013 г. № 773н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» («Российская газета»,
28 марта 2014 г., № 71)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 15 января 2015 г. № 4-П «Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 29 января 2015 г., № 15012015000051)
9. Государственная услуга: содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
Приказ Минтруда России от 7 марта 2013 г. № 92н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» («Российская газета», 28 мая 2013 г., № 112)
Приказ ДГСЗН Республики Марий Эл от 14 октября 2014 г. № 109-П
«Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости» (портал «Марий Эл официальная» (portal.mari.ru/pravo), 31 октября 2014 г.,
№ 14102014000044)