Роли в алкогольных семьях.
По Берну «Спасатель», «Обвинитель», «Жертва»
В представление о роли входят: действительное поведение, ожидаемое поведение, чувства, цели, санкции, нормы. Конвенциональные роли – определённые правом, моралью, традицией для любого человека (# права матери по отношению к детям - закреплены законодательством). Межличностные роли – зависят от конкретной семьи (# любимчик, соперник, покровитель).
1-Необходимо, чтобы все роли создавали целостную систему. Проблемы – при противоречивости ролей. 2-Выполнение ролей→удовлетворение потребностей в принятии, симпатии. 3-Соответствие возможностям. 4-Обеспечение потребностей других.
ПО ЛЕКЦИЯМ Т. П. Гавриловой:
1) «Козел отпущения» как психологическая роль приписывается семьей (стихийно, ненамеренно) приписывается ребенку, он «избирается» виновником различных недоразумений и неудач. От него можно ожидать высокого уровня агрессии к другим людям, не всегда выраженной (по большей части пассивная). Пассивно-агрессивный человек способен обесценивать отношения с близкими, если видит исходящую от них угрозу, обижать близких, быть невнимательным. Если угроза исходит от незнакомого – обезличивается. ТП: возможно, пассивная агрессия оборачивается в аутоагрессию, обращению ее на себя, так как страшно направить ее на себя. Возможно, это одна из причин подростковых суицидов. По числу подростковых суицидов Россия стоит на 1 месте по Европе.
ТП: невыраженный гнев наверника будет разрушать человека, его внутренние органы. Американскими клиническими психологами было проведено исследование влияния переживаемой человеком враждебности к другому на здоровье. Враждебность бывает когнитивная (подозрительные мысли) и эмоциональная (эмоциональное отношение к другому как к врагу). Оказалось, что и при когнитивной и при эмоциональной враждебности выделяются гормоны, которые усиливают ишемию сердца.
2) «Камень преткновения» - предмет постоянных ссор и конфликтов в семье. Такой ребенок обычно непослушный, упрямый своенравный, стремиться к самостоятельности. В будущем можно думать, что это будет или конфликтный характер, но может быть и манипулятором (скорее всего девочка).
3) Психолог Варга изучала патологизирующую роль «маленький неудачник». Это объект высмеивания ребенка за неудачу, отсутствие настоящей родительской поддержки и сочувствия. ТП думает, что родители считают ребенка «маленьким неудачником», чтобы снять с себя ответственность за такого ребенка. У ребенка были трудности в развитии и родители не смогли помочь ему. «Маленький неудачник» растет пессимистом.
4) Тип «Золушка» - девочка, у которых отец или мать подчеркивают ее слабость, некрасивость по сравнению с другими детьми. Если родители не помогают ребенку пережить подростковый возраст, то проблемы телесности могут выйти на первый план, затмив другие ценности.
5) Психологи выделяют определенную роль детей алкоголиков – «семейный герой». Как правило старшая дочь в семье (ТП – чаще всего дочь), стеничная, с высокой энергетикой. Это значит выводить родителя из пьяного состояния, укладывать, утихомиривать скандалы в семье. Это не в полной мере патологизирующая роль, но она не естественная. Как правило, такие девочки находит себе алкоголика, будет его выращивать, сделает ему карьеру, будет управлять своей семьей. Сильная сторона этой натуры в том, что она сделает все от нее зависящее.
6) Есть еще тип «Наша единственная радость». Нельзя сказать, что это в полной мере патологизация, но с этим трудно жить. Из ребенка воспитывают нарцисстическое существо. ТП: ребенок не может и не должен быть смыслом существования. Любовь смысл, а не человек. Такой ребенок воплощение эгоцентризма, к нему не предъявлялись никакие требования. Родительская любовь – сделать ребенка счастливым. Счастье – переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.
9. Семья в контексте культуры
Эволюция русской семьи. Русская культура. Брак, сложившийся на сегодняшний день, регулируется юридическими правилами. Семейный кодекс, личный кодекс.
Как развивалась семья, брак? Он проходил эволюцию.
Антропологи предтечье семьи называют коммуникальной … В основе семьи лежат родовые союзы. Когда группы мужчин и женщин жили рядом, вели совместное хозяйство. И тогда в этих группах каждый мужчина группы считал себя «мужем», партнёром каждой женщины в этой группе. Даже в те дни доминантное положение мужчины к женщине. Мужчина — охотник, женщина — хранительница домашнего очага. В сексуальном смысле это был промискуитет, т.е. беспорядочные соединения связей, отсутствие норм регуляции отношений. В первобытном обществе существовала ещё и сегментарная «семья» (союз мужчин, женщин и детей). Сегментарная «семья» — большая «семья», где у главы семьи (отца) есть свои жёны, у братьев есть общие жёны, у сыновей — свои жёны.
Семья развивалась из форм полигинии и полиандрии.
Полигамия — отсутствие индивидуальных союзов, полигиния — у мужчин много разнообразных связей, полиандрия — (мужской доктор андролог) у женщины много связей, много мужчин.
Были периоды и матриархата, где женщина лидирует, полиандрия. Алтай, река Катун, археологическая экспедиция. Раскопки захоронений. На большой глубине раскопали большую женщину (173 см), хотя все остальные люди были маленькие. Матриархат?
Супружеский индивидуальный брак. Христианство способствовало тому, чтобы брак был индивидуальный, союз мужчины и женщины, связанный обязательствами и любовью. По мере того, как утверждался институт церкви, который утверждал различные требования и права для тех, кто вступал в брак.
Вместе с институтом брака (по мере того, как он складывался), изменялась человеческая сексуальность. Дезмонд Морис «Человеческий зоопарк». Происходило одухотворение сексуальных отношений, секс — проявление любви.
По мере развития цивилизации происходит либерализация семейных брачных отношений. Замужняя женщина полюбила другого. Раньше нельзя было выбирать, тебя выбирают. Разлюбила — терпи, ты не можешь менять мужей.
Меняются формы любовных, семейных и брачных отношений.
Сожительство. Всё больше людей вступают в длительные интимные устойчивые отношения, не вступают в брак. Любовные, парные отношения. Такие формы могут быть с перспективой на брак (пробный брак) и без перспективы.
Визитный брак — это брак с нарушениями некоторых признаков брака, они живут вместе выходные, не полную неделю, они зарегистрированы. Муж приходит к жене и детям на викенд. Это не семья, псевдосемья, которая закладывает у детей модель собственной супружеской жизни.
Групповые браки и т.п.
Семья в культуре.
Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, способ представленный продуктом материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Это значит, что есть некоторый способ, который определяет всё главное в жизни людей. Носителем культуры является этнос.
Культура исторична, она развивается в истории. В России можно выделить несколько периодов развития культуры: 1) культура Древней Руси, 2) русская культура эпохи Нового времени (досоветская), 3) развитие культуры в советский период и постсоветская (после 1991 года). В каждой эпохе возникают новые культурные содержания (ценности, формы человеческих общностей, семьи, например), развиваются социальные, государственные формы.
Культура как человек. Человек изменяется. Культура изменяется, но в ней есть константа, так же человек. Человек изменяется, но я всегда Таня Дубова. Культура, как и человек, развивается и всегда сохраняет свою константу. Русскую культуру не спутаешь со французской и другими.
Цивилизация. Культуру часто отождествляют с цивилизацией. Цивилизация — развитие техники, науки, городов, книгопечатание, радио, информационных средств для улучшения качества жизни. Хрущёв стал расселять в коммуналке.
По уровню развития цивилизации разделяют на три уровня:
1. цивилизационно развитые страны. США, Канада, страны Западной Европы (Германия, Англия, Франция), Япония. Особое устройство семьи как института.
2. развивающиеся страны, страны, переживающие этап модернизации. Россия, Турция, Индия, Китай
3. традиционные страны. Страны Африки и средней Азии (Туркмения).
На одном цивилизационном уровне могут находиться страны, сильно различающиеся по развитию.
1. Для западных стран характерна нуклеарная семья (родители и дети). Эгалитарный брак, т.е. равенство мужчины и женщины в семейных ролях. Именно в этих странах появилось понятие «ответственное отцовство», мужчина, для которого воспитание детей — ценность. Например, в Швеции принят закон об эмансипации мужчины, это значит, что ему дают оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком. Западная семья изменяется от культуры к культуре, это не есть нечто однородное.
Эстонцы (социологи) сравнивали тип семьи эстонской и американской по открытости и интимной связности. Более тесные эмоциональные связи у эстонской семьи (эстонцы — крестьянский народ, жили всегда хуторами, работали семьями), семья более открыта у американцев. Американцы чрезвычайно общительны и очень легко устанавливают отношения, это очень предприимчивый народ. Высокая солидарность.
2. Внутри развивающихся стран на сходном уровне цивилизации могут быть совершенно разные семейные культурные традиции. Сравним, например, русскую и армянскую семьи.
Армянская семья многопоколенная (родственники живут рядом, вместе. высокий статус прародителей, власть принадлежит старейшинам, мать никогда не наказывает ребёнка, мать — эмоциональный центр семьи), русская городская семья, в основном, нуклеарная.
В традиционных культурах могут сосуществовать самые разные формы семейно-брачных отношений. Может быть племенная семья, в городе вестернизированная (современная семья). Элементы современного знака. По-видимому, нуклеарная семья — та модель семьи, которая идёт в разных культурах, разных цивилизациях. Развитие цивилизации порождает равноправный брак, включение мужчины в семейную жизнь, повышение проф. занятости матери. Феминистские движение возникают даже в Афганистане, Иране.
В современном мире наблюдается высокая миграция населения, Россия в том числе. Москва — огромный город, привлекательный для жителей России с Кавказских окраин, Дальневосточных и др.
Для психологов-практиков, особенно работающих в школе, дет. садах, очень важно понимать, каковы семейные традиции в тех семьях, которые приводят детей в школы. Надо понимать, что происходит в семьях, когда они переезжают.
Когда человек переезжает, меняет место жительства, переезжая в другую страну и собирается в этой стране жить, заводить семью или адаптировать свою семью к этим условиям, перед ним есть два пути. Разные этносы решают эти проблемы по-разному.
Или ассимилироваться этносом (уподобиться этому этносу), стать таким, как все. Или интегрироваться в культуру, но остаться самим собой.
Ассимилироваться ли в этнос или интегрироваться в культуру нового этноса зависит от того, какова этническая принадлежность мигранта и от специфики культуры той страны, в которую он приехал. Русский, еврей, кто бы не ехал в Америку и в Канаду, они едут, чтобы стать американцами и канадцами. Это называется канадец шведского происхождения. Но они делаются американцами и по гражданству, и по своей национальной идентичности, им это надо.
Интегрироваться в культуру — знать язык, историю, литературу и т.д.
Китайцы, переезжая в Америку, не становятся американцами. Они добиваются гражданства, они интегрируются в культуру, замечательно знают язык, законы этих стран. Но они остаются китайцами.
Армяне, евреи живут в диаспоре. Ортодоксальные евреи часто не становятся американцами, живут изолированными кварталами, строят свою семью по традиционным правилам. Армяне, живущие в диаспоре, стараются больше интегрироваться в культуру, чем ассимилироваться, они сохраняют традиции своей семьи, стараются, чтобы дети женились за армян. Представители всех наций, которые живут в диаспоре, могут порывать с традицией и жить по нормам той страны, куда они мигрировали, тогда они ассимилируются.
Татарская женщина, заведующая отделом в банке. Приехала в Россию семьёй. Она знает языки, делает карьеру, а муж хочет, чтобы она сохраняла традиции деревенской, татарской семьи. Понятно, что когда один из членов семьи, например, живущих в Москве, живёт на одном цивилизационном уровне, а другой супруг — на другом, это порождает конфликтную семью. Эти внутренние конфликты неизбежно сказываются на поведении и развитии детей. Разумеется, что никакой татарский или азербайджанский папа не придёт к учителю в школу осуждать проблемы своего сына. Проблемы отношения к семьям-мигрантам обостряются во время, когда происходят теракты. Норд-ост. Дети не хотят быть традиционными армянами.
Т.П.: Специфика принимающей страны. Есть культуры, которые не поощряют, чтобы мигранты ассимилировались, но поощряют интеграцию. Это, прежде всего, Франция. Франции лишние французы не нужны. Национальное высокомерие. У России тесные связи с французской культурой.
Ассимиляция, в таких странах, как Франция, происходит на втором или третьем поколении мигрантов, и тогда их начинает неудержимо тянуть в Россию. Романтика русскости.
10. Семья как система
Л. Ван Берталанфи: "Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определённая сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое".