Понятие коммуникации. Язык и речь.

Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием.

Общение есть специфическая форма взаимодействия людей. Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку - всё живое, так или иначе, общается. Английские психологи (Р. Давнебер) считают, что природная функция общения- создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде. Язык, при помощи которого общается животный мир, конкретен и прост. Он передает информацию об опасности, наличии пищи, возможности полового контакта. Биологи подсчитали даже количество "слов-понятий", которыми пользуются "братья наши меньшие" при взаимном общении: у лягушки их 6, у кошки - 20, у свиньи - 25, а у лисицы целых 36.

Итак, общение не является изобретением человека, потребность в нем имеет биологическую природу. У людей оно стала играть столь важную роль, что практически получило статус одного из главных, и психологи склонны приравнять его к потребности самосохранения.

Общение многогранно и может выполнять весьма разнообразные функции. Основными являются следующие:

1) коммуникативная (от лат. communicatio - сообщать, беседовать), она состоит в обмене необходимой информацией;

2) интерактивная (лат in - между, среди, внутри и actio - действие), функция организации взаимодействия, т.е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль за их выполнением, влияние на настроение, поведение, убеждения партнера по общению;

3) персептивная (лат. percipio - восприятие), установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое деление необходимо признать условным, поскольку в каждом акте общения могут одновременно проявляться разные его функции.

Общение становится возможным, если налицо все его единицы (компоненты, слагаемые) и каждая четко выполняет отведённую ей роль. Компонентами общения являются:

1) его участники - их называют коммуникантами;

2) предмет общения;

3) его средства (словесные и несловесные).

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Коммуниканты (участники общения) - это люди. Сколько их должно быть, чтобы общение состоялось? На первый взгляд, ответ прост - не меньше двух. Однако психологи и лингвисты пользуются терминами "внутренняя речь", "внутренний голос" и т.п., то есть существует и общение человека со своим внутренним "я" - "тихо сам с собою я веду беседу".

Коммуникантов может быть огромное количество, если речь идет о так называемом массовом общении: политик выступает на митинге, президент обращается к народу своей страны по телевидению и т.д. Однако психологи заметили, что оптимальное количество общающихся - три - пять человек. Если же в контакт вступает большее количество людей, то они стремятся разбиться на группы.

Второй компонент общения - предмет, проблема, процесс деятельности, который нуждается в рассмотрении, решении, обсуждении.

Представим ситуацию, в которой каждый из нас может оказаться. Молодой человек сидит на длинной скамейке в парке, на другом конце удобно устроилась старушка, она вяжет. Потенциальные коммуниканты налицо, но общения нет, так как у них нет предмета, общей проблемы. Но вот в конце аллеи показалась занятная пара: переваливаясь с ноги на ногу, бежит малыш, а за ним, едва поспевая на высоких модных каблучках, спешит молодая мама. Прямо перед скамейкой, где сидят наши потенциальные коммуниканты, ребенок падает, разбивает себе коленки и нос. Как поведут себя юноша и старушка? Думаем, постараются утешить малыша, пока не подойдёт мать и, возможно, перекинутся парой нелестных слов в ее адрес: "Идёшь гулять с малышом - модные туфельки оставь дома:". Возникнет ситуация общения, так как появится общий предмет.

Станет ли возможным общение, если юноша и старушка говорят на разных языках и налицо ситуация языкового дефицита, поймут ли они друг друга? Здесь мы должны вспомнить о третьем компоненте - средствах общения. Они могут быть словесными (вербальными от лат. - глагол) и несловесными (невербальными). Так поймут или не поймут наши коммуниканты друг друга? Произнесенные ими слова останутся непонятными, но в ситуации языкового дефицита выручат невербальные средства - жесты, мимика, взгляд и т.д. Итак, третий компонент - вербальные и невербальные средства общения

Общение может быть эффективным только тогда, когда все три компонента безупречно "работают". Если один из них даёт сбои, общение затрудняется или может вообще не состояться. Виновниками чаще всего становятся коммуниканты, которые не владеют вербальными и невербальными средствами общения или плохо знают его предмет.

Проблемами общения как особой формы взаимодействия людей занимаются представители разных наук - философы и культурологи, социологи и педагоги, политики и религиозные деятели, психологи и лингвисты. Лингвистика (от лат. lingua - язык), языкознание - наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных представителях.

Главное назначение языка - быть средством общения людей, средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Для того чтобы получать и передавать знания, выражать собственное отношение к происходящему, всем нам необходимо вступать в контакты с людьми (общаться друг с другом). Между нами устанавливается так называемая коммуникация. Это слово происходит от латинского "communicatio" (сообщение, связь, передача) и подразумевает обмен информацией.

На нижеследующем рисунке отображена классификация коммуникаций по видам:

Рис. 1 - Классификация коммуникаций

Коммуникативная личность - самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование - 45%, говорение - 30%, чтение - 16%, письмо - 9%).

Рассмотрим типологию форм и средств коммуникации. Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная и т.п., отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания.

Коммуникационные средства объединяют различные формы коммуникации, зачастую используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика).

Средства массовой коммуникации (СМК) также могут включать различные формы коммуникации. Так, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета - слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации связаны с их природой или технологическими ограничениями. Так, слова преходящи: Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слова слышны только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные же материалы более стойки ко времени и пространству, это даже приводит иногда к управленческим проблемам (захламленность старыми документами).

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т.п.

Все формы и средства коммуникации являются "продолжением человеческого тела", дополняя и усиливая недостаточные функции, в особенности зрения и слуха (громкоговорители и средства передачи звука усиливают негромкий голос, материализованные средства типа магнитной ленты сокращают расстояние между коммуникантами, или даже позволяют осуществлять коммуникацию через временные пласты).

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.

Коммуникации, обеспечивающие передачу данных на расстоянии, называют телекоммуникациями (теле - удаленный).

Цели коммуникаций:

- обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;

- совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

- создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

- регулирование и рационализация информационных потоков.

Коммуникации подразделяются на следующие виды: межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

- формальные или официальные. Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

- неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичной информацией, передаваемой по каналам неформальных коммуникаций являются: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

- горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую менеджерам для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

- вербальные (словесные);

- невербальные, призванные осуществлять обмен информацией без применения слов, например, с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.

Наши рекомендации