Это бесчисленное множество цветов. 2 страница. а вокруг чёрного – белый.
а вокруг чёрного – белый.
Примечание. В случаях, когда реакция глаза будет отличаться от вышеозначенной, можно говорить о нарушении цветового зрения у человека или его неразвитости, или сдвиге в восприятии цвета в какую-либо сторону спектра. Это касается и других опытов.
Б/ Одновременный контраст.
Б1. Хроматический одновременный контраст.
Серое пятно на красном фоне
приобретёт зеленоватый оттенок.
Серое пятно на фиолетовом фоне приобретёт
оранжеватый оттенок.
Серое пятно на зелёном фоне будет иметь
тенденцию к красному.
Б2. Монохроматический контраст. От индуктирующего поля зависит эффективность контраста по светлоте, цветовому тону и насыщенности.
Б3. Световой ахроматический контраст.
Эффективность контраста зависит от светлоты реагирующего поля.
В/ Контраст по цветовому тону.
Контраст возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или при сопоставлении ахроматического и хроматического цвета.
Г/ Контраст взаимодополнительных цветов.
Взаимное повышение насыщенности.
Эффектсимультации.
Возникает на границе цветов, контрастных по цветовому тону, но одинаковых по насыщенности и светлоте. Это один из самых интенсивных контрастов по воздействию на цветовое зрение. Поэтому крайне важно учитывать это обстоятельство ри работе с цветом – избегать его или, наоборот, применять его там, где это необходимо.
Д/ Контраст по насыщенности.
При этом виде контраста сопоставляются ахроматические тона /чёрные, серые, белые/ с хроматическими /цветными/. Этот вид контраста особенно заметно выражается в изменении светлоты цветового тона. На чёрном более контрастны жёлтые цвета, т.к. они более светлые, на белом – наоборот: жёлтые будут менее контрастны, а синие – более контрастны.
Контраст по насыщенности особенно заметен именно при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. При этом на чёрном или тёмно-сером фоне какой-либо цвет понижет свою насыщенность, и наоборот, на белом или светло-сером фоне повышает. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая художнику возможность добиваться необыкновенно интенсивного звучания цвета.
Ж/ Одновременный контраст в тенях.
Задание. Понаблюдайте за тенями от разных источников света – от солнца /утреннего, дневного и вечернего на закате/, от луны, от фонарей и ламп разного света или с фильтрами различных оттенков спектра. Приведите примеры.
НЕСОБСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЦВЕТА.
Психофизиологическое воздействие цвета на человека играет важную роль в его жизни, хотя зачастую этот фактор остается без должного внимания. Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния – чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности… Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние.
Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета-символа. Так, солнце и огонь – желтый и красный цвета – создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо и воздух, вода и лед – голубые, синие цвета – стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный–печальный, легкий–тяжелый, громкий (звучный)–тихий, динамичный–статичный и т.д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами.
Несобственные качества цвета – это те качества, которые объективно цветам не присущи, они появляются вследствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии.
Задание. Привести примеры ассоциативных характеристик цвета. Например,
тёплый – холодный,
лёгкий – тяжёлый,
глухой – звонкий,
вялый – активный,
выступающий – отступающий
(цветовая перспектива),
мягкий – жёсткий (по насыщенности),
и т.д.
Цветовосприятие зависит от настроения человека, от чувств, которые переживает он в момент созерцания художественного произведения (например, чувство радости или страха, тревоги или стыда).
Исследуя воздействие отдельно изолированного цвета на чувство зрения, Гёте, например, утверждал, что через зрение цвет воздействует и на душу человека. Так, жёлтый обладает, по его мнению, прелестью, вызывает благодушие; синий всегда приносит что-то тёмное, чувство холода, пустоты, пространства, печали, красный даёт впечатление достоинства, прелести, грации, в зелёном глаз находит реальное удовлетворение.
При этом нужно иметь ввиду, что Гёте говорил о чистых цветах. Он отмечал, что изменение их чистоты приводит иногда к другому действию. Так, например, грязный жёлтый цвет весьма неприятен.
Задание.
1.Проанализировать воздействие чистых цветов на себя и близких.
2. Также замутнённых цветов.
3. Сравнить результаты с Гёте и другими исследователями.
ЦВЕТОВОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ.
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека на те или иные цветовые комбинации. В этом аспекте установлен ряд закономерностей – по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистые цвета), для взрослых – холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых – ахроматические цвета пастельных тонов.
Исследования Г.Фрилинга и К.Ауэра выявили следующую закономерность:
у детей любимыми являются яркие цвета, причём, для детей 7-8 лет предпочтительные цвета: у мальчиков – красный, у девочек – синий.
У детей дошкольного возраста более любимый цвет – красный; у взрослых – синий, а потом красный.
У взрослых предпочтение цвета выявлено в следующей последовательности, которую можно назвать перекрёстной:
у мужчин у женщин
1. ЗЕЛЁНЫЙ 1. СИНИЙ
2. СИНИЙ 2.ЗЕЛЁНЫЙ
3. КРАСНЫЙ 3.БЕЛЫЙ
4. БЕЛЫЙ 4.КРАСНЫЙ
5. ЖЁЛТЫЙ 5.ЧЁРНЫЙ
6 .ЧЁРНЫЙ 6.ЖЁЛТЫЙ
Вообще, более предпочтительны пастельные, серые тона.
Больной человек не воспринимает яркий цвет так, как здоровый человек, но более бледным.
Важно: предпочтение цвета зависит от внутренних склонностей человека и от среды его обитания.
Так, где ландшафт составляет лес, т.е. где среда обитания является преимуществнно зелёной, глаз «скучает» по противоположному цвету – красному. Наблюдение русского художника К.Петрова-Водкина, которое подтверждает психофизиологическую основу предпочтения цветов: «Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающий выход зелёному. И такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки».
В городской среде с малым количеством лесного массива человек скучает по зелени; среди железобетонных конструкций и серого асфальта глаз требует ярких «освежающих» пятен (не потому ли в мегаполисах столько много яркой рекламны?!)
Существует и другой эффект: например, у жителей морской державы Греции, где среда обитания сине–голубая /небо-море/, любимый цвет – сине-голубой. Поскольку там яркая природа, то и жители предпочитают яркие цвета. Вообще, это касается южных стран.
Задание. Привести другие примеры.
Глава 4.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА*.
Раскрытие символического значения цветов в Церкви довольна затруднительна, однако, некоторые указания Священного Писания, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в Деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье современного учёного В.В.Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве». Труд этот основан на исторических и археологических данных и писаниях учителей Церкви. Другой исследователь символики цвета – Н.Б.Бахилин – черпает сведения из старинных источников письменности и фольклора.
В сложившемся церковном каноне по существу мы имеем два явления – белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которых он состоит (или на которые он разлагается). Чёрный цвет есть отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.
*Раздел, в основном, заимствован из «Настольной книги священнослужителя», том 4.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ.
В церковной символике белый цвет – не просто один из многих цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк.9:3). Снег при ярком блистании на солнце имеет, как известно, именно радужные переливы.
Бычков подчёркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты.
По мнению А.Н.Овчинникова, исследователя и реставратора древних икон, «белый свет и золотой имеют разное значение. Исходя из иерархии цветов, белый стоит на первом месте. Золотой, обозначающий божественный свет, тоже на первом». Однако, исследуя белофонные и золотофонные иконы, а также древние фрески, автор статьи пришёл к выводу, что белый цвет символизирует свет рая, и всякое изображение на белом фоне следует принимать как сопричастное раю. Райский свет наглядно представлен на таких иконах как Страшный Суд, Лествица Иоанна Лествичника, О Тебе радуется и т.д. «Белый цвет является синонимом не золота, а серебра»,- утверждает автор.
Белый цвет принят в Церковной практике в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения и Вознесения Господня потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. Также принят белый цвет и для поминовения усопших, потому что выражает смысл упокоения со святыми отошедших в иной мир, в селениях праведников, облечённых, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного Света.
СПЕКТР.
Спектр солнечного света – это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Бог представил радугу Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землёю и между всякою душёю живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт.9:16). Радуга, это поразительное по своей красоте явление, подобно дуге или мосту, переброшенному между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами, и «мост» между жизнью временной и вечной в Царствии Небесном. Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе за весь род человеческий, дабы он более не был истреблён волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр.4:3); также он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга» (Откр.10:1).
Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу 7, положенному Богом в порядок небесного и земного бытия – шести дням творения мира и седьмому – дню покоя Господа. Также число 7 является символическим указанием на 7 таинств Церкви; 7 светильников в небесном храме, Троице и Четвероевангелию (7=3+4) и т.д.
Праздник праздников – Пасха Христова – начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но пасхальная литургия, а затем вся светлая седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном подвиге Сына Божия. На пасхальной утрени на каждой песни пасхального канона принято менять облачения, так что священник предстаёт каждый раз в ризах иного цвета, тем самым представляя радужную игру цветов в честь торжества из торжеств.
Вещественный земной свет рассматривается Церковью как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определённых Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определённым духовным явлениям и лицам.
Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Например, ангелы и святые в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» – Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветии радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь, «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Церковь в таинстве Причащения Своею Кровию. Ангелы опоясаны золотыми поясами, на главах Христа и старцев-священников вокруг Него – золотые венцы.
Задание.
Найти в природе явления спектра и отметить, в какой последовательности находятся цвета, в какой среде они более ярки и чисты.
Найти или изготовить призму для созерцания спектра в повседневной жизни.
3 основных цвета спектра: КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ (ГОЛУБОЙ).
Приступая к рассмотрению цветового спектрального ряда, отметим в нем три самостоятельных непроизводных цвета – красный, жёлтый, синий /голубой/. Наличие в красках трёх основных, или непроизводных, цветов соответствует представлениям о несозданном Боге-Троице, а остальные цвета спектра – производные от этой триады – напоминают нам о Божественных творениях.
В цветоведении троичность можно наблюдать ещё и в зрительном аппарате человека. Об этом см. выше. Привести примеры троичности в цветовых природных явлениях.
Итак, рассмотрим 3 основных непроизводных цвета – красный, синий /голубой/, жёлтый, а затем все остальные.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ.
«После белого вторым цветом по значению является красный цвет – символ Воскресения, Второго Пришествия, Небесной действительности – огненной природы небесного мира (издревле небесная стихия представлялась огненной)». /А.Н.Овчинников/
В числе спектрального цветового ряда красный цвет принято считать первым как цвет пламенной любви и огня. Это связано с представлением Ипостаси Бога Отца, который есть как «огнь поядающий». Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, путеводит Израиль в обетованную землю огненным столпом..
«Красный цвет символизирует неразрывную связь Христа и Богоматери. На службе Введения во храм Пресвятой Богородицы поётся: «Пречистая! Царь и Бог пройдя (чрез Тебя) и одевшись в пурпур из красноты Твоей, обновил весь род человеческий по милосердию Своему»» /А.Н.О./
«Бог есть Любовь», явленная миру в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и за спасение мира пролил Кровь Свою на Кресте, и воскрес в третий день, даруя всем воскресение. Святые мученики, пролившие кровь свою во имя Христово, являются причастниками Его подвига. В богослужебной практике красный цвет усвоен празднику Пасхи и празднованию памяти святых мучеников в знак того, что пролитая ими кровь явилась свидетельством пламенной любви ко Господу.
Красный цвет в церковной символике – цвет безграничной любви Бога и человека.
СИНИЙ ЦВЕТ.
Третий по значению – синий цвет, представляющий небесную истину и символ бессмертия. Также синий цвет символизирует Софию – Премудрость Божию /Овчинников/.
По словам кн. Трубецкого, «краски здешнего, видимого неба, получили условное, символическое значение знамений неба потустороннего».
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ.
Небо вещественное есть отображение Неба духовного – невещественной области небесного бытия, Дух Святой называется Царём Небесным. Голубой цвет неба символизирует извечное излияние даров Духа Святого и Его благодати на всю поднебесную.
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ.
Жёлтый цвет преимущественно является синонимом, образом золота, но сам по себе не заменяет белый цвет, как может заменять его золото. Жёлтый /золотой/, как уже отмечалось, есть цвет царского и архиерейского достоинства, что символизирует «сияние славы Отчей», «Царя мира», «Архиерея грядущих благ» – Сына Божия Иисуса Христа.
§ По учению Православной Церкви Лица Святой Троицы едины в Существе Своём, Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если 3 цвета условно принять в качестве символов Троицы, то любой из этих 3-х цветов может отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все деяния Божии содержат в себе участие всех Лиц Пресвятой Троицы. Но есть Божественные акты, в которых более прославляется Бог Отец, в иных – Бог Сын или Бог Дух Святый. Так, в Ветхом Завете преимущественно явлена слава Бога Отца – Творца и Промыслителя мира. В Боговоплощении и Крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии Божественной благодати на святую Церковь прославляется Бог Дух Святый, Утешитель, Дух Истины. Соответственно этому красный цвет может выражать представления о Боге Отце, жёлтый /золотой/- Боге Сыне, синий /голубой/ - о Боге Духе Святом.