Выбор темы и методики исследования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ
Для студентов специальности 030301
«Психология»
Москва 2009
Утверждено Ректором ИГУМО,
Доктором юридических наук Волынкиной М.В.
Рекомендовано факультетом психологии
Протокол № от 2009 .
Рецензенты:Доктор юридических наук, профессор Ю.М. Антонян
Доктор технических наук, К.А.Магомедов
«Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии»
Составители: Заслуженный врач РФ, доктор психологических наук А.Н.Глушко; доцент В.Ф.Козенюк:
РИПО ИГУМО и ИТ, 2009.- 35с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Общие положения 4
2. Выбор темы и методики исследования
3. Требования к курсовым и выпускным квалификационным работам 7
4. Требования к структуре курсовых
и выпускных квалификационных работ 7
5. Требования к самостоятельной работе студента 14
6. Последовательность выполнения исследования 15
7. Требования, предъявляемые к оформлению курсовых
и выпускных квалификационных работ 16
8. Защита курсовых и
выпускных квалификационных работ
Приложения
Приложение 1. Адреса, телефоны и проезд к библиотекам Москвы
Приложение 2.Образец оформления титульного листа курсовой
и выпускной квалификационной работы
Приложение 3. Вариант оформления оглавления
Приложение 4. Образец оформления списка литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель настоящей работы – помочь студентам в кратчайшие сроки и с максимально возможным эффектом освоить правила проведения и оформления научного исследования, в качестве которого в данном случае выступает курсовая и выпускная квалификационная работа. Предлагаемые материалы являются учебно - методическим пособием по написанию указанных работ, предусмотренных учебным планом ВУЗа при подготовке студентов по специальности «Психология». Авторы попытались показать специфику научного исследования, его особенности в сравнении с обыденным эмпирическим познанием и диагностическим исследованием. В работе излагаются основные требования, элементы понятийного аппарата научной работы, её этапы, раскрываются особенности оформления курсовых и выпускных квалификационных работ. Понятийный аппарат и правила описания библиографических источников даются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям, поскольку различные виды исследовательских работ (курсовая, дипломная, диссертационная) имеют единый язык и различаются лишь объемом проделанной работы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Работа студентов над темой курсовой и выпускной квалификационной работы связана с углублением и расширением психологических знаний, приведением их в систему, формированием и развитием навыков организации исследования, сбора эмпирических данных, их математической обработки и интерпретации и является самостоятельной работой. Курсовая и выпускная квалификационная работа являются одним из видов психодиагностической, коррекционной или консультационной деятельности и предназначены для развития способностей к проведению прикладных исследований и формированию научного мышления студентов.
Научно-исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
§ Определение темы исследования;
§ Поиск научной литературы по теме исследования;
§ Анализ литературных данных по теме исследования, составление психологического анализа состояния проблемы;
§ Проведение эмпирического или экспериментального исследования, сбор результатов и их первичная статистическая обработка;
§ Интерпретация результатов исследования, проведение обобщений по каждой главе и формулирование выводов по результатам исследования.
§ Подготовка рекомендаций для психолога и администрации по психологической помощи в случае необходимости.
Курсовая и выпускная квалификационная работа по психологии является самостоятельной научной работой студента и должна отразитьприобретенные им теоретические знания, практические навыки и результаты исследований по различным разделам психологии в рамках выбранной темы, чем и отличается от констатации теоретических положений в рефератах и научных сообщениях. Таким образом, по глубине разрабатываемой темы и полноте доказательной базы эти работы занимают среднее положение между рефератом (научным сообщением) и диссертационной работой. Следовательно, в них решается задача систематизации, укрепления и расширения теоретических знаний и практических навыков студентов в решении сложных комплексных вопросов с элементами исследований.
Курсовая и выпускная квалификационная работа представляют собой теоретическое и эмпирическое исследование одного из аспектов проблем общей и профессиональной психологии, имеющих прикладное значение. Результаты работы оформляются в виде текстуальной части эмпирического раздела с графиками, таблицами, с приложением образцов стимульных материалов, документов, чертежей, схем и др.
Выполнение курсовой и выпускной квалификационной работы преследует достижение следующих целей:
§ развить и закрепить навыки практического применения полученных знаний, формировать способности творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по проблемам психологии;
§ освоить практику применения совокупности методов исследования закономерностей и особенностей проявления психических явлений, изучаемых в различных направлениях психологии;
§ выработать у студентов навыки и умения грамотно и убедительно излагать аналитический, научный и исследовательский материал для доказательства выдвинутой гипотезы;
§ обучить студентов первичным навыкам самостоятельного проведения и оформления научных исследований и сформировать умения четко формулировать теоретические обобщения, делать самостоятельные выводы, производить расчеты, готовить и обосновывать практические рекомендации;
§ научить студентов самостоятельно практически применять полученные знания по изучаемым в курсе проблемам для комплексного практического решения задач психологического обеспечения жизнедеятельности человека.
Курсовая и выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с определенными требованиями, которые являются составной частью оценки работы студента.
ВЫБОР ТЕМЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Именно с этого начинается творческая работа студента, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальностиизбранной темы, ее теоретического и практического значения и личностного смысла.
Уточнение темы работы происходит в ходе консультации с научным руководителем. Тема курсовой или выпускной квалификационной работы определяется исходя из возможностей исследовательской деятельности студента, в частности наличия базы для проведения эмпирического исследования. При этом предоставляется полная самостоятельность студенту в её выборе в соответствии с его интересами. Преподаватель - научный руководитель работы выполняет консультативную помощь.
Важным моментом является определение методологии исследования: схема, методы и конкретные методики (тесты). Научный руководитель рекомендует (в зависимости от предмета исследования) остановиться в каждом вопросе (разделе) курсовой работы на одной или нескольких методиках, среди которых могут быть: простой анализ констатирующего исследования, критический анализ динамики изменения показателей, моделирование, формирующий эксперимент, контент-анализ и др. Выбор методик исследования и стратегии поведения определяется наличием эмпирического или экспериментального исследования, что зависит от выбранной темы и ее формулирования.
Работа над избранной темой требует от студента:
§ знания соответствующих разделов психологического знания (общая психология, социальная психология, основы психологического консультирования или менеджмента) методов статистического научного анализа, творческого подхода к интерпретации результатов, логики и умения аргументировать выдвигаемые гипотезы;
§ изложения позиции разных авторов, школ и направлений по рассматриваемой проблеме;
§ желания формировать у себя профессионализм, настойчивость и организационные способности, умения использования психологических знаний в прикладной области;
§ проявления настойчивости и последовательности в четком следовании положениям психологических концепций, школ или направлений, в рамках которых предполагается рассмотрение выбранной проблемы.