Вопрос 4. Основные методологические направления в литературоведении. Структурно-семиотическое направление. Герменевтика и проблема интерпретации литературного произведения
Герменевтика ― наука о понимании и интерпретации текста. Это основа методологии любых гуманитарных наук, в том числе и литературоведения.
Герменевтика возникла в средневековье. Нужно было уметь читать и понимать древние тексты. Поэтому возникла необходимость в появлении герменевтики.
Герменевтика требует от исследователя глубокого проникновения в источник, эпоху, в авторское мировоззрение. «Понимание невозможно без глубокого проникновения в предмет».
Герменевтика исходит из того, что существует 2 сознания, между которыми должен быть налажен контакт (диалог сознания). Он зависит от культурного, исторического, социального опыта читателя. Чем дальше будет развиваться общество, тем больше будет влияния на сознание, понимание.
Каждый читатель, изучающий произведение, имеет свои «горизонты ожидания». Во время чтения возникает:
· Первичное проникновение в текст (интуитивное)
· Понимание
· Интерпретация, т.е. истолкование.
Самый глубокий уровень постижения смысла текста. Смысл восходит к человеческим основам бытия, это подлинность
Вопрос 5. Литература и мифология литературы как формы творческого освоения реальности. Специфические функции, историческое взаимодействие мифа и литературы.
Вопрос 6. Генезис литературных форм.
Статья А. Н. Веселовского «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов» из «Исторической поэтики» (в хрестоматии в разделе шестом). «Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля». (Хрестоматия. Раздел пятый).
Вопрос 7. Изучение взаимодействия мифологии и литературы в 19-20 вв. (бр. Гримм, Ф.И. Буслаев, К.Г. Юнг, Фрезер, В.Я. Пропп, М.Е. Мелетинский). Учение К.Г. Юнга о визионерском типе литературного творчества и об архетипах.
Начало XIX века: в лит-ре начинает господствовать романтизм. В немецком романтизме появляются фигуры братьев Гримм. Они первыми подвели некую систематическую базу (теорию) под изучение фольклора. Эта теория носит название «Мифопоэтика».
Основной труд бр. Гримм «Немецкая мифология» (1807). В основе современной литературы лежат древние мифы. Они могут повторяться, комбинироваться в разных вариантах. Искали общие прообразы в немецких сказках и преданиях.
В России Ф.И. Буслаев выдвинул несколько мифологических теорий, типологизировал мифологические мотивы.
- Солярные мифы
- Хтонические
- Этиологические
- Космогонические
Мифологическая критика ― на Западе.
Мифопоэтика (т.е. во внутреннем строе произведения ищутся прообразы) ― у нас.
Мифопоэтика опирается на учение К.Г. Юнга. Он пересмотрел теорию Фрейда о бессознательном (бессознательные силы руководят человеческой психикой) и создал теорию «коллективное бессознательное». Он говорил, что основу подсознания или бессознательного составляет коллективный опыт наших предков. И этот опыт руководит моделью нашего поведения (энергетические сгустки мыслей, смысловые модели, матричные модели-архетипы). Архетипы формируют представление о мире с младенчества: анимо, анимус, архетипы культурного героя трикстера.
Многие образы в художественных произведениях актуализируются.
Визионерский тип писателя ― писатель, который в своих произведениях актуализирует архетипы, воплощая их в особую форму (Гете «Фауст»).
Психология архетипа младенца-бога (воплощает в себе надежду будущего, он должен будет спасти человечество от чего-то в будущем.
И. А. Мелетинский «О литературных архетипах».
Фрезер «Золотая ветвь».
Вопрос 8. Концепция народно-смеховой культуры М.М. Бахтина. Карнавальная литература.
????????????????????????????????????????????????????????????????
Простите, но я у себя не смогла найти лекции по этой теме. У кого это есть, пожалуйста, сообщите.
Вопрос 9. Литература и реальность. Игровая концепция искусства. Условность литературы. Вторичная условность и ее формы.
В сфере человеческого сознания есть много отраслей: философия, эстетика, искусство. Человеческое сознание всегда реализуется в какой-то духовно-культурной практике. Она направлена на освоение и преобразование мира.
Литература создает вторую духовную реальность, впрочем, как и всякое искусство. Она оказывает влияние на преобразование мира. Картина, скульптура и т.д. ― все это преобразованная в сознании художника реальность. Литература, как и др. искусство, ― это моделирование реальности, созданной по законам красоты.
Таким образом у лит-ры, как формы сознания, 2 основных свойства:
- Творческий (преобразование мира)
- Эстетический (по законам красоты).
Эстетика ― изучение, чувственное постижение предмета как целостности. При эстетическом восприятии рождается эстетическая эмоция, которая существует самостоятельно, не утилитарно.
Научное постижение мира (рациональное) основано на понятиях, а эстетическое на чувственном восприятии. Отсюда одно из основных свойств лит-ры и искусства ― образность.
Аристотель говорил, что красота ― это порядок, но Ницше сказал, что и в хаосе, буйстве страстей есть привлекательное.
Понятие красоты, прекрасного предполагает и объективное свойство предмета, и наше субъективное восприятие. Т.о. прекрасное ― и субъективное, и объективное свойство.
Образность ― главное фундаментальное свойство. Образ ― живая картина, которую мы должны воспринимать через органы чувств (чувственное, а не интеллектуальное восприятие). Образ создается в лит-ре благодаря слову, поэтому слово ― образный материал лит-ры.
Своими средствами (словом) лит-ра передает и др. искусства. Поэтому лит-ра занимает центральное положение среди др. искусств.
Образ всегда конкретен, детален, индивидуализирован, но все же он есть некоторое обобщение. Образ всегда отражает какую-то часть реальности.
Р С И
Реальность сознание произведение искусства
Искусство ― возвращение в реальность, вторая реальность, созданная по законам красоты.
Внутренний мир худ. произведения (художественная микромодель) не полностью соответствует миру реальному. Условность ― нетождественность мира худ. произведения миру реальному.
Существует первичная условность и вторичная условность (акцентированная). Вторичная условность ― полная оторванность от реальности. Ее крайние формы ― гротеск и фантастика. Существует и промежуточная условность (переход к гротеску и т.д.): сон Раскольникова о том, как появляется смеющаяся над ним старуха.
Чем больше автор привносит своей выдумки, тем выше степень условности. Литература как феномен возникает тогда, когда условность осознается автором, когда, например, он перестает верить в мифологические существа, понимает, что это вымысел, условность. Пока же он верит в то, что придумал, это миф (осмысление мира, законы, по которым живет человек). Как только возникает необходимость связать это с чувственным познанием, эстетикой, возникает лит-ра.
Вопрос 10. Художественная литература как вид искусства. Предмет, функции и особенности образного отражения и претворения реальности литературой как искусством слова. Лессинг: «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (раздел второй хрестоматии). Гегель: «Лекции по эстетике» (раздел второй хрестоматии).
Литература ― искусство слова, которое отличается от других искусств своим материалом.
Слово в чем-то ограничивает наше восприятие, а живопись, скульптура, музыка универсальны. С одной стороны, это недостаток литературы, но с другой ― ее достоинство, т.к. слово может передавать и пласт., и звук., и динамич. образ. С помощью слово можно описать и портрет, и пейзаж (описательная функция).
Слово может передать звучащую музыку, может передать только общее впечатление от музыки.
Слово в литературе также может передавать динамику, воссоздавать какой-то динамический ряд. Тогда слово выступает в повествовательной функции.
Слово ― важнейший элемент конструирования художественного образа в литературе, законченная смысловая единица.
В художественном образе выделяют 2 пересекающихся ряда:
смысловой
· речевой (языковой)
Слово в литературе призвано передать смысл (семантику образа).
«Слово в литературе направлено не только на передачу смысла, но и на само себя», ― М.М. Бахтин. Он очень много рассуждал по этому поводу («Вопросы литературы и эстетики»). Бахтин говорит: «Основное свойство литературы: язык здесь не только средство коммуникации и выражения ― изображения, но и объект изображения». Т.е. слово в литературе несет как бы дополнительную функцию, чтобы мы насладились его ассоциативными связями с другими словами ― функция эмоциональная, эстетическая (чтобы читатель смог насладиться красотой звуков и слов).
Торможение. Слово дает неповторимую эмоцию в литературе и иногда «тормозит» развитие действия. Например, благодаря анафоре мы вырабатываем свое отношение к миру, происходит познание мира.
Как и во всяком искусстве, содержание и форма в литературе неразрывно связаны. Язык, слово ― внешняя форма. Иногда исследователи говорят, что внешняя форма важнее, чем содержание.
Слово в лит-ре направлено на само себя, оно важно само по себе. Слово также является объектом изображения, кот. передает поток речи, сознания, ― вот в чем смысл фразы Бахтина, свойство литературы.
Лит-ра передает речь, звучащую или внутреннюю (мысленный поток).
В кино важнее видео, чем слово. Здесь слово не самый важный элемент.
Смысл в литературе второстепенен, а звучащая речь первостепенна. В целом в искусстве проблема содержания и формы очень сложна.
Очень важная функция литературы ― познавательная и воспитывающая. Познавательная, т.к. несет в себе различные смыслы. Но все-таки познавательная функция более присуща науке, а не искусству.
Лит-ра может нести какие-либо идеи, воспитывать. Но все-таки в большинстве своем лит-ра несет гуманистические воспитательные функции. Воспитание в книге ― это то, что мы вкладываем в нее.
Лит-ра, как любой вид творчества, преобразует мир. Воображение, фантазия ― инструменты преобразования. Они не раскрыты ни медициной, ни биологией, ни психологией.