Другими, подавлять их в каких-либо сферах деятельности.
Рассказать, что в современной социальной психологии
принято делить все виды отношений на следующие.
• Сотрудничество - идеальный случай взаимоотно-
шений, предполагающий взаимопонимание и
взаимоподдержку.____________________________
• Паритет - ровные, союзнические отношения,
Основанные на взаимной выгоде членов союзов.
Соревнование - желание добиться большего и
лучшего в благожелательном соперничестве._____
Конкуренция - стремление главенствовать над
другими, подавлять их в каких-либо сферах деятельности.
• Антагонизм -резкие противоречия между членами
группы, при которых их объединение носит явно
вынужденный характер._______________________
Явные или скрытые конкуренция и антагонизм “разъедают” эмоциональные связи родителей и детей, приводя к стычкам, конфликтам и проблемам.
Стержневая проблема взаимоотношений,начиная примерно с 12 лет, - это реакция эмансипации. Эмансипация может быть:
• эмоциональная (когда эмоциональные связи детей и
родителей постепенно разрываются или вытесняются связями с другими - дружбой, любовью);
• поведенческая (когда родители оказываются не в
состоянии регулировать поведение ребенка);
• нормативная (если нормы и ценности, на которые
ориентируются родители, становятся чуждыми
их детям, воздвигая между ними стену непонима-
ния).__________________________________
Позиция родителей при этом,чаще всего, сводится к тому, что они:
1) окончательно убеждают себя в том, что власть
над детьми дана “от бога” и продолжают деспо
тически навязывать детям свои мнения, сужде
ния, оценки и решения по известному, по не всегда
приемлемому принципу “делай как я”;______
2) начинают просто побаиваться взрослеющих и
стремительно умнеющих детей, отступают
перед ними, боясь получить от них упрек в кон
серватизме и обретая в награду (в лучшем случае)
снисходительную улыбку подрастающего поколе-
ния.___________________________________
Существует три основных стилясемейных взаимоотношений:
*_______________________________________ попустительская;
■ авторитарная;___________________________
• демократическая. (Более подробно о неприемлемых
стилях воспитания си. в Приложении 2.)____
В зависимости от ориентации родителей, будут строиться их отношения с детьми.
Сказать, что только ориентация на демократический стильпозволит смягчить (или устранить) проявления эмансипации, помочь ребенку научиться принимать самостоятельные решения и быть ответственным за свою жизнь (а не выслушивать постоянно: “А можно я посмотрю вечером кино и ля-
гу в час ночи?”), испытывая при этом напряжение, связанное с борьбой мотивов “за” и “против”, раздражительность и тревогу.
Сказать, что метод коррекцииориентирован на то, что поэтапно, шаг за шагом, родители подойдут к равноправным взаимоотношениям с детьми, сначала (начиная со 2-й главы), отдавая права ребенку, а затем (с 5-й главы) отстаивая уже имеющиеся свои.
Убедите родителей, что первый этап состоит в том, чтобы успокоиться и поверить в себя прежде, чем воздействовать на ребенка.
Подраздел 2._______________________________
Цель второго подраздела первого занятия: обучить родителей технике мышечного расслабления и внушить уверенность в успехе при решении их проблем.
Для многих людей проблема состоит в непонимании того, что самоуспокоение может быть достигнуто произвольно.
Большинство людей не осознает того, что они сами создают собственное настроение и, следовательно, могут его изменять.
Существуют различные методы мышечного расслабления и самоуспокоения: аутогенная тренировка, гипноз, самовнушение по Куэ и др. Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону удобна тем, что позволяет зафиксировать те мышечные зажимы, которые характерны для каждого человека. Второе преимущество перед
другими методами - это относительная легкость в освоении его.
Дать родителям упражнения по релаксации.Еще в 1908 г. в исследовании, проведенном в Гарвардском университете, было обнаружено, что стресс и тревога связаны с мышечным напряжением. Прогрессивная мышечная релаксация представляет собой инструмент, который Вы можете использовать для снятия мышечного напряжения и, следовательно, стресса и тревоги. Это - система последовательного и упорядоченного напряжения и расслабления основных мышечных групп Вашего тела, направленная на достижение полного расслабления. Это достигается благодаря двум процессам:
1. Напрягая, а затем расслабляя мышцы, Вы полу
чаете импульс для достижения более глубокого
уровня расслабления._____________________
2. Напрягая, а затем расслабляя мышцы, Вы може
те сравнить состояние расслабления и напряже-
ния.
Подведем Итог
Релаксацияпозволит Вам сравнить ощущения, связанные с
напряжением и расслаблением. Стресс итревога, которые Вы испытываете при общении с
ребенком, связаны с мышечным напряжением.
Уменьшая мышечное напряжение,Вы снижаете уровень тревоги и стресса.
Для овладения прогрессивной мышечной релаксацией необходимы время и терпение, но это - наиболее доступная и эффективная техника расслабления из арсенала психотерапевтических приемов. И разве Ваше хорошее самочувствие не стоит 15 минут занятий в день?
Подготовка________________________________
Устройтесь поудобнее, ослабьте стесняющую Вас одежду. Напрягайте каждую группу мышц 2 раза примерно по 5 секунд, причем, напряжение должно быть максимальным, насколько это возможно. Если Вы почувствуете боль или дрожь в суставах или мышцах - уменьшите интенсивность напряжения. Напрягать мышцы будете на вдохе, затем на высоте вдоха - максимальное напряжение примерно 5 секунд, а затем спокойный выдох и полное расслабление.
Закройте глаза, откиньте голову назад и направь
те свое внимание на дыхание. Дыхание - это мет
роном тела. Давайте ощутим этот метроном. Ощу
тите, как воздух входит через ноздри и поступает
в легкие, как Ваша грудь и живот расширяются на
вдохе, и как они опадают на выдохе. Сосредоточь
тесь на дыхании (30 сек.).
Грудь_________________________________ '
Постарайтесь как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг Вас. Итак, сделали глубокий вдох. Очень глубокий, глубже, глубже, глубже. Задержка и расслабление. Просто выдохните весь воздух из легких и перейдите к обычному дыханию. Обратили внимание на разницу между расслаблением и напряжением? Повторим упражнение. Сосредоточьтесь на расслаблении (20 сек.).
Руки
Плечи
Спина
По моей команде сожмите обе руки на вдохе в кулаки как можно крепче. Итак, медленный вдох... Крепче, еще крепче. Максимальное напряжение на высоте вдоха и расслабление. Полное расслабление и, возможно, ощущение легкого тепла в области кистей рук и предплечий. Повторим упражнение.
Теперь на вдохе растопырьте пальцы рук как можно шире. Начали. Раздвиньте пальцы широко... Шире... Еще шире. На вдохе - максимальное напряжение. Выдох. Расслабление. Повторим упражнение.
Руки перед собой. На вдохе, не отрывая спину, попытаться дотянуться кончиками пальцев до противоположной стены. Вдох. Тянемся сильнее, еще сильнее. Максимальное напряжение на высоте вдоха. Выдох. Полное расслабление. Повторим упражнение. Сосредоточьтесь на ощущениях тепла в кистях и предплечьях (20 сек.).
У нас есть привычка хранить напряжение и стресс в плечах. Это упражнение состоит в поднятии пле-ч вертикально вверх. Представьте, что Вы пытаетесь коснуться верхушками плеч мочек ушей. Медленный вдох. Потяните плечи вверх. Очень высоко, еще выше, еще выше. Как можно выше. Максимальное напряжение - на высоте вдоха. Выдох. Полное расслабление. Повторим упражнение. Опустите плечи. Дайте им полностью расслабиться, сильнее, еще сильнее (20 сек.).
На вдохе свести лопатки к линии позвоночника и немного вверх. Не забывайте, что расслабленные
мышцы, по возможности, не участвуют в упражнении. Медленный вдох- свели лопатки вместе. Тянем вверх. Еще выше, еще выше. На вдохе - максимальное напряжение и расслабление. Повторим упражнение. Сосредоточьтесь на ощущении тепла в мышцах спины и плеч (20 сек.).
Стопы и голени____________________________
Поставьте обе стопы всей поверхностью на пол. Теперь оставьте носки на полу, в то же время пятки приподнимите как можно выше. Медленный вдох. Поднимите пятки очень высоко, очень, очень высоко. На вдохе - максимальное напряжение и расслабление. Повторим упражнение. Почувствуйте приятное тепло в задних отделах мышц. Ваши мышцы становятся мягкими и расслабленными.
Теперь пятки остаются на полу, а Вы, не отрывая их от пола, пытаетесь дотянуться пальцами ног до коленной чашечки. Медленный вдох. Поднимите носки очень высоко. Еще выше. Как можно выше. Максимальное напряжение и расслабление. Повторим упражнение. Обратите внимание на нижнюю часть ног, почувствуйте тепло и тяжесть. Они там есть. Вы должны просто ощутить их. Дайте этим мышцам стать еще более расслабленными, еще более тяжелыми (20 сек.).
Бедра и живот_____________________________
Мышцы бедра. По моей команде вытяните ноги прямо перед собой как можно более прямо. Не забывайте держать икры расслабленными. Медленный вдох. Вытяните ноги перед собой. Тянитесь к противоположной стене. Еще прямее. Как можно более прямо. Еще. Максимальное напряжение и
Шея
Лицо
расслабление. Дайте ногам мягко опуститься на пол. Повторим упражнение.
Сейчас представьте, что Вы находитесь на пляже и зарываетесь пятками в песок. “Заройте” свои ноги в пол. Медленный вдох. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее. Максимальное напряжение и расслабление. Повторим упражнение. Сосредоточьтесь на расслаблении мышц живота и бедер (20 сек.).
На вдохе попытайтесь подбородком дотянуться до груди, одновременно сопротивляясь этому. Вдох. Тянемся сильнее, еще сильнее. Максимальное напряжение на высоте вдоха и расслабление. Полное расслабление и ощущение легкого тепла в области шеи. Повторим упражнение. Сосредоточьтесь на расслаблении (20 сек.).
Начнем со рта. Улыбнитесь так широко, как только можно. Улыбка до ушей. Медленный вдох. Очень широкая улыбка. Очень широкая. Шире. Еще шире. Повторим упражнение. Теперь соберите или сожмите губы вместе, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Соберите губы вместе. Медленный вдох. Сожмите их очень крепко. Еще крепче. Еще крепче. Максимальное напряжение и расслабление. Повторим упражнение. Дайте своему рту расслабиться. Отпустите мышцы, дайте им полностью расслабиться сильнее и сильнее (20 сек.).
Теперь перейдем к глазам. Зажмурьте их покрепче. Представьте, что Вы не даете брызгам шампуня попасть в глаза. Медленный вдох. Зажмурьте глаза очень крепко, очень крепко, еще крепче. Мак-
симальное напряжение и расслабление. Давайте повторим упражнение (20 сек.). Последнее упражнение заключается в поднимании бровей как можно выше. Глаза закрыты, а Вы поднимаете брови как можно выше. Медленный вдох. Поднимите брови высоко. Выше. Еще выше. Максимальное напряжение 5 секунд и расслабление. Давайте повторим упражнение. Постарайтесь ощутить расслабление лица (20 сек.). Вы теперь расслабили большинство основных мышц своего тела. Для еще большего расслабления я перечислю мышцы, которые Вы расслабляли. Когда я буду называть их, дайте им расслабиться еще сильнее. Вы ощутите, как расслабление растекается теплой волной по всему телу. Ощутите расслабление мышц лба; оно опускается вниз, к глазам, щекам. Вы можете чувствовать, как ощущение мягкой тяжести и тепла при расслаблении опускается к челюстям, шее, идет по плечам к груди и рукам, к животу. Расслабление опускается к ногам - бедрам, икрам и ниже, к стопам. Ваше тело становится тяжелым и очень расслабленным. В течение некоторого времени наслаждайтесь этим расслаблением (20 сек.). А теперь представьте, что Вы по путевке отдыхаете в Италии и осматриваете развалины древней Помпеи. И в одном тихом месте обращаете внимание на древнюю каменную колонну, на которой глава семьи записывал события своей жизни, и видите надпись: “Сегодня я был в гневе и отчаянии от того, что дочь солгала мне”. Призадумайтесь, какие чувства Вы испытываете к нему? Возможно, Вы ощутите некоторое сочувствие и даже жалость, но не испытаете никакой реальной тревоги по поводу поведения его ребенка.
И сейчас, в приятном и расслабленном состоя-нии, поразмышляйте над такими суждениями:
Многие дети, совершавшие те или иные проступки и нарушения, стали со временем совершенно нормальными людьми.
Вы не одиноки. Нередко у родителей и детей существуют трудности в семейной жизни. Подростки, пережив своего рода психологическое перевоплощение (синдром “гадкого утенка”), становятся, в конце концов, настоящими друзьями своих родителей.
Если Вы думаете о себе как о “плохом родителе”, то
этим не причините ущерба личности своего ребен
ка.__________________________________________
У Вас есть такое же ПРАВО на счастье, уважение и любовь, как и у ребенка.
Закончить занятие пожеланием успеха и уверенности, что в скором времени, при настойчивом желании, родители добьются успеха в решении своих проблем:
Упражнения по релаксации необходимо выполнять ЕЖЕДНЕВНО, даже если состояние заметно улучшилось.
Ко второму занятию родители должны заполнить опросник “Шкала родительской озабоченности” (ШРО), с которым они будут работать на всех последующих встречах, и “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ), который позволит определить, как родители воспитывают ребенка, установить тип воспитания (см. Приложения).
Основная и высшая цель воспитания - пере
дача ребенку ответственности за собственную
жизнь.____________________________________
ЭТО КЛЮЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ, на котором необходимо разделить в поведении ребенка события, за какие ответственен он, а за какие - родитель.
Подраздел 1._______________________________
Цель первого подраздела второго занятия - помочь родителям разделить в поведении ребенка события, за которые ответственен он, а за которые -родитель. Предложить родителям обсудить,в чем состоит цель воспитания, какие проблемы они хотят разрешить, высказанные мнения записать для дальнейшего обсуждения. Полученную информациюразделите на три уровня: