Ожидаемые результаты курса факультативных занятий
ПРОГРАММА
Факультативных занятий по английскому языку
«ВВЕДЕНИЕ В МИР ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
Для I-II классов
Общеобразовательных учреждений
С белорусским и русским языками обучения
Минск
ПояснИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных учреждений.
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе школьного образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующего на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства общения между людьми — носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур.
Ярко выраженная потребность современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на государственном уровне. В соответствии с новой образовательной политикой первой ступенью новой 11-летней школы является четырехлетнее начальное образование, перед которым ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. Признанием государством объективно существующего общественного интереса к изучению иностранного языка является тот факт, что в 11-летней школе иностранный язык как обязательный учебный предмет изучается с III класса, а в качестве факультативного курса предлагается – с I класса.
Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно способствует:
— развитию психических функций ребенка (мышления, внимания, памяти, восприятия и др.) и его речевых способностей;
— более раннему вхождению ребенка в общечеловеческую культуру посредством общения на новом для него языке;
— более качественному владению первым иностранным языком, что создает базу для продолжения его изучения в основной школе и открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.
Государственная и общественная ценность начального языкового образования должна подкрепляться его личностно ориентированной ценностью. Последняя выражается в том, насколько ученики осознают важность любого неродного языка как средства общения в современном мультилингвальном и поликультурном мире, и есть ли у них потребность в изучении языков и их практическом использовании.
Младший школьник должен понимать тот факт, что мир вокруг него многокрасочен с точки зрения культуры и многоязычен. Ребенок должен уметь видеть богатую лингвокультурную палитру современной действительности, в которой ему приходится жить. Это тем более важно потому, что детская душа и детское восприятие открыты ко всему новому и, следовательно, другому языку, и другой культуре. В этом большую роль играет не только школа, но и родители. Именно их интерес к иностранному языку и их осознание престижа языкового образования оказывают положительное воздействие на детей, формируя их заинтересованное отношение к изучению нового для них языка.
Начальная школа является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку, поскольку дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на этом этапе особенно важно формировать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.
Дети знакомятся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным и стихотворным творчеством, сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Они приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрывания различных социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения. Существенным в решении этой задачи представляется также работа младших школьников со звучащим аутентичным текстом. Все это в целом позволяет сформировать у них понимание важности изучаемого языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других лингвосоциумов.
Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что современная специфика начального языкового образования состоит в повышении статуса младшего школьника в учебном процессе и в реальной коммуникации, повышении мотивации в изучении языков и культур.
Данная программа факультативных занятий основана на результатах современных психолого-педагогических и методических исследований, рассматривающих обучение иностранному языку как процесс личностного развития в контексте диалога культур, как взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.
Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание младших школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве практического, образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
Задачи факультативных занятий «Введение в мир иностранного языка» заключаются в том, чтобы обеспечить:
-создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
- формирование элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на иностранном языке.
-развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;
- знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к своим зарубежным сверстникам. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формирование исходных представлений о нравах и обычаях стран изучаемого языка;
Ожидаемые результаты курса факультативных занятий
Минимальные требования к уровню языковой подготовки учащихся I-II классов в рамках данного курса факультативных занятийсостоят в следующем.
Учащиеся I-II классов должны:
1. Знать и понимать:
- звуки изучаемого языка;
- особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;
- рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
2. Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.);
-применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
-составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов, в основном фольклорного характера, с опорой на зрительную наглядность;
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника;
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
- составлять небольшие описания объекта, картинки.
Организация обучения
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к развитию, образованию, воспитанию и формированию иноязычных речевых навыков и умений у младших школьников. Программа предусматривает проведение практических занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. На занятиях рекомендуется организовывать фронтальную и групповую работу, а также индивидуальные презентации проектов («Мое любимое домашнее животное», «Мои игрушки» и др.) c использованием средств изобразительной наглядности, а также игровых реквизитов. Обучение ведется на текстах описательного характера, сказках и небольших рассказах, максимально соответствующих эмоциональному и жизненному опыту учащихся I-II классов.
Правильно подобранный учебный материал на протяжении 2-х лет занятий позволит раскрыть разные грани индивидуальности учеников, расширит их кругозор, будет способствовать воспитанию вкуса.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, в том числе видеотехникой для просмотра кино- и видеофильмов, снятых по изучаемым художественным произведениям.
Данный курс факультативных занятий рассчитан на 68 часов
Примерное
тематическое планирование учебного материала
I класс
(34 часа)
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Тема: Это я. Коммуникативные задачи: - приветствовать/отвечать на приветствие; - спрашивать имя собеседника/называть свое имя; - запрашивать информацию о состоянии собеседника /рассказывать о своем состоянии; - запрашивать/сообщать информацию о том, что умеет делать учащийся (учащаяся), что умеют делать члены семьи, друзья; - выполнять команды и просьбы учителя. | 8 часов |
2. | Тема: Моя семья. Коммуникативные задачи: - называть своих ближайших родственников; - запрашивать информацию о семье друга/рассказывать о составе и количестве членов своей семьи; - запрашивать информацию о чертах характера членов семьи (друга) /рассказывать о членах своей семьи. | 8 часов |
3. | Тема: Мои любимые игрушки. Коммуникативные задачи: - называть свои любимые игрушки; - запрашивать информацию о наличии игрушек у друга/ давать информацию о наличии игрушек у себя; - рассказывать о своих игрушках (количество); - описывать свои игрушки (цвет, размер) - вежливо просить/давать игрушки. | 8 часов |
4. | Тема: Мои любимые животные. Коммуникативные задачи: - называть домашних животных; - описывать домашних животных (окрас, величина); - запрашивать/сообщать информацию о том, что умеют делать домашние животные. | 10 часов |
Примерное
тематическое планирование учебного материала
II класс
(34 часа)
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Тема: Внешность. Коммуникативные задачи: - называть части тела; - описывать внешность человека (рост, цвет волос, глаз); - описывать внешний вид животного. | 8 часов |
2. | Тема: Еда. Коммуникативные задачи: - называть основные продукты питания; - рассказывать о любимой еде; - высказывать мнение о еде; - вежливо предлагать/принимать угощение. | 8 часов |
3. | Тема: Мой дом. Коммуникативные задачи: - описывать дом (размер, цвет); - называть и описывать комнаты; - называть и описывать основные предметы мебели. | 8 часов |
4. | Тема: Я ученик. Коммуникативные задачи: - назвать школьные принадлежности, их цвет, количество, местонахождение; - вежливо попросить/предложить ручку/карандаш. | 10 часов |
I класс
Языковой материал
Фонетика
Звуки английского языка, долгота и краткость гласных звуков. Отсутствие оглушения звонких согласных. Редукция звуков в безударных слогах. Интонация формул речевого этикета.
Лексика
Продуктивный минимум -80 лексических единиц
Грамматика