Глявя I. Основные линии развития в подростковом возрасте



Глявя I. Основные линии развития в подростковом возрасте - student2.ru Глявя I. Основные линии развития в подростковом возрасте - student2.ru росткового возраста возможность некоторого осознания эго-идентичности уже присутствует.

Как считал Э. Эриксон, эго-идентнчность развивается в те­чение всего жизненного пути человека, причем важнейшими этапами развития являются так называемые нормативные кри­зисы. Имеется в виду, что их проживание необходимо для полноценного развития эго-идентичности, каждый из них но­сит свой определенный вклад в ее развитие. Это вытекает из понимания процесса развития идентичности одновременно как интеграции и дифференциации различных взаимосвязанных элементов. И всякий раз, когда возникают какие либо измене­ния в человеке, вызванные биологическими или социальными факторами, происходит некоторое разрушение имеющейся структуры идентичности, а затем последующая интеграция, включающая появившиеся изменения.

Ключевую роль в процессе становления идентичности Э. Эриксон отводил подростковому возрасту, поскольку каче­ственные изменения в этот период появляются более быстро, чем в другое время. Половое созревание обусловливает теле­сные и эмоциональные изменения. Новые характеристики по­лучает мышление, оно становится формально-логическим. Рез­ко меняется социальный статус. Вследствие этого происходит частичное разрушение имеющейся с детства идентичности. На­ступает период, который можно назвать кризисным. Но не стоит понимать кризис только как негативное явление.

По мнению Э. Эриксона, сущностью каждого кризиса яв­ляется выбор, который человек должен сделать. Это относит­ся не только к подростковому, но и ко всем возрастным кри­зисам. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека, ее успеш­ности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт про­тивоположных тенденций, возникающий как следствие дости­жения определенного уровня психологической зрелости и со­циальных требований, предъявляемых к индивиду. Понятно,

что он не является деструктивным. Наоборот, Э. Эриксон употребляет понятие «кризис» в контексте представлений о развитии, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент из­менения, критический период повышенной уязвимости и воз­росших потенций и вследствие этого — источник хорошей или плохой приспособляемости.

Добавим, что понимание кризиса как органической части процесса развития личности присутствует также в работе психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсо­нального направления: Р. Ассаджиоли, С. Грофа, А. Маслоу, К. Юнга. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного ро ста человека. По мнению С. Грофа, состояние кризиса может быть трудным и пугающим, но обладает огромным эволюцион­ным и целительным потенциалом, является путем к более пол­ной жизни. Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естественного развития духовный кризис мо­жет привести к спонтанному исцелению различных эмоцио­нальных и психосоматических расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненных про­блем. Отказ от духовного пути и соответствующего ему кризис­ного развития на индивидуальном уровне приводит к обеднен­ному, несчастливому, неудовлетворяющему человека образу жизни, растущему числу эмоциональных и психосоматических проблем.

Если вернуться к подростковому кризису, то можно заклю­чить, что в это время происходит поиск и выбор новой взрос­лой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и миру. Завершение поиска себя, формирование идентич­ности свидетельствует о позитивном завершении кризиса.

Однако это происходит не всегда. Как отмечает Дж. Мар-сия, работающий в русле концепции Э. Эриксона, помимо до­стижения идентичности, возможны еще три варианта разви­тия. Первый (его он назвал предрешенность) — бескризис-ность и бесконфликтность развития подростков. В этом случае они выбирают профессию, ценности без самостоятельных ре­шений, а на основе предписаний значимых взрослых, чаще всего родителей. Второй вариант — формирование так назы-

Глявя I. Основные линии развития в подростковом возрасте - student2.ru

Наши рекомендации