А) Виды ответственности в традиционном понимании.
Ответственность и гештальт-терапия
В этой статье я хотела связать воедино те куски психологической мозаики под названием « ГТ и ответственность», которых набралось у меня достаточно много, чтобы собрать их в какую-то целостную для меня, а возможно и для Вас, картину.
Тема ответственности пронизывает весь процесс психотерапии и это не случайно. Ответственность входит в систему базисных принципов ГТ-и: актуальность – осознанность - ответственность (К. Наранхо). Одной из целей ГТ является возвращение клиенту ответственности за свою жизнь. Это является фундаментом для остальных изменений у клиента в психотерапии
Ответственность связана с контролем, управлением собственной жизнью. Центр управления может быть внешним (другие люди, структуры, внешние силы) и внутренним (сам человек).
Уход от ответственности – это передача контроля за своей жизнью внешним обстоятельствам или другим людям.
Существует взаимосвязь между психическим здоровьем человека и его способностью брать на себя ответственность за свою жизнь. Многие невротические проблемы людей связаны с их неспособностью отвечать за себя.
Например, депрессивные состояния клиентов часто сопровождаются чувством безнадёжности, беспомощности: «Я ничего не могу изменить, бесполезно что-либо делать – все равно от меня ничего не зависит, я ничего не решаю, не могу». То есть я не отвечаю за ситуацию и никак не могу влиять на то, что происходит, не могу действовать в собственных интересах. Здесь наблюдается разрушение связи между тем, что человек делает и результатами этих действий. Происходит потеря личной ответственности.
Избегая ответственности, человека автоматически попадает в позицию жертвы, объекта воздействия внешних сил. Он отказывается от возможности осознано влиять на свою жизнь, строить её по своему желанию.
. Пока клиент верит, что его ситуация и его проблема порождается кем-то другим или какой-то внешней силой, у него нет мотивации, желания меняться самому.
Что такое ответственность
Понятие «ответственность» является неоднозначным понятием. Традиционное, принятое в обществе понимание отличается от её смысла в гештальт терапии. В нашей культуре принято смешивать или заменять одно другим различные виды ответственности. Так как в процессе психотерапии участвуют две стороны, то хотелось бы узнать, на сколько об одном и том же говорят клиент и терапевт, когда поднимается вопрос ответственности. Что каждый из них имеет в виду? Почему возникает столько подводных камней на пути принятия ответственности клиентом?
Попробуем в этом разобраться. Для начала рассмотрим какие бывают виды ответственности, как они существуют и соотносятся друг с другом.
а) Виды ответственности в традиционном понимании.
· Социальная (ролевая)
Наиболее часто понятие ответственности связывают с чувством долга. В литературе по воспитанию я нашла такое определение: «ответственность - это волевое качество, которое отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой». Это соответствует социальной (ролевой) ответственности. Здесь человек как бы играет роль в пьесе и должен действовать и жить по правилам своей роли. «Наша жизнь – игра, а люди в ней – актёры».
Каждому человеку приходится одновременно быть исполнителем разных ролей. Например, в роле жены я должна делать одно, в роли матери – другое, в роли преподавателя – третье, гражданина государства – четвёртое и т.д. Возможны ситуации, когда то что ответственно в одной роли, может быть безответственно в другой.
Например, работник предприятия может быть очень ответственным в этой роли и трудится на благо предприятия всё своё рабочее и нерабочее время. При этом он будет безответственнен к своей семье – жене, детям, так как не сможет участвовать в семейной жизни, воспитании детей. На это у него не будет времени и сил, а возможно, и желания.
Тут возникает вопрос о наших ценностях и приоритетах. Какая из ролей более важна, значима? Какая из ролей в данный момент выйдет на передний план и станет своего рода «фигурой»? Это зависит от выбора человека, но не всегда. Иногда это может быть выбор без выбора. Например, возьмём ситуацию с воинской обязанностью. Если молодой человек вписывается по возрасту, здоровью и т.д. в роль призывника, то он им и становится. Роль гражданина государства становится приоритетной.
Позиция социальной ответственности с одной стороны достаточно удобна так как заранее известно, как в своей роли необходимо себя вести. Но с другой стороны, она может закрывать доступ к истинным желаниям, потребностям человека. Личность с её уникальными особенностями, качествами, способностями становится вторичной. Роль важнее человека, играющего роль.
Особенно ярко это было видно во времена СССР, когда идея, мораль, долг перед партией и обществом были превыше всего. Маленький человек, как личность, сам по себе не имел ценности. Ценностью его зависла от того, как он справляется с обязанностями своей роли.
Чувства, которые сопровождают социальную ответственность – вина, стыд, страх. Эти чувства являются фундаментом для поддержания социальной ответственности. Если человек не выполнил свой долг, не выполнил взятые обязательства – он виноват и может быть наказан. Этот вид ответственности выгоден для государства, воспитывается с детства и является удобным средством для манипуляции и управления людьми.
· Ответственность за выбор
Другой вид ответственности – это ответственность за выбор.
Ежедневно, ежечасно в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями выбора. Можно сказать, что мы живём постоянно выбирая: встать утром или спать дальше, выпить чай или кофе, делать зарядку или нет, идти куда-то или остаться дома и т. д. Прямо сейчас вы выбираете посвятить своё время чтению этой статьи или потратить его на что-то другое.
Мы выбираем не только то, как нам действовать, но и то, как чувствовать. Наше отношение к тем событиям, которые с нами происходят, определяет наши чувства.
Жизнь не всегда идёт гладко, случаются болезни, потери, катастрофы. Мы можем быть недовольны своим здоровьем, внешностью, семьёй, образованием, зарплатой и т.д. Многое, что нас не устраивает, мы не можем изменить. Это не значит, что мы не имеем выбора в этом случае. Даже в самых безвыходных ситуациях у нас остаётся выбор как относится к тому, что происходит или произошло. У нас есть выбор позволить обстоятельствам сломить нас, загнать в депрессию или использовать их как ступеньку в нашем личностном развитии.
Существует притча про двух лягушек, попавших в крынку с молоком. Одна сложила лапки, пошла ко дну и утонула. Другая – стала двигаться, искать выход, взбила лапками кусочек масла, оттолкнулась от него и выскочила на волю. Разное отношение – разный результат.
Для того чтобы не выбирать, многие уходят от ответственности за выбор в социальную ответственность, прячутся за чувство долга, за неписаные правила - интроекты. Говорят: « Я это делаю потому, что должен».
Это делается исходя из ряда причин. Одна из них заключается в том, что выбирая одно из массы возможностей, мы остальное теряем, от чего-то отказываемся. Если я выбираю пойти на тренинг, я отказываюсь от возможности пойти в гости, в театр, провести день с семьёй, почитать книгу и т.д. Даже, находясь в ролевой ответственности нам нужно выбрать, какая же роль для нас в данный момент является главной.
Случаетсялюди застревают в ситуации выбора, так как не могут ни от чего отказаться. Так долго выбирают куда поехать в отпуск, что в результате отпуск заканчивается и остаётся, без выбора идти на работу. Как осёл, который умер от голода, стоя между двух копён сена. Не мог выбрать, какую съесть. Это способ не удовлетворить свою потребность, имея массу возможностей.
Другая причина – страх ошибиться, сделать неправильный выбор.
Ответственность за выбор означает, что человек в состоянии выбрать для себя как ему относиться, поступать, что ему делать или не делать в каждой конкретной ситуации. Этот выбор он делает сам и несёт за него ответственность. Если человек отказывается сам выбирать – это тоже его выбор.
Социальная ответственность и ответственность за выбор могут находиться в противостоянии друг другу и исключать одна другую. Например, в ситуации с Выборами. С позиции социальной ответственности я должна идти голосовать. Это может также соответствовать моему выбору. Тогда мне повезло и моя соц. отв и отв за выбор находятся в гармонии (согласии) др с другом. С другой стороны, я могу осознанно выбрать не пойти. Это будет ответственно с позиции выбора и безответственно с позиции социальной ответственности.
· Личная ответственность (авторская)
Ещё один вид ответственности – личная ответственность. Она означает признание того, что мои поступки, мысли, чувства произведены мной, я являюсь их автором.
На первый взгляд это и так очевидно. Но не всё так просто.
В нашем обществе существует тенденция делить чувства на хорошие и плохие. Хорошие чувства – любовь, радость, удовлетворение, гордость и т. д. Их можно показывать и их нормально испытывать. Плохие чувства – стыд, вина, гнев, и др. Эти чувства не приятны и их принято избегать, скрывать .Часто в разговоре можно услышать такие фразы: « Ты меня злишь. Он меня обидел. Ты заставила меня беспокоиться и т.д. ».
Это так удобно обвинить в своих социально неодобряемых чувствах других людей, переложить ответственность за них на окружающих. (Это так же является способом манипулирования окружающими, вызывания у них чувства вины.)
Уход от личной отв-ти так же связан с избеганием переживания вины и стыда, со. страхом наказания. Все эти чувства связаны с внешним оцениванием моих действий, поступков - моей жизни. Если я взялась сделать что-то и это «что-то» у меня получилось плохо или не получилось вообще, то этому сопутствуют чувства вины и стыда. Чтобы не сталкиваться с этими чувствами, нужно: либо сделать «хорошо», либо не делать совсем, либо не брать на себя ответственность зарезультат.
Если сравнить как влияют испытываемые людьми чувства вины и страха на принятие различных видов ответственности, то получается следующее.. Чувство вины является препятствием для принятия личной ответственности и ответственности за выбор.. Для социальной ответственности наоборот, чувство вины, страха укрепляют, этот вид ответственности, помогают удерживать человека в рамках социальной роли.
Личная ответственность также может противоречить социальной. Например, люди могут признавать авторство своих противоправных поступков (убийство, насилие, кража и т.д.) т.е. быть лично ответственными, но это не делает их ответственными социально, так как они эти поступки совершили.