Алгоритм помощи при приступе панкреатита 14 страница
АЛТАРЬ (лат. altaria – высокий) – у древних народов так назывался жертвенник, сооружавшийся в святых местах в виде очага. У ранних христиан стол, на кот-ром приготовлялось и распределялось причастие. В христианской церкви – часть храма, в кот-рой священнодействует духовенство и где находится престол. У православных А. ориентирован на восток и отделен от остального храма иконостасом.
АЛТАРЬ - символ единения и жертвенного служения Роду Всевышнему, знак Вселенной, который вмещает в себя символы всех ведических вероучений. Пересечение прямого (мужского) и косого (женского) крестов, которые символизируют собой рождение лада (целостности, гармонии).
Восьмилепестковая звезда, обозначающая восемь главных годовых праздников: четыре солнечных (мужских) и четыре промежуточных (женских). Образ четырёх проявлений жизни в мире Яви: каменного, растительного, животного и человеческого. Духовный знак Ведического Православия, Родового Огнища Родной Православной Веры.
АЛТЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ (althftf oficenalis) дикий мак, дикая роза, проскурник аптечный. Семейство мальвовых.
Встречается А.л. в средней и южной Европе, на юге России, на Украине, на Кавказе и Средней Азии. Произрастает на влажных и рыхлых почвах вблизи рек , болот и озер. Имеет короткое вертикальное корневище, с простым, реже разветвленном мясистым длинным корнем. Достигает до 1,5 м. высоты, имеет волосистые серо-зеленого цвета стебли, растущие от корня кустом. Листья продолговато-яйцевидные, нижние пятилопастные, верхние – трехлопастные, на длинных черешках. Цветки бледно-розовые, крупные, на коротких цветоножках, на пазухах верхних листьев и на верхушке стебля. Плоды мелкие, дискообразные (калачиком, как говорят в народе). Корни собирают осенью или ранней весной, только неодресневевшие, более рыхлые молодые боковые корни, а также прикорневые наросты, т.н. мочки;
последние оказывают особенно эффективное действие при дизентерии. Корень А.л. безвкусный, имеет особенность при жевании его или разведении водой истолченного варианта, выделять много слизи. Эта слизь очень ценное обволакивающее, противовоспалительное вещество и отхаркивающее средство. Слизистые вещества А.л. смягчают вкус острых и кислых веществ в лекарствах, уменьшают раздражение при воспалительных и язвенных процессах на слизистых оболочках. Препараты из А.л. применяются наружно – для полоскания и промывания при воспалении слизистых оболочек (во рту, носу, половых органах), при гриппе и ангине. Внутрь их употребляют при катаральных явлениях в дыхательных органах, желудочно-кишечном тракте, мочевых путях, при желтухе, недержании мочи и холере.
АЛТЕЯ(регион Атлантиды)– Древний регион программирования Братством Света, который должен идентифицироваться с районами Каррибии, Юкатана и юго-восточной части Мексики. Главный регион управления Б’нэй Ор между 18.000 – 12.000 г.г. до нашей эры. Большинство ее Алтейских потомков, которые выжили на планете (известные как Нефиты), переселились в регионы Центральной и Северной Америки и частично в Южную Америку и Египет. Алтея – Америка будет новым экуменическим регионом для сбора духовного человечества, областью репрограммирования для «духовной свободы» на планете и учреждения Духовной Администрации Ветхого Днями (см. Книгу Пророка Даниила, гл. 7).
АЛФАСАМира (1878 – 1973 гг.). Известная последовательница Ауробиндо Гхоша. Широкой публике больше известна под именем «Матери», к-рое ей присвоил сам Ауробиндо. Он считал, что в ней сосредоточена та божественная сила, кот-рая поднимает человека на более высокую ступень развития. А. родилась в Париже. В детстве была необычным и одаренным ребенком. В молодости сочувствовала революционному движению и была связана с русскими эмигрантами участниками революции 1905 г. Дочь состоятельных родителей (отец ее был банкиром), она довольно рано порвала с семьей. Судьба сначала забросила ее в Африку, в Танжер, затем она переехала в Пондешери. Здесь в 1914 году она познакомилась с Ауробиндо и стала его единомышленницей. В этот период Мать уже была значительно развита в духовном плане и знала о существовании Ауробиндо задолго до того, как встретила его на физическом плане. Когда началась первая мировая война, ей пришлось уехать во Францию. Через 5 лет она возвращается в Пондешери и с тех пор не покидает его. М. А. в любом отношении человек незаурядный. Она проявила себя в живописи, музыке, поэзии, не лишена она была и организаторских способностей. Когда в 1926 г. Ауробиндо ушел в полное уединение, Мать взяла на себя все заботы, связанные с деятельностью ашрама. После ухода Ауробиндо в 1950 г., она в качестве главы ашрама упорядочивает его деятельность и вводит некоторые новшества, такие как ритуал благословления, создание культа Ауробиндо и др. Свои практические занятия и деятельность в качестве наставника она окружает непроницаемой тайной. Она также организует свою образную иерархию в ашраме. На самом верху этой иерархии находится сама Мать и ее ближайшие ученики и последователи. Практика йоги и работа над трансформацией человека играют основную роль в их жизни. На ступень ниже этой верхушки стоят остальные члены ашрама, которые пользуются материальными привилегиями и занимают определенное общественное место. Среди членов ашрама можно сказать осуществлен коммунистический принцип «От каждого по способности, каждому по потребности». «Труд не должен быть средством для добычи средств к существованию, а потребностью человека выразить себя, развить свои способности и возможности» - считала Мать и постаралась эту идею воплотить в жизнь в ашраме. Каждый член ашрама занимается своим любимым делом сколько хочет и когда хочет. Члены ашрама не получают заработную плату, ашрам предоставляет им все бесплатно, в чем нуждается современный человек. Члены ашрама полностью освобождены от материальных забот и хлопот по устройству своей жизни. И это все благодаря организаторским способностям Миры А. Ашрам представлял собой своеобразное предприятие с огромным капиталом. Ему принадлежали 200 зданий в городе, завод по производству нержавеющей стали, сахарный завод, издательство, типография, электростанция, различного рода мастерские и т.д. Рабочие итих предприятий пользовались бесплатной медицинской помощью, а нуждающиеся могли питаться в бесплатных столовых. К основным заслугам Матери можно также причислить создание международного центра образования. Принципы, на кот-рых построена работа этого центра, своеобразны и интересны. Образование там бесплатно. Центр обслуживали 160 высококвалифицированных преподавателей для средней и высшей школы. Студенты и школьники получали в ашраме вполне современное
образование, уровень кот-рого несколько выше , чем в других учебных заведениях страны.В детском саду ашрама, в школе и университете занималось 450 человек. Люди из самых различных стран, не только индийцы, доверяли воспитание и образование своих детей ашраму. Но попадал в ашрам не каждый. Отбор претендентов вела сама глава ашрама. Из многих сотен присланных детских фотографий , она отбирала несколько десятков, полагаясь на свою интуицию. И интуиция ее ни разу не подвела. Как правило это были одаренные дети с незаурядными способностями. Система перевода из класса в класс также отличается от традиционной. Переводят по определенному предмету, в кот-ром ребенок проявил свои способности. В результате в последних классах у ребенка проявляются свои наклонности, согласно кот-рым он продолжает учебу дальше. Но знание по определенным предметам и приобретение специальности не считается главным. Основное – это воспитание по методу и принципам, разработанным Ауробиндо Гхошем и развитыми впоследствии Матерью. Ни в школе, ни в университете не выдают ни аттестатов, ни дипломов. Школьников и студентов приучают к мысли, что образование дается им для самих себя. Тем не менее спрос на специалистов, подготовленных центром всегда был высок во многих странах мира.. Многие из этих специалистов оставались в Пондешери и работали в ашраме в его многочисленных службах. В процессе воспитания у школьников и студентов пытались развить 5 важнейших аспектов личности; физический, жизненный, умственный, психологический и духовный. Прежде всего большое внимание уделяют физическому развитию. Для этой цели в ашраме есть прекрасный стадион, гимнастический зал, различные спортивные площадки, бассейн, массажные кабинеты. Многие из ребят занимаются хатха йогой, однако никто их к этому не принуждает. Аспект жизненного воспитания предназначен для подготовки к практической деятельности и к самой жизни. У детей развивают чувства искренности, прямоты, честности. Особое внимание уделяется эстетическому воспитанию. Каждый ребенок, юноша или девушка должны любить искусство и разбираться в нем. Аспект умственного воспитания направлен на развитие внимания, сосредоточенности, обзорное мышление. Духовное и психологическое воспитание в центре неизбежно приводило к йоге и той философии, кот-рая была разработана Ауробиндо Гхошем.
«Новый мир рожден. – говорила Мать. – В настоящее время мы находимся в середине переходного периода, в кот-ром перемешаны две вещи; старый мир упорствует, по-прежнему управляя обычным сознанием, но незаметно входит новый мир… Он работает, он растет, пока однажды он не станет достаточно сильным, чтобы утвердить себя видимо».
АЛФЕЙ, в греческой мифологии бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Известен любовью к спутнице Артемиды, нимфе Аретусе (или к самой Артемиде), которую он преследовал, приняв образ охотника, вплоть до острова Ортигия (вблизи Сицилии). Взмолившаяся о помощи Аретуса была превращена Артемидой в источник, и влюблённый А. соединил с ним свои воды. По другой версии, А. — охотник, влюблённый в охотницу Аретусу, которая, переселившись на остров Ортигия, была превращена в источник; после этого А. превратился в реку. Очевиден местный этиологический характер мифа, связанного с поверьем, что остров Ортигия вблизи Сиракуз соединён под землёй с рекой Алфей.
АЛФЁЯ, Алтея, в греческой мифологии дочь плевронского царя Фестия, жена царя Калидона Ойнея, мать Мелеагра. Когда мальчику исполнилось семь лет, мойры предсказали А., что её сын умрёт, как только догорит пылавшее в этот момент в очаге полено. А. выхватила полено из огня, погасила его и спрятала. Во время калидонской охоты Мелеагр убил её брата Плексиппа (по другой версии, это произошло во время войны между жителями города Плеврона куретами и калидонцами). Мстя за гибель брата, А. бросила в огонь спрятанное полено и, когда оно догорело, Мелеагр умер. Позднее, охваченная раскаянием, А. покончила с собой. Миф об А. и Мелеагре зародился в эпоху материнского права, когда брат матери считался более близким родственником, чем сын.
АЛХИМ – (Древнеевр.) «Бесконечно малые частицы духовного Света». Алхим-частицы используются для создания мощного энергетического сигнала для работы по исцелению, коммуникации и духовных даров с Мастерами Бога.
АЛХИМИКИ –люди, занимающиеся алхимией.В 1666 г. в Гааге, в Голландии, к Гельвецию, врачу принца Вильгельма Оранского, явился незнакомец и показал ему вещество, которое, по его словам, могло превращать свинец в золото. Гельвеции незаметно соскреб несколько крошек и провел опыт. Ничего не получилось. Вскоре гость вернулся, и Гельвеции попросил дать ему кусочек побольше. Незнакомец выполнил просьбу, но больше не возвращался. Гельвеции повторил опыт и получил золото.
Алхимия стремилась отыскать философский камень, или эликсир жизни, вещество, способное превращать свинец в золото и даровать бессмертие. Боясь, что открытия попадут в недостойные руки и будут употреблены во зло, алхимики прятали свои секреты, используя для записей тайные символы.
Алхимия процветала еще в египетской Александрии, завоеванной арабами в 642 г. н.э. Однако в Европе алхимия появись лишь в XII столетии.
Западные алхимики разделяли взгляды Аристотеля, полагавшего, что материальный мир состоит из первичной материи в различных формах. Первовеществами были стихии — земля, воздух, огонь и вода, каждая из которых характеризовалась двумя качествами (из двух пар): сухой — мокрый и горячий — холодный. Поэтому воздух (горячий и мокрый) можно было превратить в огонь (горячий и сухой), просто высушив его. Соотношение первовеществ и качества определяло форму объекта. Так, можно было превращать одну форму материи в другую, изменяя соотношение стихий. Это достигалось многократным нагреванием, сжиганием, выпариванием и перегонкой.
На Востоке алхимия была связана с даосизмом и поисками эликсира бессмертия. Там признавалось существование пяти стихий: воды, огня, дерева, металла и земли — и двух принципов: инь (женское, пассивное, водяное) и ян (мужское, активное, огненное). Алхимики достигли успехов в получении сплавов, а метод перегонки положил начало производству спирта и духов.
Свои алхимики существовали и в России. В XVII веке алхимией занимались монахи-старообрядцы Выговской пустыни, расположенной у Онежского озера. Под покровительством основателя пустыни Андрея Денисова был переведен на русский язык труд знаменитого алхимика XIII века Раймонда Луллия «Великое Искусство». Правда, староверов привлекала не столько возможность получения Философского Камня, сколько «великая наука каббалистичная», объяснявшая единство божественного творения. Книгу Луллия читали и в Москве, и в Петербурге. Алхимическая традиция предполагает, что все на свете состоит из соли, ртути и серы (священная триада). При этом речь идет не об обычных соли, сере и ртути, которые можно купить в магазине, а веществах «философских». Только научившись приготавливать их из доступных реактивов, алхимик мог добиться успеха. Поиски намеков на способы получения священной триады в трактатах и эксперименты отнимали у алхимика десятки лет. Неудивительно, что многие адепты Философского Камня сообщали об успехе, будучи уже глубокими стариками.
Существуют свидетельства о том, что граф Сен-Жермен мог синтезировать жемчужины, умел увеличивать их размер и придавать им красивый отлив. В мемуарах придворной дамы мадам дю Хоссе описано, как граф на ее глазах исправил дефект (трещину) на жемчужине Людовика XV. В связи с этим случаем граф рассказал, что жемчуг появляется в раковине в результате болезни и что он знает, как вызвать эту болезнь. Современная наука считает образование жемчужин болезнью моллюска - но в то время об этом еще не знали!
Репутациию безумцев, готовых ради мифического золота кинуть в печь последнюю монету и смешать все, что угодно, алхимики приобрели благодаря пафферам. Так в Средние века называли людей, одержимых жаждой золота. Они не тратили время на чтение древних манускриптов, а без устали экспериментировали со смесями разнообразных веществ: разогревали, растворяли и выпаривали. Часто подобные опыты заканчивались плачевно: взрывами, пожарами или отравлениями. На жизнь пафферы зарабатывали изготовлением ядов и приворотных средств.
Мало кто знает, что египетская царица Клеопатра занималась алхимией — пыталась получить золото искусственным путем. Хотя ее и считают автором рукописи «Хризопея», то есть «Златоделие», нигде не упоминается, насколько она в этом деле преуспела. Зато доподлинно известно, что некоторые из египетских алхимиков довольно успешно овладели этим ремеслом, и в 292 году римский император Диоклетиан даже вынужден был издать специальный указ о сожжении всех рукописей, в которых содержались рецепты получения искусственных золота и серебра. И этот его шаг вполне понятен — ведь переизбыток золота создавал угрозу сложившемуся товарообороту. Не говоря уже о том, что, накопив большое количество денег, египтяне вполне могли поднять восстание против римлян.
Уничтожали в разное время не только книги и рукописи. Толпы фанатиков преследовали и убивали ученых. Лишь немногие из них нашли убежище в Византии.
Но «герметическая» (названная так по имени бога Гермеса) наука не погибла. В IX веке в руки арабов попала греческая библиотека, в которой находились и немногочисленные уцелевшие трактаты по алхимии. Арабы сразу оценили практическую сторону учения, и вскоре в Багдаде было освоено получение щелочей, перегонка растительных масел, кристаллизация и возгонка многих веществ (именно отсюда к нам пришло всем известное слово «алкоголь»). Развилась и идея о «лечении» — превращении неблагородных, «больных», металлов с помощью «лекарства» — Философского Камня, в высшие: золото и серебро. Эта задача стала путеводной звездой алхимиков. С легкой руки арабов «матерью металлов» алхимики стали считать ртуть — единственный жидкий
металл. Верткие капельки ртути, как живые, могли проскальзывать сквозь пальцы, а покрытые амальгамой (кстати, тоже арабское слово) — натертые ртутью изделия из меди становились похожими на серебряные.
В Европе алхимия возродилась только в XI веке там, где был тесный контакт с арабами - в Испании и на острове Сицилия. Именно здесь впервые начали переводить арабские рукописи на латинский язык.
Здесь же возникли и первые алхимические школы. Начался золотой век тайной науки.
Дружбы с алхимиками - учеными-энциклопедистами, естествоиспытателями, целителями и астрологами - добивались влиятельные вельможи, их принимали монархи. Они были окружены учениками и последователями. Установился даже некий кодекс поведения. В одном из наставлений говорится, что алхимик должен быть молчаливым и никому не сообщать результатов своих опытов. Жить он должен вдали от людей, в доме, где имеется хорошая лаборатория. Давалась и такая рекомендация: «Правильно выбирай погоду и часы для работы. Будь терпелив, прилежен и вынослив... Неплохо быть богатым, чтобы приобретать все необходимое для работы».
Великие ученые Средневековья, такие как Абу-Али Ибн-Сина, более известный нам как Авиценна, Френсис Бэкон, Барух Спиноза, Готфрид-Вильгельм Лейбниц, верили, что, если к серебру или ртути примешать в малых количествах Философский Камень и полученную смесь нагреть, она превратится в золото. Эта вера была настолько сильна, что английский король Генрих VI обратился с воззванием к народу, в котором клялся королевским словом, что близок день, когда в его лабораториях будет получено достаточно золота, чтобы выкупить все закладные своих подданных. А Карл II, с целью приумножения капиталов, создал алхимическую лабораторию под своей спальней, не обращая никакого внимания на то, что по ночам его будили взрывы. Даже в более поздние времена Исаак Ньютон проводил эксперименты по трансмутации (превращению) металлов. И с пользой для науки: в результате своих опытов он изобрел особый сплав для зеркал телескопов.
Слухи о возможностях обладателей Философского Камня, которые подогревались сообщениями об успешных опытах, увеличивали славу алхимиков, и за ними по всей Европе началась настоящая охота. Кто откажется от услуг чародея, изготавливающего золото? А всевозможных рассказов об их искусстве ходило немало. Вот некоторые из них.
В начале XIV века английскому королю Эдуарду удалось заполучить к себе на службу мудреца-искусника Раймонда Луллия, который пообещал монарху изготовить 60 тысяч фунтов золота из ртути за то, что тот пошлет армаду
кораблей для священной войны против неверных. Алхимик свое обещание выполнил. Из полученного золота были отчеканены монеты с изображением короля и надписью: «Эдуард, король Англии и Франции». Но король обманул Луллия — пустил деньги не на борьбу с мусульманами, а на более важный для него поход против французов. Эти монеты, получившие название ноблей, и сейчас можно увидеть на стендах многих музеев...
В 1675 году рассказы о привольной жизни алхимиков при дворе императора Леопольда I дошли и до монаха Венцеля Зейлера. Он решил, похитив Философский Камень — некий красный порошок у одного из своих собратьев, сменить свое затворничество в темной келье на карьеру при дворе. В качестве первой демонстрации своего умения монах пообещал императору превратить на глазах у всех присутствующих медный сосуд в золотой. С помощью чудодейственного порошка, невнятного бормотания и театральных жестов он действительно совершил трансмутацию, что и было подтверждено королевским ювелиром. Удался алхимику и другой трюк — он успешно превратил в золото обыкновенное олово. И в этом случае из благородного металла были отчеканены монеты, на оборотной стороне которых имелась дата их выпуска — 1675 год и надпись: «Я превращен из олова в золото могуществом порошка Венцеля Зейлера».
За эти заслуги удачливому алхимику было присвоено звание королевского придворного химикуса, а через год его произвели в рыцари и назначили, очевидно, с большой надеждой на дальнейший рост казны, обермейстером монетного двора Богемии.
Однако далеко не всегда деяния алхимиков заканчивались благополучно. Скорее, наоборот. Как правило, судьбы «умельцев» трагичны.
В X веке на Востоке было широко известно имя ученого и алхимика, творца трактата «Книга тайны тайн», ученого ар-Рази. (В ней приводились считавшиеся тогда страшной тайной, а сейчас известные любому школьнику химические реакции.) Демонстрация превращения серебра в золото кончилась плачевно — драгоценный металл не получился. Разгневанный владыка, совершенно не слушая доводов алхимика, что в опыте произошла какая-то ошибка и он может повторить его, с ругательствами направился к дверям. Это послужило охране сигналом к расправе. Ослепший от побоев ученый кончил свои дни в нищете и забвении.
Как правило, алхимиков, уличенных в обмане, казнили как фальшивомонетчиков. Причем казнь производили пышно, на позолоченной виселице, а обреченных облачали в особые, усыпанные блестками балахоны.
В назидание другим в 1590 году в Мюнхене был повешен алхимик Брагадино, получивший до этого большие суммы денег за свою мнимую тайну Философского Камня от венецианского дожа и других великих мира сего. Для поднятия своего авторитета он хвастал, что сатана его раб, а две сопровождавшие его повсюду собаки — демоны. Когда его неспособность изготавливать золото стала очевидной, его казнили, а собак под виселицей застрелили. Через семь лет та же участь постигла Георга Гонауэра в Вюртемберге, Кронеманна — в Пруссии, Келттенберга — в Польше и т. д. и т. п.
Если же алхимик не был уличен в обмане, его ожидала другая перспектива — заточение в тюрьму за отказ раскрыть тайну Философского Камня. В 1483 году в застенке скончался Луис фон Неус. За такое же преступление в железной клетке была по приказу герцога Люксембургского заживо сожжена женщина-алхимик Мария Зиглерия. Этот список можно продолжать и продолжать.
Желающих нагреть руки на простаках, жаждущих быстрого обогащения, было немало. И это неудивительно — любое дело, сулящее выгоду, обрастает массой шарлатанов. В то время как ученые, влекомые жаждой познания, проводили дни и ночи у печей, изучая химические реакции, другие не менее настойчиво искали окольных и не всегда честных путей к успеху.
Европу наводнила толпа мошенников, на удочку которых попадались не только простофили, но даже образованные вельможи и короли. Частенько золото алхимиков оказывалось обманом — латунью, томпаком или бронзой, хотя еще Аристотель писал, что из меди, при нагревании ее с цинком или оловом, образуются золотисто-желтые сплавы. «Не все то золото, что блестит». Были умельцы,
которые получали «серебро», добавляя к медному расплаву мышьяк. Главное, чтобы неблагородный металл приобрел желаемую окраску. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы для цвета неза-метно подбросить в расплав кусочек золота. Как именно осуществить это — зависело от фантазии умельца. Некоторые «мастера золотой кухни» предпочитали пользоваться для перемешивания расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько кусочков золота, заклеивая их воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая ее часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным способом и само вещественное доказательство уничтожалось раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть желание рассмотреть «волшебную палочку» поближе.
В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали тигли с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли со спрятанным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль — ее вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.
Благодаря различным проходимцам от науки в XVI — XVII веках прославленная «герметическая наука» стала клониться к закату. Над учеными-алхимиками стали смеяться. В 1526 году некий Атриппа язвительно писал своему другу: «Слава Тебе, Господи, если в этой сказке есть правда, я богат... Мой давний друг добыл мне семена золота и посадил их в сосудах с длинным горлышком над моим очагом, разведя в нем огонь не жарче, чем тепло солнца. И, как курица, дни и ночи напролет насиживает яйца, так и мы поддерживаем жар в печи, ожидая, когда из сосудов вылупятся огромные золотые цыплята. Если выведутся все, мы превзойдем Мидаса по богатству или, по крайней мере, в длине ушей...»
В 1610 году в одном из лондонских театров была поставлена комедия «Алхимик», в которой «прокопченный познаватель мира» в нелепом балахоне с длинными рукавами вылезал из подвала. Воздев к небу руки, он под смех и свист зрителей декламировал:
Я нынче должен изготовить талисман,
Мой перл творенья — Философский Камень...
Вы все еще не верите? Напрасно!
Я весь металл здесь ночью превращу во злато.
А завтра утром же за оловом и за свинцом
К лудильщику я слуг своих отправлю!
Естественно, в конце комедии и шарлатана-алхимика, и его подручных, собиравшихся облапошить толстосума, настигает заслуженная кара.
Золотой век алхимии кончался. Она умирала, окруженная «изобретателями» различных «эликсиров бессмертия» и «мистериумов». В последний путь ее провожали насмешками. Удар, от которого алхимия уже не оправилась, нанес Роберт Бойль, опубликовавший в 1661 году книгу «Химик-скептик», в которой он убедительно развенчивал учение о трансмутации металлов. Занятие алхимией было проклято католической церковью и запрещено в Англии, Франции, на территории Венеции. Причем, как всегда, невинно гибли и настоящие ученые. Так погиб французский химик Жан Барилло, которого казнили только за то, что он изучал химические свойства веществ и имел собственную лабораторию.
В истории науки началась новая эра, отбросившая путы «герметической науки». Но накопленный опыт алхимиков не пропал. Недаром один из величайших умов своего времени Роджер Бэкон так сказал об алхимии: «Это... наука о произведении вещей из элементов и о всех неодушевленных предметах, как об элементах и о простых и сложных жидкостях; об обыкновенных и драгоценных камнях и мраморах; о золоте и прочих металлах; о серах, солях и купоросах; о лазури, сурике и прочих красках; о маслах и горючих битумах и бесконечно многих вещах, о коих в книгах Аристотелевых не упомянуто».
АЛХИМИЯ (лат. Alchymia, араб. – альктмия, - искусство выплавки металлов). Наряду с другими тайными науками, такими как астрология, кабалла - явление культуры, сопутствующее на протяжении 1,5 тыс. лет разным эпохам (эллинизму, европейскому средневековью). А. существовала в доисламской Персии, в Арабском халифате, Индии, Китае и Японии. Наибольшее распространение она получила в средневековой Европе. А. связывают с получением совершенных металлов (золото, серебро) из металлов несовершенных, т.е. с идеей трансмутации (превращение металлов с помощью гипотетического «философского камня»). Сами алхимики называли свою деятельность «наукой неизменной». Основателем А. принято считать легендарного Гермеса Трисмегиста. 1-й этап А. (2 – 6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии, занимает среднее положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов и оккультным теоретизированием. На 2-м этапе (12 – 14 вв.) А. вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практической химией и «естественной философией», основанной на христианизированным учении Аристотеля о материальном мире. (Мир, согласно этому учению состоит из сочетаний начал-стихий – земли, воды, воздуха, огня, обладающими соответствующими свойствами - сухостью, влажностью, холодом, теплом). В результате А. рационализируется, приобретая черты практической химии с одной стороны и деятельность, направленную на познание вещества с другой. Деятельность А. к концу 2-го этапа складывается из 3-х составляющих: 1) ритуально-магический акт, в котором препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинаниями: 2) Система определенных лабораторных приемов, направленных на недостижимый (как теперь известно) результат.
3) синтетическое искусство, с помощью которого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках А. воспроизводится особый тип познавательно-практической деятельности, непосредственно предшествующий химии нового времени. 3-й этап А. (15 – 17вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.) ориентирующий А. на изготовление лекарственных средств. В конце 17-го в. Алхимическое ремесло полностью трансформировалось в научную химию.
Философия А. всех культур утверждает, что целью А. является осуществление качественных изменений внутри одушевленных и неодушевленных предметов, их перерождения, перехода на новый уровень. А. занимающаяся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучающая глубокую (оккультную) сущность вещей и