Тема 15. Правила проверки экспериментальной гипотезы. Понятие значимости результатов исследования.

Проверка экспериментальной гипотезы через проверку нуль- гипотезы или статистической гипотезы. Понятие статистической достоверности результатов исследования. Понятие уровней статистической значимости результатов исследования. Правила принятия и опровержения экспериментальной гипотезы.

Тема 16. Математические методы статистической проверки гипотез.

Измерение и статистические способы обработки результатов измерения в психологическом исследовании — это неразрывные части экспериментального метода.

В данном разделе подробно (для первичного понимания) излагаются технологии обработки данных в рамках раздела описательная статистика, как констатация наличия закономерности в исследуемом массиве данных и оценки этих данных с точки зрения присутствия случайных вмешательств. Здесь вводятся понятия центральных мер и мер разброса данных.

Рассматриваются:

· допустимые приемы статистической обработки;

· гистограммы, их назначение;

· общие представления о нормальном распределении результатов;

· понятие среднего арифметического значения и среднеквадратичного отклонения;

· понятие линейной корреляции между результатами двух измерений;

· меры взаимосвязи количественных переменных (коэффициенты корреляции);

Литература

Основная

1. Экспериментальная психология. Хрестоматия. Под общей редакцией Е.С.Романовой. СПб., Питер, 2007.

1. Корнилова Т В. Экспериментальная психология. Теория и практика. М , 2002.

2. Корнилова Т В. Введение в психологический эксперимент М , МГУ, 1997.

3. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб, Речь, 2003.

4. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. Учебник. М. 2005.

5. Дружинин В.М. Экспериментальная психология, 2-е изд., дополненное, СПб, 2000.

6. Солсо Р., МакЛин М. Экспериментальная психология (Эксперимент. Планирование. Контроль. Проведение. Анализ.).8-е международное издание. М., 2003.

7. Джеймс Гудвин. Исследование в психологии. Методы и планирование.,3-е издание, СПб, 2004.

8. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. 2005, Акаде­мия, 368 с.

9. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

Дополнительная

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологи­ческих методов в условиях использования компьютера. М., 1995.

2. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. - М.: Наука.-1976.. 396с.

3. Бардин К.В., Забродин Ю.М. Возникновение психофизики, ее основные направления. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие/ под. ред. Запорожца А.В., Ломова Б.Ф., Зинченко В.П., М. 1982

4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движе­ний и физиологии активности. М., «Медицина», 1966.

5. Бойко Е. И. Время реакции человека. М., «Меди­цина», 1964.

6. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии знания в 2-х томах. 2006, Смысл-Акаде­мия, 448 с.

7. Вудвортс Р., Шлосберг Г. Психофизика II. Шкалирование. // Проблемы и методы психофизики / Под. ред. А. Г. Асмолова, М.Б. Михалевской. М.: Изд. МГУ, 1974.

8. Гальперин П.Я. (ред.) Управляемое формирование психических процес­сов. М., 1977.

9. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.,1998.

10. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия.— М.: Тривола, 1995..

11. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б., Измерения в психологии. Практикум по общей психологии, 2005, УМК "Психо­логия", 320 с.

12. Жуков Ю.М., Гржегоржсвская И.А. Эксперимент в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С.44—54.

13. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М.: 1977.

14. Забродин Ю. М., Фришман Е. В., Шляхтин Г. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М„ 1981.

15. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.1996.

16. Зинченко Т. П. Методы исследования и практические занятия по психологии па­мяти. Душанбе, 1974. 142с.

17. Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Об­щий практикум по психологии. Измерение в психологии: I. Общая психометрика. М., 1983.

18. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л., 1981.

19. Кабанов М.М., Личко А. Е.,Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. С. 62-81.

20. Крылов А.А. (ред) Практикум по общей, экспериментальной и практической психологии. Л.ЛГУ. 2003.

21. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспе­риментальное исследование высших пси­хических функций. М., 1931.

22. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Изд-во МГУ, 1968.

23. Матюшкин А. М. Психология мышления и про­граммированное обучение. М., 1970.

24. Петровский А.В.(ред). Практические занятия по психологии, М, Просвещение, 1972.

25. Поль Фресс. Экспериментальная психология. 12-е изд. СПб, Питер, 2003.

26. Психологические проблемы автоматизации научно-иследовательских работ / Под. ред. М.Г. Ярошевского, O.K. Тихомирова. М., 1987.

27. Рубинштейн С Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.

28. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., «Просвещение», 1966.

29. Терстоун Л.Л. Психофизический анализ // Проблемы и ме­тоды психофизики / под ред. А.Г.Асмолова, М.Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1974.

30. Фресс П, Пиаже Ж. Экспериментальная психология, М, Прогресс, 1970г, вып. I – VI.

31. Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.- изд-во МГУ.-1975.-400с.

32. ХокР.40 исследований, которые потрясли психологию, 2006, Прайм-Еврознак, 509 с.

33. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.,1996.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность – 020400 – Психология

Форма обучения –заочная (сокращенный срок обучения)

Лекции –18 часов

Самостоятельная работа – 162 часа

Зачет – 7 семестр; экзамен – 8 семестр

Всего – 180 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Наши рекомендации