Билет 4.2. Типологический подход в дифференциальной психологии

Составление типологий и классификаций – один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках нашей науки психологический смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе. В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт. То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Наиболее известными типологическими описаниями личности являются предложенные К.Г. Юнгом, К. Леонгардом и другими в основном ориентированными на практику психологами (Анастази А., 2001; Асмолов А.Г. , 1984; Волков П., 2000; Ганнушкин П.Б., 1982; Годфруа Ж., 1992; Либин А.В., 1999; Машков В.Н., 1998; Нартова-Бочавер С.К., 2003;Юнг К.Г., 1995).

Типологии - Общенаучный способ познания, основанный на выделении общих для некоторого класса явлений, часто связанных между собой признаков (в психологии – симптомокомплексов).

Достоинство метода: экономичность

Недостаток: пренебрежение особенным, индивидуальным (все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное)

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими.

Эмпирические:

• 1. Основаны на практических наблюдениях (интуиции)

основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки – например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

• 2. Не имеют высокого уровня обобщения (не включают все объекты)

• 3. Не всегда доказываются научными методами

Теоретические:

1. Имеют методологическое обоснование

2. Построены с соблюдением следующих правил научной классификации:

а) их классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов

б) каждый объект должен попасть в один и только в один класс

в) каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака.

Во-первых, её классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов. То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям.

Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнётся путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.

В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом – по твёрдости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование – не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице.

Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации. Однако даже вполне научная классификация может оказаться неинтересной и бесполезной.

Наши рекомендации