Анализ психологических текстов. Проанализировать статью В.А
Проанализировать статью В.А. Ядова "О диспозиционной регуляции социального поведения" [49, с. 111] и ответьте на вопросы:
1. Каково представление о целостной структуре личности?
2. Что необходимо понимать в качестве системообразующего признака личностной структуры?
3. Как понимается в социологических исследованиях личности ее избирательное, целенаправленное отношение к социальной действительности?
Психологическая диагностика
Используя методику [см. Приложение 2, с. ] проведите самодиагностику эгоцентризма.
Тематика рефератов
- Интеракционистские теории развития личности.
- Гуманистические теории развития личности.
- Теории социального научения.
- Психоаналитические теории личности.
- Когнитивистские теории.
- Развитие личности в зрелом возрасте.
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ
ГРУПП
Литература 2, 6, 8, 10, 16, 23, 25, 34, 38,40, 41
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие большой группы в социальной психологии. Виды и характеристики больших социальных групп.
2. Стихийные группы. Механизмы и типы поведения человека в толпе.
3. Массовидные явления в больших социальных группах. Проявление массовидных явлений в молодежной среде.
4. Психология сопровождения массовых мероприятий в школе.
Требования к компетентности:
- уметь определять понятия: "большая группа", "толпа", "внушение", "заражение";
- знать психологические процессы, происходящие в больших социальных группах; уметь учитывать их в процессе;
- знать психологические особенности массового сознания и поведения личности в больших социальных группах.
Тестовый контроль
1. Большая группа - это:
а) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков;
б) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
в) реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов.
2. Толпа - это:
а) организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности;
б) бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания;
в) относительно небольшое число непосредственно контакти- руемых индивидов, объединенных общими целями и задачами.
3. Внушение - это:
а) повышение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей;
б) утрата личной ответственности, снижение роли самосознания в регуляции поведения личности;
в) психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
4. Заражение - это:
а) способ влияния, основывающийся на общем переживании массы людей одних и тех же эмоций;
б) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности;
в) оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующие официальные полномочия.
5. Стихийные группы - это:
а) объединение людей, не имеющих прямых или косвенных объективных отношений друг с другом;
б) возникают спонтанно, не обязательно четко осознают свои цели;
в) группы, имеющие широкую сеть взаимодействий с другими общностями, социальными институтами.
6. К социально-психологическим регуляторам жизнедеятельности больших групп относится:
а) групповое сознание;
б) обычаи;
в) традиции;
г) все ответы верны.
7. Толпа может быть:
а) ведомой;
б) неорганизованной;
в) стихийной;
г) все ответы верны.
8. В какой сфере проявляются психологические особенности толпы в наибольшей степени:
а) когнитивной;
б) эмоционально-волевой;
в) моральной;
г) все ответы верны.
9. Паника - это:
а) эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита информации о какой-то ситуации;
б) один из параметров оценки группы, указывающий на характеристики ее членов;
в) способ оказания воздействия на конкретного индивида при нарушении им групповых норм и правил.
10. Какие выделяют негативные массовидные явления в молодежной среде:
а) алкоголизм;
б) слухи;
в) мода,
г) все ответы верны.
11. Как называется конечный результат динамики поведения толпы:
а) интеграция,
б) конвенционализация,
в) деградация.