Организация подготовки, принятие и исполнение решений
Использование стандартных рациональных решений требует реализации определенной последовательности шагов. К основным этапам их реализации относят следующие:
1. ^ Диагностика ситуации и постановка цели принятия решения.
Процесс выработки решения начинается с ясного понимания ситуации, обуславливающей необходимость принятия данного решения. Важно установить основные ее симптомы – затруднения или возможности, которые и определяют характер будущего решения. Цель решения, как правило, должна описывать желательный конечный результат, к которому приведет реализация принятого решения.
2. ^ Формулировка ограничений.
Формулировка ограничений позволяет сократить затраты времени на выработку альтернатив. Руководитель должен четко описать суть ограничений, сужающих возможности в принятии решений. Ограничения формулируются в зависимости от конкретной ситуации. К их числу можно отнести внешние и внутренние регламенты, ресурсы организации, этические соображения и т. д.
3. ^ Формулировка критериев принятия решения.
На следующем этапе необходимо определить факторы, оказывающие влияние на выбор альтернативы. Они носят название критериев принятия решения. В качестве критериев в зависимости от конкретной ситуации могут выступать: экономичность, производительность, отдельные характеристики процессов или работников. Критерии выражаются в виде конкретного требования, степень удовлетворения которого поддается измерению. Такие требования называют стандартами. Стандарты могут быть выражены числовым значением или подробным описанием необходимого состояния. Например, критерий экономичности может быть выражен в определенной сумме допустимых затрат на проведение работ, величине тарифа на перевозку одной тонны груза, объеме вложений в товарные запасы, рекламу, в качестве стандарта производительности может выступать время на обслуживание одного покупателя, число покупателей, обслуживаемых в течение часа.
4. ^ Определение альтернатив.
На этом этапе формулируются альтернативы решения. Стремление к формулированию всех вариантов возможных решений на практике приводит к большим затратам на сбор информации и увеличивает время выработки решения. Поэтому руководитель часто ограничивает число вариантов для их более детального рассмотрения. Однако следует стремиться, чтобы был представлен весь спектр возможных решений, действительно различающихся между собой.
5. ^ Оценка альтернатив.
После того, как отобраны наиболее значимые альтернативы, необходимо произвести их оценку. Задача этого этапа – выявление достоинств, недостатков и наиболее вероятных последствий каждого решения. Описание каждого варианта осуществляется с учетом выбранных критериев оценки. По каждому варианту устанавливается значение показателя, отражающего критерий оценки, например условия поставки товаров отдельными поставщиками. Каждая из рассматриваемых альтернатив может быть реализована с определенной степенью вероятности. Поэтому составляющей оценки альтернативы является определение вероятности реализации решения. Тем самым в расчете учитывается степень риска при принятии решения.
6. ^ Выбор альтернативы.
Альтернатива выбирается с учетом наиболее благоприятных последствий и высокой степени вероятности реализации решения. Выбор производится путем сравнения характеристик альтернативы с заданными стандартами. Вариант, в наибольшей степени отвечающий сформулированным требованиям, может быть признан лучшим. В случае необходимости выбранная альтернатива утверждается в соответствии с установленными полномочиями и оформляется соответствующим документом.
7. ^ Реализация решения.
Эта стадия является критерием правильности выбора решения. Эффективную реализацию обеспечивает согласие непосредственных исполнителей с выбранным вариантом решения. Облегчает эту задачу привлечение последних к выработке решений. Реализация этого этапа предусматривает:
– составление плана реализации решения;
– доведения до ответственных и исполнителей принятого решения, их инструктирование;
– планирование контроля над исполнением решения.
План включает перечень действий, направленных на реализацию решения, сроки его реализации, распределение работ по подразделениям, перечень ответственных и исполнителей, материальные и финансовые ресурсы, необходимые для реализации решения, регламенты, регулирующие деятельность персонала в процессе реализации решения, нормативы, методы и средства реализации решения.
8. ^ Оценка результата.
Данная стадия наступает после того, как решение начинает действовать и осуществляется на основе обратной связи. Назначение обратной связи – предоставление информации о последствиях принятого решения. В процессе реализации этой стадии осуществляется сопоставление предполагаемых последствий принятого решения с фактическими результатами, к которым привела реализация решения. Сравнение производится на основе разработанного плана контроля. Своевременная оценка позволяет в случае необходимости скорректировать решение, пока величина ущерба не достигла значительного размера. На практике недооценка значения этого этапа часто приводит к непроизводительным затратам времени и средств.
РАЗДЕЛ II. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ТОРГОВЛИ