Что такое реклама для меня?
Если идти путём ассоциативного мышления, не привлекая никаких знаний и особо не размышляя на эту тему, то моё сознание рисует мне нечто одиозное, раздражающее, стереотипное и изжившее себя. С подобным мнением мне доводилось и доводится сталкиваться довольно часто, тем не менее, подойдя к этому вопросу с точки зрения аналитики получается совершенно иная картина.
Во-первых, реклама не изжила себя, потому как рекламные потоки буквально давят жителей мегаполисов со всех сторон. А если это происходит, то соответственно это актуально и, видимо, действенно.
Во-вторых, реклама это определенный контент, имеющий строгую ориентацию. В основном, она ориентирована на средний класс, точнее говоря на обитателей тесных панельных девятиэтажек на окраинах. Конечно, эта конкретизация довольно условна. Тем не менее, если проанализировать информацию исходящую из рекламных роликов по телевидению, из газет, из всплывающих блоков в интернете, из транспорта, из транспарантов, и т.д., и т.п. Можно увидеть, что она обращена к домохозяйкам, молодым семьям, студентам, детям, школьникам и проч. - то беж тем, чем бюджет далек от запредельного, ведь ценовая категория, рекламируемых товаров и услуг - не иная, как средняя или чуть ниже средней.
Соответственно, активно рекламируются товары и услуги максимально доступные, т.е. так называемые товары широкого потребления. Мне не удалось вспомнить ни одного рекламного ролика той же самой марки одежды Fred Perry/Ralph Lauren, которые за х/б поло требуют около 6-8 т.р, или же не припомню рекламы модного дома Christian Louboutin, цены на продукцию которого начинаются, как минимум, от 40 т.р., тратиться на широкую рекламу подобной продукции было бы просто нецелесообразно и не только по тому, что позволить себе подобное могут не многие.
В-третьих, если речь пошла о целесообразности рекламы, то стоит вспомнить о том, что цель рекламной компании - это не продать, а заявить о себе, о своем продукте. И здесь мы подходим к той самой "одиозности" и "навязчивости" рекламы. Как известно, при разработке рекламной концепции (Big Idea) перед пиарщиком стоят два пути: либо позитивная реклама, либо нет. Тот и другой случаи базируются на человеческой психологии. Как способы это могут быть: потакание чувству собственной важности, лень и конформизм, минимализм, юмор, скандал, секс, инстинкт заботы о потомстве или о животных, игра слов, вовлечение известного рекламного лица, различные тизеры, намеки и метафоры и т.д. В любой рекламе есть хоть что-то из вышеперечисленного, неважно, раздражает она или наоборот - импонирует.
В-четвертых, почему же ассоциативно мы воспринимаем рекламу в негативном свете? Я задумалась об этом, делая ментальную карту. Сначала я делила её на два поля: позитивная и негативная, негативные примеры оказалось вспомнить очень легко, а вот с позитивными было туго, потому пришлось убрать второе поле и работать с оставшимся - негативным. Из психологии абсолютно точно известно, что негативные эмоции оставляют наиболее яркий отпечаток, особенно если проецировать это на рекламу. Раздражающие нас ролики мы запоминаем, а более спокойные, не вызывающие недоумения не въедаются. Потому современная реклама - не провал, а хитроумный ход. Обратить внимание и за короткий промежуток времени заставить нас запомнить информацию куда проще, подключив негативную эмоцию. Ведь, как говорилось - цель заявить о себе, только потом уже продать как можно больше и в данном случае получается, что подобный подход себя более чем оправдывает.
Суммируя вышесказанное, получается, что реклама выступает не только посредником между производителем и потребителем, но и во многом выступает, как средство манипуляции вторым. Она является рычагом создания стереотипов и общества потребления. А её упор на средний класс позволяет ей распространять своё влияние как можно шире.