Сплоченность в психотерапевтических группах
Сплоченность является особенностью психотерапевтической группы. Проводился ее обстоятельный анализ с учетом последствий наличия или отсутствия сплоченности для хода и эффективности психотерапевтического процесса.
В работе A. Kosewska (1978) сплоченность понималась как привлекательность психотерапевтической группы для участников в сферах межличностной привлекательности; привлекательности норм, форм и целей группы; привлекательности группового психотерапевта. В работе анализировалась динамика сплоченности и ее связи с отдельными переменными психотерапевтического процесса. Были обследованы 119 человек, в том числе 70 больных неврозами, члены двух открытых психотерапевтических групп в Клинике неврозов ~в Варшаве и 49 студентов, больных неврозами, члены пяти открытых групп, проходивших курс лечения в реабилитационно-лечебном лагере. Выяснилось, что если группа привлекательна для пациентов, у них чаще наблюдались положительные результаты в улучшении самочувствия, инсайта и реориентации (которые измерялись 4-балльной шкалой оценок, описанной выше).
Сплоченность тесно связана с изменением установок относительно положительных интеракций и методов лечения (измеряемым семантическим дифференциалом Osgood).
В упомянутой работе подчеркивалось, что сплоченность группы не означает единодушия в суждениях и мнениях участников и не ведет к появлению в группе атмосферы давления, подчинения и зависимости. Группа, где сталкиваются различные точк:-1. зрения,
в которой возникает напряженность, а иногда и борьба, не перестает быть привлекательной для ее членов. Учитывая полученные в работе данные, можно сказать, что привлекательность группового психотерапевта очень важна, поскольку он является моделью проблемной активности на психотерапевтических занятиях (измеряется IPA Bales) и представителем принятых в данном заведении норм. Кроме того, в начале процесса психотерапии психотерапевт воспринимается группой как единственный авторитетный человек, способный им помочь. Поэтому, если психотерапевт является привлекательным для участников группы, в первой фазе лечения отмечается улучшение самочувствия больных, они охотнее принимают участие в занятиях по групповой психотерапии и чувствуют себя на них в безопасности.
Групповой психотерапевт
A. Kosewska и A. Pohorecka в своих исследованиях поставили своей задачей определение связи между некоторыми особенностями группового психотерапевта и характером его ролевого участия в работе группы, установление способов восприятия психотерапевта больными неврозами. Были обследованы 20 групповых психотерапевтов из трех психотерапевтических центров в Варшаве и Кракове и 279 пациентов с невротическими нарушениями и расстройствами личности, члены 29 открытых и закрытых групп. В исследованиях использовались:
— тест прилагательных Gough для определения
индивидуальных особенностей и идеального психо
терапевта (в восприятии групового психотерапевта
и пациентов);
— анкета с вопросами и ответами относительно по
ведения (цели, техники, способы руководства группой)
и эмоций группового психотералевта при работе с
группой на занятиях по групповой психотерапии. На
основе анкеты была определена степень открытости
и директивности группового психотерапевта (в вос
приятии последнего и пациентов);
— социометрический выбор для определения пози
ций психотерапевта в группе и сравниваемой с нею
позицией его в профессиональном коллективе;
— опросник сплоченности для определения прив-
лекательности психотерапевта для пациента и степени привлекательности для него группы;
— список прилагательных и шкала оценок для
определения степени однозначности группового пси
хотерапевта и степени позитивности образа пациен
тов из его группы;
— анкета для определения теоретической ориента
ции обследуемых психотерапевтов (цели психотерапии,
лечебные факторы, эффективность, характер ролево
го участия).
Исследования проводились дважды — в начале и в конце психотерапевтического процесса. В принципе, установлено совпадение восприятия пациентами поведения группового психотерапевта на занятиях с восприятием этого поведения самим психотерапевтом. Обследуемые групповые психотерапевты на занятиях по групповой психотерапии чаще всего ставили следующие цели: выражение пациентами эмоций и достижение инсайта, а также попытки реориентации (как в первой, так и в заключительной фазе). На занятиях использовались следующие техники: вопросы об эмоциях, интерпретации и предложения выполнения задач (в заключительной фазе).
Установлены совпадения в восприятии психотерапевтов, как относительно мало открытых, так и мало директивных.
Образ идеального группового психотерапевта был у исследуемых психотерапевтов и пациентов идентичен по интеллектуальным характеристикам, межличностным контактам и руководству, т. е. обе обследуемые группы видели психотерапевта в роли доброжелательного лидера-эксперта. Обследуемые психотерапевты отличались однозначностью образа в восприятии пациентов и соответствием собственного описания описаниям их личности пациентами.
Из проведенных обследований следует, что в изучаемых группах существует положительный климат для психотерапевтического отношения; это находит выражение в большом количестве положительных социометрических выборов, полученных психотерапевтом. Более открытые и директивные психотерапевты получали большее число положительных выборов. Групповые психотерапевты воспринимались пациентами преимущественно в роли эксперта, опекуна и модели поведения, что совпадает с теоретической установкой психотерапевтов. Психотерапевты, зани-
мающие высокую социометрическую позицию в профессиональной среде, имели такую же позицию в группе, низкая позиция в профессиональной среде не имела соответствующей оценки в группе.
Незначительные различия в восприятии психотерапевта на начальном и заключительном этапах выражаются:
— в изменении восприятия его роли в группе (на
чиная с роли эксперта и опекуна и кончая ролью лю
бимого человека),
— в изменении целей и техник, используемых на
занятиях, направленных на попытки реориентации
пациентов, т. е. изменение поведения. Эти изменения
отражают ориентацию обследованных групповых пси
хотерапевтов, стремление к самостоятельности от
дельных пациентов и группы в целом, работу группы
по изменению поведения в заключительной фазе пси
хотерапии.
На последующих этапах обработки результатов исследования будет проанализирована зависимость между вышеперечисленными переменными.