Сплоченность

Групповая сплоченность – это особый тип связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Члены высоко сплоченных групп искренне уважают друг друга, сотрудничают для того, чтобы достигнуть целей группы, и, как правило, добиваются большего, чем несплоченные группы (Evans & Dion, 1991). Наоборот, в группе, которая не является сплоченной, люди могут безразлично относиться друг к другу или не любить друг друга, испытывать мало интереса к групповым целям и могут своими действиями препятствовать успеху группы. Исследования (Balgopal, Ephross, & Vassil, 1986; Widmer & Williams, 1991) показывают, что развитию сплоченности в группах способствуют несколько факторов: привлекательность групповой цели, добровольное членство, ощущение свободы в выражении мнений и празднование достижений.

Группа становится более сплоченной, когда все ее члены чувствуют, что их ценят и уважают. Используя навыки активного слушания, эмпатии и совместного разрешения конфликтов руководитель сможет помочь группе развить свою сплоченность. Кроме того, группам следует выделять время на то, чтобы проанализировать взаимоотношения между ее членами, обсудить и разрешить личные противоречия между ними, прежде чем эти противоречия скажутся на сплоченности и результатах деятельности команды.

Групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную или конформистскую направленность. В случае позитивной направленности рабочая группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески.

В случае негативной направленности большая часть энергии коллектива тратится на участие в в конфликтах между различными группировками, формальными и неформальными лидерами. Производственные проблемы выходят на второй план.

Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельностью, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабочей группы: семья, личные проблемы, общественно политическая деятельность.

Нормы

Нормы — это ожидания относительно того, как члены группы будут себя вести, находясь в составе группы. Эффективные группы вырабатывают нормы, которые помогают достижению целей (Shimanoff, 1992) и укрепляют сплоченность (Shaw,1981).Нормы появляются с самого начала существования группы. Нормы возникают, изменяются и стабилизируются по мере того, как люди лучше узнают друг друга. Члены группы обычно подчиняются ее нормам и подвергаются наказанию со стороны группы в случаях, когда они этого не делают. Нормы могут развиваться путем формальных обсуждений и неформальных групповых процессов (Johnson &Johnson,2000).Некоторые группы предпочитают формулировать основные правила, предписанные нормы поведения, способствующие достижению целей группы и организации общения ее членов. К таким правилам могут относиться требования придерживаться повестки дня, не перебивать и активно слушать других, полноценно участвовать в работе группы, не переходить на личности в спорах и принимать решения совместно. В большинстве групп, однако, нормы возникают неформально. Когда мы становимся членами новой группы, мы пытаемся вести себя так, как вели себя, являясь членом других групп. Если остальные члены новой группы ведут себя соответственно нашему пониманию правил поведения, можно считать, что неформальная норма установилась. Некоторые возникающие в группе нормы могут препятствовать эффективной работе группы. Ренц и Грег (Renz &Greg, 2000) утверждают, что вы можете помочь своей группе изменить мешающую работе норму тем, что: 1)заметите эту норму и ее последствия; 2)опишете группе результаты действия этой нормы; 3)попросите других членов группы высказать свое мнение.

Наши рекомендации