Подготовительные упражнения.
12. Разворот "восьмерка"
Задачи:
1. Освоение приемов техники управления для разворота на ограниченном пространстве.
2. Формирование "чувства" переднего свеса автомобиля.
3. Построение сложных траекторий.
Содержание:
Водитель устанавливает автомобиль на старте между двумя ограничителями. По команде (сигналу) преподавателя он выполняет последовательно два разворота на 180° влево-вправо (фигура — "восьмерка" ) с обязательным прохождением через стартовый створ.
Дозировка: 50—70 разворотов в двух-трех занятиях и 3—4 попытки в контрольном занятии.
Методические указания:
Упражнение выполняется поточным методом. Направление маневрирования произвольное(первый разворот выполняется влево либо вправо но усмотрению водителя). Группа водителей, ожидающая старта, должна располагаться на расстоянии не менее 50 м от зоны упражнения. Каждый последующий водитель может въезжать в стартовую зону после того, как предыдущий завершает второй разворот на 180°
Данное упражнение может применяться с целью обучения маневрированию на ограниченной площадке. В ходе его выполнения водители изучают особенности управления автомобилем при сносе управляемых колес, знакомятся с маневром "заход" для выполнения быстрого разворота, отрабатывают навыки дозированного дросселирования для получения управляемого заноса, совершенствуют "чувство" габарита автомобиля.
При групповом обучении рекомендуется пользоваться фронтальным методом. Пары ограничителей устанавливают на продольной оси площадки с интервалом 50—60 м. Для группы из 12 автомобилей рекомендуется устанавливать не более шести створов. При этом на каждой фигуре упражнения поочередно тренируются два водителя. Водители, ожидающие своей очереди, должны находиться на расстоянии 10—20 м от зоны маневрирования автомобиля.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· разворот без предварительного захода;
· сбивание ограничителя после разворота из-за смещения траектории;
· неоправданное увеличение радиуса поворота.
Организационные указания:
1. Обучению должен предшествовать показ оптимальной геометрии движения.
2. Для повышения безопасности целесообразно постепенно повышать интенсивность занятия, применяя последовательно индивидуальный, поточный и фронтальный методы выполнения.
3. Следует предвидеть наиболее опасную ситуацию — встречное движение при сокращении дистанции (при поточном выполнении).
13. "Карусель"
Задачи:
1. Формирование "чувства" продольного и поперечного габаритов автомобиля.
2. Прогнозирование опасности при встречном разъезде.
3. Совершенствование навыков экстренного маневрирования.
Содержание:
Группа водителей преодолевает за направляющим кольцевую трассу, состоящую из четырех сочлененных кругов диаметром 40 м и пяти габаритных коридоров размером 3,5X20 м.
Условия маневрирования:
· равномерное движение на высокой скорости, исключающее снос передних колес на дуге поворота, и торможение рабочим тормозом на прямой;
· создание благоприятных условий для партнера при встречном разъезде на входе в коридор. При этом каждый водитель регулирует скорость дросселированием и торможением двигателем, чтобы пропустить встречный автомобиль или опередить его, не создавая своими маневрами опасность для других участников;
· безопасная дистанция между участниками 20— 25 м. При входе в коридор она может временно сокращаться до 5 м, поэтому торможение должно быть исключено.
Дозировка: по 15—20 мин в двух учебных занятиях.
Методические указания:
Вначале при ознакомлении с упражнением водители для заезда в габаритный коридор осуществляют движение по дугам произвольного радиуса. При этом максимальный радиус маневра ограничивается только поперечным размером учебной площадки и расстоянием между соседними коридорами. Затем радиус маневрирования сокращают с помощью разметки, ограничивающей поперечный размер площадки. Кроме того, на данном этапе предполагается повышение скорости до максимальной, при которой совершенствуются навыки управления вниманием. При этом водители должны добиваться умения фокусировать внимание на главном в данный момент объекте, действии и одновременно контролировать периферическим зрением другие важные объекты и их действие на динамику и траекторию движения партнера, собственное положение на трассе упражнения, выбор и выдерживание заданной траектории, последовательность выполняемых технологи чес к их one раций.
Маневр прохождения габаритного коридора имеет фазовый характер и включает в себя определенную последовательность действий водителя и операций:
· выбор оптимальной траектории для подъезда к габаритному коридору;
· оценки своего положения и траектории относительно статического габарита и цругихучастников движений;
· коррекция траектории с помощью приемов руления и дросселирования;
· своевременное выравнивание автомобиля для перехода к прямолинейному движению;
· оценка своего положения и траектории относительно правого и, в основном, левого ограничителей;
· коррекция траектории с помощью руления, позволяющего осуществить въезд-проезд-выезд из габаритного коридо-ра;
· оценка прохождения заднего габарита автомобиля через коридор;
· переход к следующему маневру.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· ломаная траектория движения;
· сбивание ограничителей, особенно задней частью автомобиля;
· недостаточная скорость проезда габаритного коридора;
· значительное снижение скорости движения при подъезде к коридору;
· отпускание рулевого колеса для самопроизвольного выравнивания управляемых колес;
· неправильное выполнение приемов руления;
· создание помехи другому участнику движения, не имеющему преимущества.
Организационные указания:
1. Выполнение упражнения предполагает пересечение траекторий автомобилей, поэтому водители обязаны соблюдать очередность проезда габаритного коридора. Если к габаритному коридору с разных сторон приближаются более двух автомобилей, то первым коридор проезжает водитель, не имеющий помехи справа, вторым — водитель автомобиля с противоположной стороны, затем поочередно водители каждой из сторон.
2. Преподаватель и инструктор должны располагаться в диаметрально противоположных углах площадки с тем, чтобы видеть как можно больше обучаемых и корректировать ошибки водителей с безопасной дистанции.
3. В случае сбивания ограничителей помощники преподавателя с соблюдением мер безопасности должны восстанавливать разметку трассы без остановки участников.
4. 14. "Змейка" ассимметричная
5. Задачи:
1. Совершенствование техники маневрирования.
2. Совершенствование навыков скоростного руления и вариативного дросселирования.
3. Приобретение навыков прогнозирования и построения сложных траекторий движения.
Содержание:
Водители, следуя за направляющим с дистанцией между автомобилями 15—20 м, последовательно объезжают слева и справа установленные на трассе ограничители. Маневрирование осуществляется с помощью приемов силового руления двумя руками на боковом секторе, вариативного дросселирования и неполного торможения.
Дозировка: по 15—20 мин в течение трех-четы-рех занятий без повторения схем разметки.
Методические указания:
Упражнение служит для совершенствования навыков маневрирования, приобретенных в предшествующих тренажерной и автодромной подготовках. Оно способствует также приобретению навыков, необходимых для прохождения сложных поворотов: доворота при прохождении сочлененных поворотов, выравнивания на выходе из поворотов, торможения на дуге поворота без выравнивания и др.
Обучение проводится в четыре этапа.
o Первый. Изучение особенностей маневрирования на различных траекториях. Один из принципов маневрирования: чем меньше радиус поворота, тем больший предварительный "заход" требуется автомобилю, чтобы избежать наезда задних колес на разметку.
o Второй. При круговом выполнении упражнения в одном направлении применяется торможение двигателем на дуге поворота, в другом — разгон дросселированием.
o Третий. Скорость выполнения упражнения повышается. В нем сочетаются разгон и маневрирование в двух сочлененных поворотах (S - образный поворот).
o Четвертый. На этом этапе применяется произвольная разметка трассы с асимметричной расстановкой ориентиров и чередованием коротких и длинных отрезков.
Асимметричная схема разметки трассы способствует развитию пространственного видения, совершенствованию нестандартных маневров, применению вариативных приемов управления. Упражнение предполагает воспитание творческого подхода к управлению автомобилем, подготовку водителей к действиям в сложных дорожно-транспортных ситуациях.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
o резкие действия при рулении и торможении в связи с нечетким прогнозом будущей траектории;
o сбивание ограничителей задними колесами автомобиля;
o неоправданное снижение скорости (перестраховка, неуверенность, медленное руление).
Организационные указания:
11. Число повторений выбирается с таким расчетом, чтобы избежать эффекта "привыкания" к трассе.
12. Наибольшую целесообразность имеет разметка с уменьшающимся шагом.
13. Одним из вариантов может служить произвольная разметка с бессистемными шагом и смещением.
14. Для снижения скорости перед финишем следует предусмотреть торможение сокращением шага разметки.
15. При двухпоточном и круговом расположениях ориентиров необходима зона безопасности между двумя полосами разметки.
Боковая разгрузка
Задачи
16. Изучение приемов опережающей стабилизации, позволяющей разгрузить одну из боковых сторон автомобиля перед ударом о препятствие (открытый колодец, яму и др.)
17. Формирование"чувства" загрузки колес ав-томобилц.
Содержание:
Водитель преодолевает трассу упражнения с установленными на ней автомобильными покрышками. Перед препятствием водитель, резко поворачивая рулевое колесо двумя руками, выполняет маневр в сторону покрышки. Возникающая при этом центробежная сила разгружает внутреннее колесо, и удар о припятствие смягчается.
Другой вариант этого маневра позволяет не только разгрузить колесо от веса автомобиля, но и оторвать его от грунта. Усиление эффекта при этом достигается предварительной раскачкой автомобиля с помощью контрсмещения (мини-поворота противоположной направленности, выполняемого перед основным маневром).
Дозировка:200—300 повторений втрех-четырех занятиях. Объем работы определяется способностями водителя к обучению, а также сформированными "чувствами" автомобиля.
Вначале необходимо изучить технику силового рывка двумя руками без перехватывания и выравнивания, следующего тотчас после маневра, на прямолинейном участке без разметки. Как только водитель ознакомится с особенностями руления, можно приступить к выполнению упражнения, используя низкие препятствия (на площадке устанавливают вырезанные из автопокрышек боковины). На этом этапе обучения необходимо добиться минимального увода передней части автомобиля при маневре и точного попадания разгруженного колеса на середину препятствия.
Упражнение следует выполнять с различной скоростью, изменяя для этого шаг разметки (расстояние между препятствиями).
Завершать подготовку нужно сложным маневром "контрсмещение - поворот - выравнивание". Предварительно надо достичь эффекта загрузки торможением двигателем, рабочим тормозом или включением понижающей передачи.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
o плавное руление, приводящее к повороту, а не к разгрузке;
o позднее выравнивание автомобиля после маневра;
o опоздание и, как следствие этого, создание загрузки, а не разгрузки;
o колесо не попадает на препятствие (промах).
Организационные указания:
При обучении группы водителей следует учитывать индивидуальные особенности каждого, так как это может существенно влиять на продолжительность обучения и конечный эффект. При возникновении сложностей в освоении приема следует применить метод лидирования или реального показа выполнения упражнения инструктором либо обученным водителем.
При поточном выполнении упражнения необходим контроль за дистанцией.
По возможности надо последовательно повышать высоту препятствия, а в заключение выполнять прием в реальных условиях, выбрав для этого естественное препятствие.
Контрольные упражнения.
16. "Змейка" скоростная
Задачи:
1. Оценка техники скоростного маневрирования.
2. Оценка способности прогнозирования траектории движения автомобиля в повороте.
Содержание:
По команде (сигналу)преподавателя водитель выполняет экстренное трогание и разгон, стремясь за минимальное время преодолеть трассу "змейка" (длина 100 м,расстояние до первого ограничителя 15 м, шаг разметки 25 м, финишный отрезок 15 м).
Старт осуществляется с места, финиш сходу. Торможение автомобиля начинается после прохождения финишного створа.
Дозировка: две попытки в контрольном занятии.
Методические указания:
На трассе запрещается движение задним ходом. В случае пропуска одного проезда водитель штрафуется прибавлением к времени прохождения дистанции 10 с. Такой же штраф предусмотрен за сбивание одного ограничителя на трассе. Момент пересечения финишного створа передним бампером автомобиля считается окончанием упражнения.
Результат каждой попытки определяется арифметической суммой времени, затраченного на прохождение дистанции(в секундах и долях секунды) и штрафного времени, начисленного за ошибки при выполнении упражнения. При зачете учитывается лучший результат.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· фальстарт (трогание с места до команды);
· сбивание последних ограничителей из-за непрерывного разгона до финиша;
· непопадание в финишный створ из-за потери управляемости вследствие сноса передних колес;
· наезд на препятствие или попутное столкновение с автомобилем, находящимся в зоне безопасности после финиша;
· вынос автомобиля с трассы и проезд не по схеме из-за чрезмерной скорости;
· остановка после финиша и создание помехи для следующего водителя.
Организационные указания:
1. Упражнение выполняется поточно на одной или двух трассах, размеченных с противоположных сторон учебной площадки. Между трасса ми обязательно должна быть предусмотрена зона безопасности.
2. После каждого старта водителю сообщают достигнутый им результат и лучший результат в группе.
3. Итоги тестирования объявляют водителям после построения автомобилей на исходной позиции.
Подъезд к тротуару
Задача: Оценка профессионального навыка подъезда к тротуару для посадки-высадки пассажиров.
Содержание:
По команде (сигналу)преподавателя водитель принимает старт, разгоняется на дистанции 40 м и маневрирует для подъезда к тротуару.
Дозировка: две попытки в контрольном занятии.
Методические указания:
Для выполнения маневра водитель, двигаясь в зоне разгона условно во втором ряду, предварительно замедляет скорость движения автомобиля методом ступенчатого торможения и начинает маневр. Объезжая условное препятствие с перестроением в правый ряд и применяя плавное торможение, он останавливает автомобиль как можно ближе к тротуару.
Оцениваются время прохождения дистанции и расстояние между задним колесом и кромкой тротуара. Каждые 20 см этого расстояния штрафуются 1 с. Штрафное время прибавляется к результату прохождения дистанции. При зачете учитывается лучший результат.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· позднее начало маневра при подъезде к тротуару;
· недостаточная скорость руления при повороте и выравнивании;
· недостаточное "чувство" переднего правого габарита;
· "недоезд" до контрольного ограничителя;
· сбивание передним свесом автомобиля тротуарных ограничителей;
· недостаточная скорость выполнения упражнения.
Организационные указания:
Вначале водитель выполняет упражнение в нескоростном режиме, знакомясь с оптимальной техникой маневра. Завершать же обучение следует в соревновательном режиме, используя поточный старт, хронометраж, штрафные санкции, выделяя лучших исполнителей. Такой режим позволяет повысить психологическую напряженность водителей. При выполнении упражнения преподаватели должны находиться на безопасном расстоянии от зоны остановки.
Заключение.
Экстренный маневр в критической ситуации можно рассматривать как "палочку-выручалочку" . Очень часто мы надеемся на приемы торможения и применяем их почти всегда, когда не уверены в своих силах и когда непростая дорожная ситуация перерастает в опасную. Но не всегда мы получаем тот эффект, на который рассчитывали.
Интенсивное торможение почти несовместимо с экстренным маневром. В ответ на полное блокирование колес автомобиль переходит на прямолинейную траекторию движения. Чем сильнее вы нажимаете на тормозную педаль, тем меньше автомобиль "слушается" управления.
Что же выбрать: экстренный маневр или экстренное торможение? Однозначного ответа нет, но в ряде ситуаций маневр может быть предпочтительнее из-за того, что дает больше возможностей предотвратить ДТП. Чаще всего эти способы сочетаются между собой, например: маневр-торможение, торможение-маневр-торможение и др. Особенно эффективен маневр тотчас после торможения. Какое-то мгновение сохраняется загрузка передних колес, поэтому автомобиль четко реагирует на действия рулевым колесом. Многие водители успешно и неожиданно для себя выходят из критической ситуации в последний момент, объезжая пешехода или препятствие. Хотя большинство из них не могут объяснить свою удачу, благодарить следует себя за непреднамеренные правильные действия. Для того, чтобы эта удача постоянно сопутствовала вам, необходимо довести до автоматизма навык скоростного маневра, который в этой книге обозначен как "загрузка-поворот-тяга" (см. упр.З)
Очень важно понять возможности автомобиля, которым вы управляете при экстренных маневрах, и, прежде всего, его реакцию на действия рулем. Не последнюю роль играют технические возможности автомобиля, особенно состояние передней подвески, углы схода, развала и наклона оси колес, давление в шинах. Поэтому у нового автомобиля обычно хорошая реакция на действия рулем, быстро растормаживаются колеса после отпускания тормозной педали, он незначительно кренится в повороте.
Чтобы экстренный маневр в критической ситуации стал компонентом безопасности, а не причиной ДТП, нужно:
· использовать загрузку передних колес перед началом маневра;
· выбирать скорость руления в зависимости от загрузки передних колес. Без загрузки возможно только плавное руление, с загрузкой — резкое;
· исключать паузы между загрузкой и поворотом, поворотом и тягой;
· предусматривать контраварийные действия (реакцию на занос) после серии из двух и более противонаправленных маневров, так как сочетание двух маневров чаще всего приводит к вращению автомобиля из-за явления "динамический хлыст" ;
· прежде чем резко тормозить или ускоряться на дуге маневра, распределить равномерно вес-автомобиля на все колеса(спортсмены говорят: "вернуть центр тяжести под себя" ), иначе накрененный автомобиль способен отреагировать заносом или вращением;
· контролировать "мышечным чувством" корпуса и рук устойчивость автомобиля при маневре и управляемость передних колес;
· после резкого маневра всегда быть готовым к борьбе за стабилизацию автомобиля при помощи реакции на занос, скоростного руления, дозированного торможения, компенсаторного дросселирования.