Мы немного устали. Давайте поиграем в «Перевертыши».
Ход урока
Родительский дом — это место из Рая…
Где время застыло на стрелках часов…
И мама, всем сердцем ошибки прощая,
Подарит тебе теплоту и любовь!
1. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители и гости! Я рада вас всех приветствовать на нашем семейном празднике. Сегодня мы не напрасно собрались здесь семьями, ведь говорить мы будем о самом дорогом - о семье.
Актуализация знаний
- Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего. И вы, составляя вместе с родителями свои родословные, узнали много нового и интересного. Выступление Лебедева Алекбера с рассказом о своей родословныой.
3. Знакомство с темой
Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…
(включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 30 секунд)
А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах.
Работа с пословицами. Соедините пословицы, объясните их значение и определите к какому типу психологического климата в семье они относятся.
На что и клад | и горе не берет |
Где любовь да совет | коли в семье вражда |
В семье разлад | коли в семье лад |
Согласную семью | там и горя нет |
Не будет добра | так и дому не рад |
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
"Сейчас я тебе семь вопросов задам...
Кто деток родит мне, богиня моя"?
И Ева покорно ответила: "Я".
"Кто пищу сготовит, о радость моя"?
И Ева все также ответила: "Я".
"Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя"!
"Я, я", - тихо молвила Ева, - " Я, я"...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
ü Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть семьи, где сформировались династии?
ü Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
ü Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество? Давайте посмотрим толкование данного понятия в словаре Ожегова: О́тчество— часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
ü Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени. (обучающиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй).
ü Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
Ребята, какие блюда стали традиционными за вашими семейными праздниками?
ü Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция. Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.
(читает стихотворение Щербаков Иван)
А дом заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов).
- Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?
А сейчас мы с вами немного попутешествуем и встретимся со смешными и забавными семейными традициями:
- Флаг, вывешенный в окне, в Дании сигнализирует о том, что здесь кто-то отмечает день рождения.
- В Корее, чтобы показать хозяевам дома, что еда вкусная, и застолье хорошее нужно очень громко чавкать.
- Интересная семейная традиция существует в Ирландии, там, на Новый год двери домов оставляют открытыми и желающие могут зайти в любую дверь. Его примут, как родного: посадят за стол и угостят ужином. Следующий день уже отмечают со знакомыми и друзьями.
- В Германии у некоторых семей сохранилась традиция, чтобы на Новый Год все члены семьи, независимо от возраста, забирались на стулья, перед тем как часы пробьют 12. А с последним ударом все «спрыгивают» в Новый Год.
- В восточных странах гостю всегда нальют неполную чашку чаю, а потом все время будут подливать. Но если гость надоест хозяевам, то ему нальют полную чашку чая. Когда визитер допьет чай, то он должен уйти.
Вот такие интересные традиции можно встретить в других странах.
Мы немного устали. Давайте поиграем в «Перевертыши».
1. Счастье перемещается кучами (Беда не приходит одна).
2. Начал развлекаться – трусливо сиди дома (Кончил дело – гуляй смело)
3. Собак пугать – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить)
4. Лысина – мужское безобразие (Коса – девичья краса)
5. С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
Мне бы очень хотелось. Чтобы наш урок мы закончили традиционно составлением синквейна со структурой: 1-2-3-4-1 (совместное составление на доске):
Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.
Дорожить ею нужно каждому.
Родители.
Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте с вами подведем итог нашего занятия:
- Что нового мы узнали на уроке? (ответы детей)
Мне очень бы хотелось узнать, понравился ли вам урок. Для этого возьмите стикер, который приклеен у вас на парте и нарисуйте соответствующий смайлик. Затем смайлик нужно приклеить на дерево настроения (Приложение 1).
Сегодня у нас с вами будет необычное домашнее задание. Вы получите свиток, на котором дома нужно нарисовать свой семейный герб (Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 2.