Психические состояния и психические свойства.
По своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами [30]. "Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности" [30, c.141-142]. Нас в первую очередь интересует взаимосвязь между ПС и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что свойства в гораздо большей степени поддаются непосредственному распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того, что, на наш взгляд, неврожденные свойства человека являются статистической мерой проявления тех или иных параметров ПС, либо их совокупностей (конструктов).
Согласно В. Далю состояние понимается как "положение, в каком кто или что состоит, находится, есть; отношения предмета" [41]. Исходя из этого, а также из положения В.А. Ганзена о том, что человек "однако в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии" [30, c.141], мы определяем ПС как временной срез психики человека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни в данный момент. Это определение несколько расходится с привычкой некоторых ученых говорить о том ил ином состоянии, когда некоторая совокупность особенностей психической жизни характеризуется устойчивостью, инвариантностью, реактивностью (ср. определение Н.Д. Левитова [86, c.20]). Примером такого подхода может служить следующее: ":психическое состояние личности характеризуется единством его динамичных и инвариантных характеристик. Сохраняя некоторую однородность своих характеристик на протяжении какого-либо временного периода, т.е. временную свою стабильность, психическое состояние вместе с тем в пределах этих характеристик изменчиво по силе, глубине, напряженности, переходит из одной фазы в другую" [183, c.22].
На необходимость привлечения категории ПС для понимания свойств указывает А.О. Прохоров [132], Левитов Н.Д.: "Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре характера" [88, c.114], а также Пуни А.Ц.: "состояние: можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов" [134, c.29]. Указание на то, что психические свойства есть лишь статистическая мера проявления ПС, есть и у А.Г. Ковалева: "Психические состояния нередко становятся типичными для данной личности, характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические свойства личности" [74, c.29]. Влияние опять-таки типичных состояний на качества личности можно найти у А.О. Прохорова [129]. Перов А.К. считает, что если психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки [121]. О том, что фазовые состояния (по И.П. Павлову - см. ниже) могут маскировать и демаскировать тип нервной системы писал Распопов П.П. [138, c.63]. О влиянии отрицательных эмоциональных состояний на формирование отрицательных черт характера на примере неврозов сообщил В.Н. Мясищев [111].
Имеются также экспериментальные данные о связи ПС и свойств.
Так в [157] говорится о влиянии ПС на формирование такого ПВК как "педагогический такт". В [142] сообщается о формировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной), нейротизма и интроверсии. О проявлении симптомокомплексов черт личности и ПС в экстремальных условиях говорится в [103]. Показана зависимость от свойств нервной системы появления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психического пресыщения [67]. О влиянии на формирование ПС со стороны свойств показал Б.Д. Лысков на примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей интенсивностью у флегматиков, интровертов и лиц с низким нейтротизмом [177, c.41].
Не будучи приобретенными, врожденные свойства также находят свое проявление в ПС, могут ими компенсироваться, либо развиваться. Интересные примеры компенсации и декомпенсации патологических свойств можно найти у Г.П. Климова [77]. Есть данные о связи агрессивности с наличием лишней Y-хромосомы и гипогликемией [194], а также уровнем тестостерона и гиповитамонозом А и С [140].
Современное развитие науки все более приводит к тому, что неизменного в фенотипе становится меньше и меньше. Тем более поводов сомневаться в корректности оперирования понятиями свойств там, где их можно заменить понятиями ПС.