Индивидуальные особенности памяти. Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемых типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.

Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти.

Например, А.С.Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения. Другим примером является В.А.Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Так, А.Л.Лурия обнаружил выдающуюся память у некого Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Существует ли связь между тем, как быстро человек запоминает и как долго помнит? Экспериментальные исследования показали, что строгой закономерности здесь нет. Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение. Нет также никакой определенной взаимосвязи между скоростью и точностью запоминания.

Далеко не часто встречаются люди, которые и быстро запо­минают, и длительно помнят, и точно воспроизводят, и вспоми­нают в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно по отношению к различному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии. Одни быстро и хорошо запоминают лица, но плохо— математический материал,других характеризует, хорошая музыкальная, но плохая «бытовая» память и т. д. А.С.Пушкин отличался исключительной памятью на литературные текты: страницу стихотворного текста он проч­но и надолго запоминал после двух -трех прочтений. И. П. Павлов часто помнил точные материалы опытов лучше, чем сотрудники, проводившие опыты.

Наиболее распространенная типология памяти связана с оцен­кой быстроты запоминания и прочности сохранения. Оптимально сочетание быстрого запоминания и прочного сохранения.

Среди школьников встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. При­чем эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко и полно его воспроизводят. Школь­ники, быстро запоминающие и длительно сохраняющие заученное, выделяются среди других учащихся успехами в усвоении знании.

Учителю приходится иметь дело с школьниками, медленно запоминающими учебный материал, но зато длительное время сохраняющих заученное. Таких школьников надо побуждать заучивать учебный материал путем активных повторений, при­менять различные приемы: слушать, читать, записывать, зари­совывать, опираться на наглядные пособия и т. д. Закреплен­ный в результате многократных повторений материал сохраняется в памяти у этих школьников также длительно и прочно, как и у учащихся, запоминающих быстро.

Среди учащихся встречаются и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро забывают выученное. Обычно на второй - третий день они уже плохо, неполно и неточно воспроизводят закрепленный материал. У таких школь­ников необходимо прежде всего воспитывать установку на дли­тельное запоминание и привычку самостоятельно повторять прой­денное через определенное время, их нужно постоянно проверять, контролировать. При усвоении нового материала учащимся надо давать индивидуальные задания — повторять то, что из прошлых знаний связано с новым материалом.

Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быст­рое забывание учебного материала. Отдельные дети, затрачивая много времени и сил на заучивание материала, воспроизводят его неточно и быстро забывают. Слабая продуктивность их памя­ти объясняется разными причинами. Как правило, плохое запо­минание наблюдается школьников, которые часто пропускают занятия, несистематически выполняют учебные задания, не владеют приемами запоминания. Этим детям надо регулярно помогать, терпеливо учить их приемам рационального заучивания. При соответствующей работе процессы запоминания и воспроиз­ведения у них значительно улучшаются.

Слабая продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, сильного переутомления. Для таких детей, кроме индивидуального обучения и непосредственной помощи в заучивании, необходим специальный режим: чередование учебной деятельности и отдыха, разумная дозировка учебных заданий и т. д.

Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не от плохой памяти, а от плохого внимания учащихся Если ученик рассеян на уроке или не привык сосредоточенно рабо­тать, он плохо воспринимает учебный материал, а, следовательно, ему нечего запоминать. Отсутствие внимания или недостаточное внимание учащегося на уроке — одна из важнейших причин пло­хого запоминания.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, — зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, речедвигательным).

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладает смешанными типами. Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти — слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух — вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т.д.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Развитие памяти.

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех — пятилетнего возраста.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Ошибочно считать, что дошкольникам свойственно лишь механическое запоминание. Наоборот, для них более характерна осмысленное запоминание: прежде чем что-нибудь запомнить, дети стараются понять то, что от них требуется. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психиче­ской деятельностью. Процессы памяти все более и более приоб­ретают характер произвольных процессов, постепенно развива­ется и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в младшем школьном возрасте наглядно-образная память еще про­должает сохранять большое значение.

Приступая к обучению в школе, дети уже способны к про­извольному и осмысленному запоминанию. Однако эта способ­ность у них еще развита слабо. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники на­учились произвольно и осмысленно запоминать учебный материал. Этому, в частности, способствует постоянное соотнесение, свя­зывание нового материала с усвоенным ранее. Тогда новые зна­ния усваиваются осмысленно, в соответствующей, последователь­ности и системе. Однако без помощи учителя младшие школь­ники самостоятельно не справляются с этой задачей.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

Основные понятия и ключевые слова: память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, генетическая и механическая память, ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту, нейронная и химическая теории, мнемическая деятельность, механическое и смысловое запоминание, забывание, ретроактивное торможение, амнезия, виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, долговременная, кратковременная и оперативная, типы памяти: зрительный, слуховой и двигательный.

Рекомендуемая литература:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. под общей ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова. — М.: Прогресс, 1980.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические психологические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

3. Боxарова С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. – Тернополь, 1997.

4. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М.: Наука, 1973.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

6. Зинченко П. И. Непроивольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

7. Лезер Ф. Тренировка памяти – М., 1995.

8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983.

9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о «большой» памяти. – М., 1968.

10. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.: Иэд-во МГУ, 1975.

11. РоговинМ.Н. Проблемы теории памяти. – М., 1997.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

13. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1966.

14. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается проявление памяти?

2. Дайте определение памяти.

3. Как протекают мнемические процессы?

4. В чем заключается ассоциативная теория механизмов памяти?

5. Какие вы знаете виды ассоциаций?

6. Что составляет физиологическую основу ассоциаций?

7. В чем заключается нейронная теория механизмов памяти?

8. Каковы особенности химической молекулярной теории механизмов памяти?

9. Что относится к основным характеристикам памяти и в чем их сущность?

10. Каковы виды и особенности запоминания?

11. Какая информация запоминается непроизвольно?

12. В чем сущность механического запоминания?

13. На чем основано осмысленное запоминание?

14. Каковы приемы осмысленного запоминания, повышающие его эффективность?

15. В чем заключаются особенности метода повторения?

16. Какие существуют виды сохранения запомненной информации?

17. В чем заключаются процессы воспроизведения и узнавания?

18. Каковы особенности процессов забывания?

19. Какие существуют основные подходы в классификации видов памяти?

20. В чем проявляется двигательная память?

21. Каковы особенности эмоциональной памяти?

22. Что является содержанием образной памяти?

23. В чем выражается словесно-логическая память?

24. В чем отличие непроизвольной памяти от произвольной?

25. Какие существуют виды памяти по продолжительности сохранения материала?

26. Дайте характеристику основным типам памяти.

27. Каковы особенности развития памяти?

Тестовые задания:

1. Какое высказывание относится к определению памяти?

А) отражение отдельных свойств предметов и явлений действующих на анализаторы;

Б) отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей;

В) запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта;

Г) обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

2. Какое утверждение относится к ассоциативной теории механизмов памяти?

А) под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы;

Б) связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти;

В) в коре головного мозга образуются цепи, по которым циркулируют биотоки и происходят изменения в синапсах;

Г) является носителем родовой памяти.

3. Какое высказывание относится к нейронной теории механизмов памяти?

А) в коре головного мозга образуются цепи, по которым циркулируют биотоки и происходят изменения в синапсах;

Б) связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти;

В) является носителем родовой памяти;

Г) под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы.

4. Какое утверждение относится к химической, молекулярной теории механизмов памяти?

А) связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти;

Б) является носителем родовой памяти;

В) под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы;

Г) в коре головного мозга образуются цепи, по которым циркулируют биотоки и происходят изменения в синапсах.

5. Что относится к определению запоминания?

А) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию;

Б) происходит в момент восприятия какого-либо объекта;

В) удержание запомненной информации в течение определенного времени;

Г) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

Д) процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

6. Сохранение – это…?

А) происходит в момент восприятия какого-либо объекта;

Б) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

В) удержание запомненной информации в течение определенного времени;

Г) процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации;

Д) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию.

7. Воспроизведение – это…?

А) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

Б) удержание запомненной информации в течение определенного времени;

В) процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации;

Г) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию;

Д) происходит в момент восприятия какого-либо объекта.

8. Узнавание – это…?

А) процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации;

Б) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию;

В) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

Г) происходит в момент восприятия какого-либо объекта;

Д) удержание запомненной информации в течение определенного времени.

9. Забывание – это…?

А) процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации;

Б) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

В) удержание запомненной информации в течение определенного времени;

Г) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию;

Д) происходит в момент восприятия какого-либо объекта.

10. Какое утверждение относится к объему памяти?

А) человек может воспроизвести запомненную информацию, когда это требуется;

Б) способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;

В) в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации;

Г) способность правильно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

11. Что относится к точности воспроизведения?

А) способность правильно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

Б) способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;

В) в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации;

Г) человек может воспроизвести запомненную информацию, когда это требуется.

12. Длительность памяти – это…?

А) человек может воспроизвести запомненную информацию, когда это требуется;

Б) в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации;

В) способность правильно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

Г) способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

13. Какое утверждение относится к готовности памяти?

А) способность правильно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

Б) способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;

В) человек может воспроизвести запомненную информацию, когда это требуется;

Г) в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

14. Механическое запоминание – это…?

А) основано на понимании внутренних логических связей;

Б) запоминание воспроизводимого материала на основе ассоциаций по смежности;

В) выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана;

Г) нахождение сходства и различия между запоминаемыми объектами.

15. Что относится к осмысленному запоминанию?

А) основано на понимании внутренних логических связей;

Б) нахождение сходства и различия между запоминаемыми объектами;

В) запоминание воспроизводимого материала на основе ассоциаций по смежности;

Г) выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана.

16. Что относится к приему сравнения?

А) основано на понимании внутренних логических связей;

Б) запоминание воспроизводимого материала на основе ассоциаций по смежности;

В) нахождение сходства и различия между запоминаемыми объектами;

Г) выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана.

17. Какое утверждение относится к приему осмысления?

А) основано на понимании внутренних логических связей;

Б) выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана;

В) нахождение сходства и различия между запоминаемыми объектами;

Г) запоминание воспроизводимого материала на основе ассоциаций по смежности.

18. Что относится к процессу памяти сохранения?

А) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию;

Б) удержание запомненной информации в течение определенного времени;

В) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

Г) происходит в момент восприятия какого-либо объекта.

19. Какое высказывание относится к узнаванию?

А) происходит в момент восприятия какого-либо объекта;

Б) удержание запомненной информации в течение определенного времени;

В) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

Г) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию.

20. Что относится к процессу воспроизведения?

А) происходит в момент восприятия какого-либо объекта.

Б) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию;

В) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

Г) удержание запомненной информации в течение определенного времени.

21. Что относится к процессу забывания?

А) процесс воссоздания образа объекта воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент;

Б) удержание запомненной информации в течение определенного времени;

В) происходит в момент восприятия какого-либо объекта;

Г) невозможность восстановить ранее воспринятую информацию.

22. Какой вид памяти относится к критерию по характеру психологической активности?

А) произвольная;

Б) долговременная;

В) двигательная;

Г) оперативная.

23. Какой вид памяти относится к критерию по характеру целей деятельности?

А) долговременная;

Б) оперативная;

В) двигательная;

Г) произвольная.

24. Какой вид памяти относится к критерию по продолжительности сохранения материала?

А) произвольная;

Б) непроизвольная;

В) оперативная;

Г) образная.

25. Какой вид памяти относится к критерию по характеру психологической активности?

А) произвольная;

Б) образная;

В) оперативная;

Г) непроизвольная.

26. Какой вид памяти относится к критерию по характеру целей деятельности?

А) непроизвольная;

Б) образная;

В) оперативная;

Г) произвольная.

27. Какой вид памяти относится к критерию по продолжительности сохранения материала?

А) образная;

Б) кратковременная;

В) произвольная;

Г) словесно-логическая.

28. Какой вид памяти относится к критерию по психической активности?

А) словесно-логическая;

Б) произвольная;

В) кратковременная;

Г) оперативная.

29. Какой вид памяти относится к критерию по психической активности?

А) эмоциональная;

Б) непроизвольная;

В) долговременная;

Г) оперативная.

30. Какое утверждение относится к двигательной или моторной памяти?

А) способность запоминать и воспроизводить чувства;

Б) выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей;

В) запоминание, сохранение и воспроизведение различных практических и трудовых навыков;

Г) воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений.

31. Какое высказывание относится к эмоциональной памяти?

А) способность запоминать и воспроизводить чувства;

Б) выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей;

В) воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений;

Г) запоминание, сохранение и воспроизведение различных практических и трудовых навыков.

32. Какое утверждение относится к образной памяти?

А) запоминание, сохранение и воспроизведение различных практических и трудовых навыков;

Б) выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей;

В) способность запоминать и воспроизводить чувства;

Г) воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений.

33. Что относится к словесно-логической памяти?

А) воспринятое раньше воспроизводится в форме представлений;

Б) выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей;

В) запоминание, сохранение и воспроизведение различных практических и трудовых навыков;

Г) способность запоминать и воспроизводить чувства.

34. Какое утверждение характеризует непроизвольную память?

А) запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания;

Б) при заполнении и воспроизведении присутствует цель и требуется волевое усилие;

В) характеризуется очень кратким сохранением воспринятой информации;

Г) обслуживает мнемические процессы непосредственно осуществляемые человеком, актуальные действия и операции.

35. Что относится к произвольной памяти?

А) характеризуется очень кратким сохранением воспринятой информации;

Б) при заполнении и воспроизведении присутствует цель и требуется волевое усилие;

В) обслуживает мнемические процессы непосредственно осуществляемые человеком, актуальные действия и операции;

Г) запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

36. Какое утверждение относится к кратковременной памяти?

А) при заполнении и воспроизведении присутствует цель и требуется волевое усилие;

Б) обслуживает мнемические процессы непосредственно осуществляемые человеком, актуальные действия и операции;

В) характеризуется очень кратким сохранением воспринятой информации;

Г) запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

37. Что относится к оперативной памяти?

А) характеризуется очень кратким сохранением воспринятой информации;

Б) запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания;

В) при заполнении и воспроизведении присутствует цель и требуется волевое усилие;

Г) обслуживает мнемические процессы непосредственно осуществляемые человеком, актуальные действия и операции.

Наши рекомендации