Материалы для самооценки родителей

Заведите дневник Ваших отношений с ребенком на какую-либо часть дня или на целый день. Каковы были Ваши действия?

Число Поправил(а), одернул(а) Похвалил(а), наградил(а) Вместе развлекались. Получил(а) удовольствие от общества ребенка Отказался(лась) выполнять просьбу: «Нет, я не могу этого сделать»
         
         

Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз Вы сказали ребенку:

- Я занята.

- Посмотри, что ты натворил.

- Не говори так быстро.

- Это надо делать не так.

- Неправильно.

- Хорошо.

- Когда же ты научишься?!

- Сколько раз я тебе говорила!

- Нет. Я не могу.

Вспомните, обсуждали ли Вы ребенка с другими в его присутствии:

- Он сведет меня с ума!

- Я никак не могу заставить его…

Ну и как?

Тема 5. Консультативная работа практического психолога в детском образовательном учреждении с родителями; с педагогами

Литература:

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

3. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии// Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/ Сост. В.Астапов. М., 1995. С.250-261.

4. Детская практическая психология/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2001.

5. Популярная психология для родителей/ Под ред. А.А.Бодалева. М., 1988.

6. Чейпи Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подготовьте сообщение или доклад по следующим тематическим разделам:

Раздел: Консультативная работа практического психолога с родителями

Консультативная работа с родителями проводится практическим психологом по поводу:

- готовности ребенка к школьному обучению;

- контроля за детьми, не посещающими детский сад;

- работа с родителями приемных детей;

- отклонений в развитии психики ребенка, связанных как с отсутствием минимума психологических знаний у родителей, так и с особенностями характера и поведения ребенка вследствие его соматической ослабленности; слабовыраженных органических нарушений нервной системы; яркой одаренности и т.п.

Раздел: Консультативная работа практического психолога с педагогами

Консультативная работа с педагогами проводится практическим психологом по поводу:

- самообразования;

- личностных проблем;

- контактов с коллегами и т.п.

Задание 2: Проанализируйте особенности работы практического психолога с родителями.

Работа психолога с родителями

(разработка Д.Чейпи адресована родителям детей, поступающих в школу)

Итак, начнем наблюдать...

Развитие познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи класси­фикации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой ис­тории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Базовый опыт ребенка

6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?

9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-ли­бо, есть ли у него хобби?

Языковое развитие

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные ок­ружающие его предметы?

12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различ­ные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены пред­меты: на столе, под столом?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать ка­кой-нибудь произошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спек­такле?

Уровень эмоционального развития

19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товари­щей)?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как чело­века, который многое может?

21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой зада­чи?

22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, сорев­новаться в выполнении задания с другими детьми?

Общение

23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует си­туация?

25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Физическое развитие

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторо­го времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительные способности

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхо­жие формы?

33. Например, найти картинку, непохожую на остальные?

34. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?

35. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

36. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жиз­ни?

Зрительное восприятие

37. Способен ли ребенок разложить по порядку (в задан­ной последовательности) серию картинок?

38. Понимает ли ребенок, что читает слева направо?

39. Может ли он самостоятельно, без посторонней по­мощи сложить головоломку из 15 элементов?

40. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформу­лировать главную мысль, проследить связи?

Слуховые способности

Наши рекомендации