Материалы для самооценки родителей
Заведите дневник Ваших отношений с ребенком на какую-либо часть дня или на целый день. Каковы были Ваши действия?
Число | Поправил(а), одернул(а) | Похвалил(а), наградил(а) | Вместе развлекались. Получил(а) удовольствие от общества ребенка | Отказался(лась) выполнять просьбу: «Нет, я не могу этого сделать» |
Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз Вы сказали ребенку:
- Я занята.
- Посмотри, что ты натворил.
- Не говори так быстро.
- Это надо делать не так.
- Неправильно.
- Хорошо.
- Когда же ты научишься?!
- Сколько раз я тебе говорила!
- Нет. Я не могу.
Вспомните, обсуждали ли Вы ребенка с другими в его присутствии:
- Он сведет меня с ума!
- Я никак не могу заставить его…
Ну и как?
Тема 5. Консультативная работа практического психолога в детском образовательном учреждении с родителями; с педагогами
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
3. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии// Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/ Сост. В.Астапов. М., 1995. С.250-261.
4. Детская практическая психология/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2001.
5. Популярная психология для родителей/ Под ред. А.А.Бодалева. М., 1988.
6. Чейпи Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Подготовьте сообщение или доклад по следующим тематическим разделам:
Раздел: Консультативная работа практического психолога с родителями
Консультативная работа с родителями проводится практическим психологом по поводу:
- готовности ребенка к школьному обучению;
- контроля за детьми, не посещающими детский сад;
- работа с родителями приемных детей;
- отклонений в развитии психики ребенка, связанных как с отсутствием минимума психологических знаний у родителей, так и с особенностями характера и поведения ребенка вследствие его соматической ослабленности; слабовыраженных органических нарушений нервной системы; яркой одаренности и т.п.
Раздел: Консультативная работа практического психолога с педагогами
Консультативная работа с педагогами проводится практическим психологом по поводу:
- самообразования;
- личностных проблем;
- контактов с коллегами и т.п.
Задание 2: Проанализируйте особенности работы практического психолога с родителями.
Работа психолога с родителями
(разработка Д.Чейпи адресована родителям детей, поступающих в школу)
Итак, начнем наблюдать...
Развитие познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Базовый опыт ребенка
6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Языковое развитие
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Уровень эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Общение
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Физическое развитие
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительные способности
Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы?
33. Например, найти картинку, непохожую на остальные?
34. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?
35. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
36. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
37. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
38. Понимает ли ребенок, что читает слева направо?
39. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
40. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Слуховые способности