VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

VI Вопросы к экзамену

Студент может быть допущен к экзамену при условии выполнения им всех заданий контрольной работы, а также положительных оценок на семинарских занятиях.

Представленный ниже перечень вопросов к экзамену отражает содержание всего курса. Способ организации и проведения экзамена может быть различным: традиционным (по билетам), активным (методом деловой игры), экспресс-диагностическим (блиц-опрос по всему курсу), тестовым. Вне зависимости от формы проведения экзамена знания студентов могут быть выявлены в любой из них.

Вопросы к экзамену

1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.

2. История становления педагогической психологии.

3. Предмет и задачи педагогической психологии.

4. Специфика методов исследования педагогической психологии.

5. Сравнительный анализ и содержательное обобщение понятий: учение, обучение, научение, обучаемость, учебная деятельность.

6. Виды научения.

7. Механизмы научения.

8. Факторы успешности научения.

9. Психологическая структура учебной деятельности.

10. Психолого-педагогические требования к содержанию учебной деятельности.

11. Формы и методы организации учебной деятельности.

12. Понятие о педагогических технологиях.

13. Активные методы обучения.

14. Структура деятельности субъектов образовательного процесса.

15. Сравнительный анализ психологической структуры учения и обучения.

16. Сравнительный анализ психологической структуры учебной и профессиональной деятельности.

17. Мотивы учебной деятельности. Произвольная мотивация (В.А.Иванников).

18. Развитие мотивации учебной деятельности школьников.

19. Развитие мотивации учебной деятельности студентов.

20. Проблема взаимообусловленности обучения, развития и воспитания.

21. Проблемы педагогического общения.

22. Развитие личности в обучении.

23. Организация и управление межличностным взаимодействием в учебной деятельности.

24. Сензитивность в обучении и развитии. Особенности обучения младших школьников.

25. Особенности обучения и воспитания школьников подросткового возраста.

26. Специфика обучения и воспитания старшеклассников.

27. Проблемы обучения студентов.

28. Проблемы обучения взрослых.

29. Основные дидактические принципы экспериментальной системы обучения Л.В.Занкова.

30. Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

31. Теория содержательного обобщения: виды обобщения в обучении (В.В.Давыдов).

32. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

33. Концепция проблемного обучения А.М.Матюшкина.

34. Принцип проблемности в обучении.

35. Классификация проблемных ситуаций (А.М.Матюшкин).

36. Теория контекстного обучения А.А.Вербицкого.

37. Развитие мотивации в контекстном обучении.

38. Проблемы программированного обучения (Б.Ф.Скиннер).

39. Развитие профессиональной деятельности педагога.

40. Психологические требования к личности педагога. Профессионально важные качества педагога.

VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, - М., 2013.

2. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, - СПб., 1999.

3. Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Перевод с англ. – М., 2002. – 572 с.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов, - М., 1998.

5. Теории учения. Хрестоматия./Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской, - М., 1996.

6. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб., 2004. – 474 с.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - СПб., 1998.

Дополнительная литература

8. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. – М., 1994.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. /Под ред. А.А.Бодалева и Б.Ф.Ломова, М., 1980.

10. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие., М., 2006. – 184 с.

11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986.

12. Бине А. Измерение умственных способностей. – СПб., 1998.

13. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

14. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

15. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983

16. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1992

17. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение./ Монография. – М., 1999. – 75 с.

18. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. – М., 2000. – 200 с.

19. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1999. – 536 с.

20. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

21. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002. – 400 с.

22. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М., 1992

23. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб., 1997. – 608 с.

24. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, – М., 1972.

25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

26. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. – М., 1998.

27. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1997.

28. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

29. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963.

30. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М., 1986.

31. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – 144 с.

32. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.,1986.

33. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, - 2-е изд., расш., испр., доп., - Ростов н/Д., 1998.

34. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии, - М., 1972

35. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя, - Л., 1985.

36. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности, - Л., 1970.

37. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых, - М., 1985.

38. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследования познавательной деятельности учащихся вечерней школы, - М., 1977.

39. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, - М., 1979.

40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, - М., 1981.

41. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991. – 296 с.

42. Маркова А.К. Психология труда учителя, - М., 1993.

43. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, - М., 1983.

44. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, - М., 1990.

45. Матюшкин А.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе, - М., 1977.

46. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, - М., 1986.

47. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, - М., 1975.

48. Минияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя, - Самара, 1996.

49. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб., 2003. – 536 с.

50. Педагогические технологии: Учебное пособие/Под общей ред. В.С.Кукушкина. – Ростов н/Д, 2002. – 320 с.

51. Петровский В.А. Психология воспитания, - М., 1995.

52. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, - СПб., 1997.

53. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка, - СПб., 1997.

54. Пономарев Я.А. Психология творчества, - М., 1976.

55. Потребности и мотивы студентов в учебной деятельности / Отв. ред. Ю.М.Орлов, - М., 1976.

56. Практикум по дидактике и современным методикам обучения./ А.В.Хуторской. - СПб., 2004. -541 с.

57. Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник…, М., 1997.

58. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В.Брушлинского, - М., 1997.

59. Психология: Биографический библиографический словарь. / Пер. с англ. – СПб., 1999.

60. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса, - М., 1996.

61. Психология, Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского и м.Г.Ярошевского, 2-е изд., - М., 1990.

62. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной, - М., 1991.

63. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся, - М., 1990.

64. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика, - Ростов н/Д, 1996.

65. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования, - М., 1958.

66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т. 2, - М., 1989.

67. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей, - М., 1996.

68. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство), - СПб., 1998.

69. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения, - М., 1987.

70. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, - М., 1990.

71. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя, - М., 1995.

72. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления общеобразовательным процессом. Учебное пособие, - М., 1997.

73. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин, - Минск, 1998.

74. Солсо Р.Л. Когнитивная психология, - М., 1996.

75. Стоунс Э. Психопедагогика, - М., 1984.

76. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ, - М., 1980.

77. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе, - М., 1983.

78. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, - М., 1984.

79. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т., - М., 1950.

80. Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой, - М., 1982.

81. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении, 1984.

82. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования, - М., 1997.

83. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя, - М., 1998.

84. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.Ильясова, В.Я.Ляудис, - М., 1981.

85. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А.И.Красило, А.П.Новгородцева, - М., 1995.

86. Хрестоматия по психологии. / Сост. В.В.Мироненко, - М., 1987.

87. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие. / Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе, - М., 1996.

88. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы, - М., 1993.

89. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей, - М., 1994.

90. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, - М., 1993.

91. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников, - М., 1972.

92. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды, - М., 1989.

93. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников, - М., 1980.

94. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов, - М., 1994.

Периодические издания

1. Вопросы психологии

2. Вопросы психологии экстремальных ситуаций

3. Журнал практического психолога

4. Журнал прикладной психологии

5. Конфликтология

6. Культурно-историческая психология

7. Международный журнал социальных наук РАН (ЮНЕСКО)

8. Мир психологии

9. Молодежь и общество

10. Психологический журнал

11. Сотис: социальные технологии; исследования

12. ЧФ: Социальный психолог

Интернет-ресурсы:

1. http://flogiston.ru/library – классические труды по психологии;

2. http://www.psychology.ru/library – каталог текстов по психологии, классические авторы;

3. http://www.psychology-online.net – психологические статьи и материалы.

Наши рекомендации