VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
VI Вопросы к экзамену
Студент может быть допущен к экзамену при условии выполнения им всех заданий контрольной работы, а также положительных оценок на семинарских занятиях.
Представленный ниже перечень вопросов к экзамену отражает содержание всего курса. Способ организации и проведения экзамена может быть различным: традиционным (по билетам), активным (методом деловой игры), экспресс-диагностическим (блиц-опрос по всему курсу), тестовым. Вне зависимости от формы проведения экзамена знания студентов могут быть выявлены в любой из них.
Вопросы к экзамену
1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.
2. История становления педагогической психологии.
3. Предмет и задачи педагогической психологии.
4. Специфика методов исследования педагогической психологии.
5. Сравнительный анализ и содержательное обобщение понятий: учение, обучение, научение, обучаемость, учебная деятельность.
6. Виды научения.
7. Механизмы научения.
8. Факторы успешности научения.
9. Психологическая структура учебной деятельности.
10. Психолого-педагогические требования к содержанию учебной деятельности.
11. Формы и методы организации учебной деятельности.
12. Понятие о педагогических технологиях.
13. Активные методы обучения.
14. Структура деятельности субъектов образовательного процесса.
15. Сравнительный анализ психологической структуры учения и обучения.
16. Сравнительный анализ психологической структуры учебной и профессиональной деятельности.
17. Мотивы учебной деятельности. Произвольная мотивация (В.А.Иванников).
18. Развитие мотивации учебной деятельности школьников.
19. Развитие мотивации учебной деятельности студентов.
20. Проблема взаимообусловленности обучения, развития и воспитания.
21. Проблемы педагогического общения.
22. Развитие личности в обучении.
23. Организация и управление межличностным взаимодействием в учебной деятельности.
24. Сензитивность в обучении и развитии. Особенности обучения младших школьников.
25. Особенности обучения и воспитания школьников подросткового возраста.
26. Специфика обучения и воспитания старшеклассников.
27. Проблемы обучения студентов.
28. Проблемы обучения взрослых.
29. Основные дидактические принципы экспериментальной системы обучения Л.В.Занкова.
30. Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
31. Теория содержательного обобщения: виды обобщения в обучении (В.В.Давыдов).
32. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
33. Концепция проблемного обучения А.М.Матюшкина.
34. Принцип проблемности в обучении.
35. Классификация проблемных ситуаций (А.М.Матюшкин).
36. Теория контекстного обучения А.А.Вербицкого.
37. Развитие мотивации в контекстном обучении.
38. Проблемы программированного обучения (Б.Ф.Скиннер).
39. Развитие профессиональной деятельности педагога.
40. Психологические требования к личности педагога. Профессионально важные качества педагога.
VII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, - М., 2013.
2. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, - СПб., 1999.
3. Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Перевод с англ. – М., 2002. – 572 с.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов, - М., 1998.
5. Теории учения. Хрестоматия./Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской, - М., 1996.
6. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб., 2004. – 474 с.
7. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - СПб., 1998.
Дополнительная литература
8. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. – М., 1994.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. /Под ред. А.А.Бодалева и Б.Ф.Ломова, М., 1980.
10. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие., М., 2006. – 184 с.
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986.
12. Бине А. Измерение умственных способностей. – СПб., 1998.
13. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
14. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
15. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983
16. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1992
17. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение./ Монография. – М., 1999. – 75 с.
18. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. – М., 2000. – 200 с.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1999. – 536 с.
20. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
21. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2002. – 400 с.
22. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М., 1992
23. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб., 1997. – 608 с.
24. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, – М., 1972.
25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
26. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. – М., 1998.
27. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1997.
28. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
29. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963.
30. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М., 1986.
31. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – 144 с.
32. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.,1986.
33. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, - 2-е изд., расш., испр., доп., - Ростов н/Д., 1998.
34. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии, - М., 1972
35. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя, - Л., 1985.
36. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности, - Л., 1970.
37. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых, - М., 1985.
38. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследования познавательной деятельности учащихся вечерней школы, - М., 1977.
39. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, - М., 1979.
40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, - М., 1981.
41. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991. – 296 с.
42. Маркова А.К. Психология труда учителя, - М., 1993.
43. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, - М., 1983.
44. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, - М., 1990.
45. Матюшкин А.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе, - М., 1977.
46. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, - М., 1986.
47. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, - М., 1975.
48. Минияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя, - Самара, 1996.
49. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб., 2003. – 536 с.
50. Педагогические технологии: Учебное пособие/Под общей ред. В.С.Кукушкина. – Ростов н/Д, 2002. – 320 с.
51. Петровский В.А. Психология воспитания, - М., 1995.
52. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, - СПб., 1997.
53. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка, - СПб., 1997.
54. Пономарев Я.А. Психология творчества, - М., 1976.
55. Потребности и мотивы студентов в учебной деятельности / Отв. ред. Ю.М.Орлов, - М., 1976.
56. Практикум по дидактике и современным методикам обучения./ А.В.Хуторской. - СПб., 2004. -541 с.
57. Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник…, М., 1997.
58. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В.Брушлинского, - М., 1997.
59. Психология: Биографический библиографический словарь. / Пер. с англ. – СПб., 1999.
60. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса, - М., 1996.
61. Психология, Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского и м.Г.Ярошевского, 2-е изд., - М., 1990.
62. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной, - М., 1991.
63. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся, - М., 1990.
64. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика, - Ростов н/Д, 1996.
65. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования, - М., 1958.
66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т. 2, - М., 1989.
67. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей, - М., 1996.
68. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство), - СПб., 1998.
69. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения, - М., 1987.
70. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, - М., 1990.
71. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя, - М., 1995.
72. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления общеобразовательным процессом. Учебное пособие, - М., 1997.
73. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин, - Минск, 1998.
74. Солсо Р.Л. Когнитивная психология, - М., 1996.
75. Стоунс Э. Психопедагогика, - М., 1984.
76. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ, - М., 1980.
77. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе, - М., 1983.
78. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, - М., 1984.
79. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т., - М., 1950.
80. Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой, - М., 1982.
81. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении, 1984.
82. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования, - М., 1997.
83. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя, - М., 1998.
84. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.Ильясова, В.Я.Ляудис, - М., 1981.
85. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А.И.Красило, А.П.Новгородцева, - М., 1995.
86. Хрестоматия по психологии. / Сост. В.В.Мироненко, - М., 1987.
87. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие. / Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе, - М., 1996.
88. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы, - М., 1993.
89. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей, - М., 1994.
90. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, - М., 1993.
91. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников, - М., 1972.
92. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды, - М., 1989.
93. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников, - М., 1980.
94. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов, - М., 1994.
Периодические издания
1. Вопросы психологии
2. Вопросы психологии экстремальных ситуаций
3. Журнал практического психолога
4. Журнал прикладной психологии
5. Конфликтология
6. Культурно-историческая психология
7. Международный журнал социальных наук РАН (ЮНЕСКО)
8. Мир психологии
9. Молодежь и общество
10. Психологический журнал
11. Сотис: социальные технологии; исследования
12. ЧФ: Социальный психолог
Интернет-ресурсы:
1. http://flogiston.ru/library – классические труды по психологии;
2. http://www.psychology.ru/library – каталог текстов по психологии, классические авторы;
3. http://www.psychology-online.net – психологические статьи и материалы.