Конкурентная и кооперативная коммуникация
ШКОЛА ОБЩЕНИЯ
Эффективность процесса общения, коммуникаций во многом зависит от умения слушать. Слушание – это такой элемент речевой коммуникации, который в наибольшей степени достоин того, чтобы уделить ему внимание.
Для того, чтобы обратить внимание ребят на это и для проверки способности слушать и анализировать услышанное можно использовать следующие тесты:
Что такое слушание
Инструкция: прочитайте каждое утверждение из приведенных ниже и скажите, согласны Вы с ним или нет.
Этот тест можно проводить и следующим образом: прочитать его в группе, а ребята будут отмечать под цифрами от 1 до 10 – «да», «нет».
1. Умение слушать развивается естественно.
2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.
3. Способность слышать в значительной степени определяет способность слушать.
4. Говорение – более важная часть процесса коммуникации, чем слушание.
5. Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности.
6. Слушание – это автоматический непроизвольный рефлекс.
7. Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание.
8. Слушание – это только понимание слов говорящего.
9. Успех коммуникации зависит главным образом от оратора.
10. Оратор может контролировать процесс слушания в аудитории.
Интерпретация. Самым эффектным является результат: ни одно из приведенных утверждений не является правильным, все они – ложны.
После этого можно проводить следующее задание.
Тест. Проверьте свою способность слушать и анализировать
Инструкция. Прослушайте короткий текст один раз и как можно быстрее оцените следующие за ним утверждения как истинные ложные.
Текст
Торговец только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.
1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине.
2. Грабитель не требовал денег.
3. Владелец магазина собрал содержимое кассы.
4. В кассе были деньги, но не сказано, сколько.
5. В событии принимал участие полицейский.
Ответы
1. Ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».
2. Истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и «грабитель, который поспешно скрылся», - одно и то же лицо.
3. Ложно, так как не сказано, кто именно собрал содержимое.
4. Ложно, так как «содержимое» – не обязательно деньги.
5. Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа.
Вывод
Следовательно, необходимо учиться слушать. Но прежде всего надо обратить внимание на недостатки традиционного слушания:
1) бездумное восприятие, когда звучащая речь, музыка является только фоном для какой-либо деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними делами, уроками);
2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;
3) аналитическая узость восприятия, то есть неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.
Для понимания важности внимательности, корректности в коммуникационных взаимодействиях можно использовать классический пример искажения при передаче сообщения в иерархической структуре – армии - в связи с важным явлением природы.
1. Капитан, вызывая адъютанта:
– Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме.
2. Адъютант – дежурному сержанту:
- По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме.
3. Дежурный сержант – капралу:
- По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в форменной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день.
4. Дежурный капрал – солдатам:
- Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день.
5. Один солдат – другому:
- Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в форменной одежде, а это бывает не каждый день.
Пример такой «коммуникации» может только вызвать улыбку.
«Испорченный телефон»
Для того, чтобы почувствовать на себе проблемы коммуникационных взаимодействий, можно провести игру «Испорченный телефон». Условия ее проведения следующие:
1. Группа до 15 человек.
2. Задание: передать по принципу детской игры «Испорченный телефон» несколько фраз, а затем сравнить то, что услышал первый от ведущего с тем, что услышал последний человек в цепочке передачи сообщения.
3. Желательно выбрать различные типы текста: а) длинное предложение со сложными деепричастными оборотами, б) известное четверостишие, в) пословицу.
Например:
- Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовые к занятиям, что очень мешает преподавателям.
- Мы все учились понемногу
Чему –нибудь и как-нибудь;
Так воспитаньем слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
- На дворе – трава,
На траве – дрова.
4. После игры необходимо провести обсуждение:
1) почему получился именно такой результат?
2) какие нужно выбирать фразы, чтобы все могли их правильно понять и передать без искажения?
3) предложить рассказать собственные примеры, которые привели к каким результатам (смешные, печальные);
Возможный вывод: легче понимается, воспроизводится текст, состоящий из коротких односложных по смыслу предложений, простых или знакомых предложений.
5. В заключении следует предложить ребятам сформулировать советы «другим», как избежать искажений.
Конкурентная и кооперативная коммуникация
Упражнение выявляет важные приемы общения между людьми в группе. В каждой группе должно быть пять человек, которые располагаются вокруг стола.
* |
Рис. Квадраты, размеченные для разрезания их на фрагменты и размещения их в разные конверты
1. Каждая группа получает пакет с пятью конвертами, содержащими материалы, изображенные на рисунке (см. рис).
2. Каждая группа должна собрать пять квадратов одного размера из полученных в конвертах материалов.
3. Разрешается собирать квадраты любым способом, выполняя следующие правила:
1) нельзя разговаривать или пользоваться жестами;
2) участники могут передавать фрагменты друг другу, но не могут брать их самовольно;
3) нельзя собрать все содержимое конвертов в общую кучу, и затем разбить их или делать вклады в этот общий «банк»;
4) нельзя складывать или перекрывать кусочки;
5) все кусочки должны быть использованы (каждый квадрат состоит из трех кусочков);
6) за один раз можно передать только один кусочек;
7) все материалы передаются только от одного конкретного лица – другому.
При обсуждении этого упражнения задаются вопросы: как точно выполнялись правила? Какое было нарушено? Почему? Ребята конкурировали или сотрудничали друг с другом? До какой степени? Были ли изменения по мере выполнения работы? Когда один из участников собирал свой квадрат, выходил ли он из игры, хотя другие продолжали работать? В какой группе квадраты собрали быстрее и почему? Какие параллели усматриваются между этим упражнением и жизнью?