Тестовые задания по теме с эталонами ответов. 1) потребность, нужда в чем-то.
1. Желания – это:
1) потребность, нужда в чем-то.
2) отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
3) осознаваемая потребность деятельности или общения.
4) осознание объекта потребности, а также возможности его удовлетворения,
2. Влечения – это:
1) центральное понятие психоанализа.
2) неосознанное желание.
3) психическое состояние, выражающее неосознаваемую (или мало осознаваемую) и недифференцированную потребность человека.
4) состояние, предшествующее желанию,
3. Стремления – это:
1) первичное побуждение к деятельности. первичное переживание потребности.
2) динамическая тенденция, выражающаяся в виде влечения или желания.
3) единство желания и волевого компонента,
4) единство влечения и волевого компонента.
4. Склонности – это:
1) избирательная направленность человека на определенную деятельность.
2) устойчивая потребность индивида в какой-либо деятельности.
3) предпосылка развития тех или иных способностей.
4) задатки развития.
5. Убеждения – это:
1) способ вербального влияния на кого-либо с использованием законов формальной логики.
2) осмысленное принятие человеком сведений, идей, основанное на их анализе и оценке.
3) основной метод в научной полемике и процессе воспитания.
4) система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов.
5) стержень личности.
Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. В сказке Д. Киплинга «Маугли» человеческий детеныш, воспитанный животными, умел говорить, ходить на двух конечностях, ловко владеть ножом. Могло ли такое быть на самом деле?
Ответ: Будучи оторванным от человеческого общества в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь и безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна).
2. Ниже приведены психологически значимые признаки человека. Отнесите эти признаки к одному из трех понятий — «индивид», «личность», «индивидуальность»:
1) высокая чувствительность нервной системы.
2) словесно-логическое запоминание.
3) преобладание процесса возбуждения над торможением.
4) абстрактное мышление.
5) владение своим поведением.
6) необычайно тонкое обоняние.
7) способность к сочувствию.
8) высокая скорость образования условных связей.
9) выделение себя из окружающего мира.
10) ответственность за свои поступки.
11) функциональная специализация полушарий головного мозга.
Объясните свое решение.
Перечень и стандарты практических умений.
Владение представлением о детерминантах развития личности. владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации биологических и социальных детерминант в развитии личности.
Примерная тематика НИРС по теме.
1. Условия, факторы и движущие силы психического развития.
2. Основные закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в разных теориях.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 20
Тема: «Человек как индивидуальность».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: интерактивное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссии.
3. Значение темы: формирование представлений о психологических проявлениях индивидуальности человека, знакомство с базовыми предметными категориями, формирование профессиональной позиции на проблему индивидуальности.
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
4. Место проведения определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.